ЛУНА 2112
("Moon", Великобритания, 2009)
Режиссёр: Данкан Джонс.
В ролях: Сэм Рокуэлл, Доминик Макэллиготт, Кайа Скоделарио, Мэтт Берри, Робин Чалк, Малколм Стюарт, Бенедикт Вонг, Кевин Спэйси (голос робота).
Жанр: фантастика. Сэм Белл (Рокуэлл) - астронавт-контрактник, подрядившийся на длительную одиночную вахту на лунном горнодобывающем комплексе компании "Лунар". Комплекс обеспечивает добычу изотопа гелий-3, с помощью которого удалось остановить катастрофический энергетический кризис на Земле. Проведя на лунной базе "Саранг" в одиночестве почти три года, Сэм считает дни, оставшиеся до возвращения на Землю. Дома остались жена и маленькая дочь, с которыми он изредка общается по спутниковой связи. Белл пытается занять время, которое тянется здесь необыкновенно медленно - поливает растения, вырезает по дереву и переговаривается со своим единственным "другом", говорящим бортовым роботом по имени ГЕРТИ. Ждать возвращения на Землю осталось недолго, но тут сказывается многолетнее пребывание в одиночестве - у Сэма начинаются странные галлюцинации... Фильм снял 38-летний Данкан Джонс, известный также как Зоуи Боуи, сын живого бога поп-музыки Дэвида Боуи (чье настоящее имя Дэвид Роберт Хэйвард-Джонс) и модели Мэри Анджелы Барнетт. Это дебют Джонса в кино - до этого он получил степень по философии и занимался рекламой. Фильм "Луна 2112" был снят всего за 33 дня и всего за $5 миллионов во время забастовки сценаристов, из-за которой многие другие проекты были остановлены. Джонсу благодаря затишью удалось набрать в команду первоклассных мастеров по спецэффектам. Сцены на поверхности Луны были сняты с использованием миниатюрных моделей. Сценарий был написан специально под Сэма Рокуэлла. Кевин Спейси вообще не появлялся на съемках. Все его реплики были записаны за день, уже после того, как смонтировали фильм. По словам режиссера, фильм был показан некоторым специалистам из NASA, которые поинтересовались, почему добыча газа H3 (helium-3) велась на обратной стороне Луны, тогда как на видимой её части, H3 есть в большем количестве. Выбор обратной стороны Луны для добычи газа объяснили опасением навредить живой природе. Песня, которая играет у Сэма на будильнике, - это сингл 1991 года британского исполнителя Чесни Хоукса (Chesney Hawkes) - "The One and Only". Название базы "Sarang" в переводе с корейского - "Любовь". Фильм впервые был показан в январе 2009 года на кинофестивале "Санденс". Позднее он был удостоен премии за лучший новый британский художественный фильм на Эдинбургском кинофестивале, Гран-при за лучший европейский фэнтези-фильм на кинофестивале в Эспоо и приза лучшему актеру (Сэм Рокуэлл) на кинофестивале в Сиэтле. В нашей стране премьерный показ "Луны" прошёл на 31-м ММКФ в рамках программы "Перспективы".
ДАНКАН ДЖОНС:
"Конечно, снимая "Луну", я вдохновлялся старой фантастикой, но в фильме многое взято и из моего личного опыта. Когда я писал сценарий, у меня был тяжелый и мучительный онлайновый роман, и в этом-то как раз и было для меня эмоциональное ядро фильма. Ну и я, конечно, вдохновлялся "Молчаливым бегством" Дугласа Трамбулла, "Чужой землей" Питера Хайэмса, первым "Чужим" и другой классикой, вроде кубрикововской "Космической Одиссеи" или "Соляриса" Тарковского… То, что создатели классики жанра, ребята вроде Ридли Скотта или Питера Хайэмса, видели "Луну" и она им понравилась - предмет моей особой гордости".
"Если честно, я не из тех, у кого возникают какие-то проблемы с компьютерной графикой или спецэффектами. В большинстве рекламных роликов, которые я снял, было изрядное количество графики, но "Луна" пытается заново возродить магию старого sci-fi, как-то приблизиться к тому состоянию ума, в котором тогда снимали и смотрели фильмы. Старомодные эффекты... старомодная эстетика... старомодная, но глубокая история, яркие персонажи... Не то чтобы я всегда собирался снимать именно в этом стиле, но антураж, look - это важная для меня часть фильма, ведь именно дизайн часто и определяет наши впечатления от картины, помогает настроиться на нужный лад".
"Мы не хотели, чтобы действие фильма происходило черт знает где - тогда никто не мог бы представить себя на месте героя. Мы сняли картину о Луне, потому что каждый может себя как-то с ней связать. В случае моего фильма, Луна была просто идеальным местом. Она ассоциируется с одиночеством, и оттого, что с Луны видна Земля, история становится еще более пронзительной и душераздирающей".
"Мы шли в обратном порядке - сначала смотрели на сумму, а потом решали, что мы можем на нее сделать. Отказались от очень большого количества 3D, потому что это было дорого. Вот от гравитации, например, отказались. Если бы мы стали делать лунную гравитацию в кадре, нам бы пришлось убирать потолок, и вешать Сэма на тросы, но это очень затратно, как в съемке, так и в постобработке. И потом, в НАСА никто не спросил про гравитацию. Раз они "купились" на историю, то земной зритель тем более не будет думать о таких вещах - это условности кино. Точно такие же, как звездное небо. Дело в том, что там, в космосе, не видно звезд, и камера их тоже не видит. Мы пытались сделать лунное небо без звезд, но картинка казалась нам игрушечной, искусственной, нереалистичной. Мы привыкли видеть звезды в космосе, поэтому нам пришлось делать звездное небо, подстраиваться под условности нашего восприятия".
"Я не знаю почему, но сейчас фантастика больше интересуется технологиями, чем вопросами человеческого бытия. Разве что сериал "Звездный крейсер "Галактика" вернулся немного к вопросам философии. Но все остальные фокусируются на попкорне. Я очень надеюсь, что "Луна" - только один из серии фильмов, которые снова вернутся к вопросам человеческого будущего, может быть, повернут их немного иначе, и найдут новые способы исследовать человеческую душу".
ПРЕССА:
"Почти как песня Дэвида Боуи" ("New York Post"). "Для тех, кто вникал в историю научно-фантастического жанра за последние лет сорок, дебютная работа Данкана Джонса вызовет правильные ассоциации с мужественной эстетикой 70-х, когда кадр набивали под завязку непонятным оборудованием на цветных светодиодах, а романтичные бородачи в скафандрах, жавшие на кнопки вдали от матушки-земли, были простыми и честными тружениками космоса. Режиссер своих симпатий не скрывает… Для тех, кто в историю жанра не вникал и вникать не собирается, "Луна" - хорошая возможность увидеть умный и вменяемый научно-фантастический сюжет, под вывеской которого последние лет двадцать выдают, как правило, комиксы для детей с дефектом мозга" (Вадим Зельбин, film.ru). "Луна" - это меланхоличная поэма о кризисе идентичности в пределах философии Дагласа Коупленда и Ирвина Уэлша, типичный феномен английского индепендента, но с толикой фамильного вкуса к эгоистичному артистизму и звездным ассоциациям. Сэм Рокуэлл в роли оператора космической станции - эталон городского неврастеника, который так и просится на страницы книг Чака Паланика" (Владислав Шувалов, "Синематека"). "Сто почти безупречных минут одиночества, страхов и лунной пыли в белоснежном, слегка поцарапанном кубриковском корпусе. 38-летний дебютант Данкан Джонс (объяснимо постеснявшийся подписаться под дебютом как Зоуи Боуи) свободно и легко комбинирует образы фантастической классики разных лет… Но в отличие от Содерберга, в свое время обломавшего зубы на парафразах Тарковского, или Дэнни Бойла, притворявшегося Кубриком в недавнем "Пекле", Боуи-младший не ведется на главную космическую обманку и не пытается быть большим философом на фоне небесных тел. Его космонавт, запертый в жестяной скорлупе и принимающий сигналы извне через барахлящий спутник, - портрет одиночества, каким его знает более-менее каждый" (Роман Волобуев, "Афиша"). "Луна" - классическая толковая научная фантастика, фрукт сегодня довольно редкий, и уже за это Джонсу спасибо. Но фильм вызывает ощущение жесточайшего дежа-вю. Я читал этот рассказ? Нет такого рассказа, историю придумал режиссер Данкан Джонс. Я видел эту сцену в "Солярисе" Содерберга? В "Космической одиссее"? В каком-то допотопном фантастическом сериале? Вроде бы нет, но беспокойство остается" (Семен Кваша, film.ru). "Джонс открыто цитирует классику и вообще, кажется, больше озабочен собственной любовью к ней, чем стремлением развлечь зрителя, привыкшего к трехмерным взрывам и двухмерным героям. Тем не менее называть фильм пусть и талантливой, фанатской поделкой не повернется язык, и вот почему. Джонс с каким-то забытым юношеским пылом, свойственным молодым фантастам 70-х, задается вопросами, которые разгаданы так давно, что ответы успели позабыть. Что чувствует человек один на один с космосом? Что делает нас живыми? Как Земля выглядит с Луны, в конце концов? Но самое главное, что отвечает он на них, пользуясь лишь силами фантазии, а не конвейером спецэффектов" (Ярослав Забалуев, Газета.ru). "Научно-фантастический контекст благоволит к историям попроще: перестрелки, лазерные бластеры, путешествия сквозь Вселенную, приключения, любовь, гонки на космических кораблях. Для Джонса же значимы лишь ряд сюжетных допущений, напрямую связанных с годом действия и техническим прогрессом. Всё остальное - стопроцентный реализм: живые реакции, живые эмоции, вечные вопросы, не имеющие срока годности… "Луна" на удивление лаконичное высказывание по ряду совсем не простых вопросов. Режиссёрское чутье позволило Данкану расставить точки именно там, где это необходимо. Обошлось без спасительных для многих многоточий" (Станислав Никулин, kinomania.ru). "Данкан Джонс своим дебютным фильмом вернул зрителей в те времена, когда космос был черной пугающей дырой, искусственный мозг не пробавлялся анекдотами, а от одиночества можно было сойти с ума… Возможно, режиссеры наконец устали от бесконечной гонки спецэффектов и сборов. Возможно, времена относительного безденежья диктуют какие-то новые подходы к кинематографу. Возможно, людям просто иногда нужно подумать о вечном, и Данкан Джонс справедливо решил "перезагрузить" саму идею клонирования и экзистенциального ужаса. Но, скорее всего, в нестабильном мире возникает желание вернуться к каким-то основам. Вдруг станет понятно, что делать дальше" (Ксения Рождественская, "Русский Newsweek"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|