Я УБИЛ СВОЮ МАМУ
("J'ai tue ma mere", Канада, 2009)
Режиссёр: Ксавье Долан.
В ролях: Анн Дорваль, Ксавье Долан, Франсуа Арно, Сюзанн Клеман, Патрисия Туласн, Нильс Шнайдер, Моник Спазьяни.
Жанр: драма. 16-летний Юбер пытается отстоять независимость и собственное достоинство перед матерью, которую он как любит, так и ненавидит. Его, талантливого художника, раздражает в матери всё: безвкусная одежда, манера есть, неумение разговаривать. А его мать Шанталь замучена работой, страдает от одиночества после того, как муж ушёл из семьи, не умеет показать свои чувства сыну, не находит в себе силы и не может понять проблем юноши. Она не готова признать сына самостоятельным, взрослым человеком, выпустить его из-под своей часто излишней опеки. Друзья, первый сексуальный опыт, одиночество, поиски Юбером своего места в жизни - всё остаётся скрытым от матери… Дебют в режиссуре 20-летнего канадского актера Ксавье Долана, который снимался в рекламе и на телевидении с 4-х лет, в 17 написал во многом автобиографический сценарий, а еще через два года собрал денег на его экранизацию и снял фильм "Я убил свою маму". В Европе вышло не менее 150 копий фильма, около 60 копий во французской части Канады. В Монреале премьера состоялась 5 июля, и буквально на следующий день в прессе были опубликованы замечательные отзывы о фильме. Французская печать Канады признала, что появился новый талантливый режиссер. Фильм был показан во внеконкурсной параллельной программе Каннского кинофестиваля "Двухнедельник режиссеров" и отмечен тремя призами: "Art Cinema Award" Международной Европейской конфедерации артхаусных кинотеатров; "Лучший франкоязычный игровой фильм" от SACD (Французское общество драматургов и театральных композиторов); "Взгляд молодых" (присуждаемый жюри, состоящим из семи молодых любителей кино, первому или второму игровому фильму). Картина также получила приз за лучший канадский художественный фильм на фестивале в Ванкувере, призы в Бангкоке и Рейкьявике, была удостоена Гран-при на московском кинофестивале "Завтра" ("2MORROW") и выдвинута на "Оскар" от Канады.
КСАВЬЕ ДОЛАН:
"Рассказ о подростковой ненависти я написал, еще когда учился в школе. Наш учитель, использующий нетрадиционные методы обучения, дал задание написать о сокровенных проблемах, которые меня волнуют. Я назвал свой рассказ "Убийство матери" и думал, что на этом всё закончится. Но когда осенью 2006 года я бросил школу и, оказавшись в пустыне взрослой жизни, пытался как-то выжить в своей грязной квартирке, мне захотелось испытать катарсис. Поэтому я решил написать сценарий на ту же тему, основываясь на собственном опыте отношений с матерью. Я отбросил всю эзотерику и написал сценарий "Я убил свою маму", сосредоточившись на раздражающих факторах повседневной жизни и пытаясь, пусть неумело, разобраться с ностальгией и воспоминаниями детства".
"Я считаю, что опасность автобиографий заключается в отсутствии отстраненности. Я не хотел, чтобы меня обвинили в написании оды подростковому возрасту и поношении родительского авторитета. Это не было моей целью. Я хотел показать некие взаимоотношения между двумя людьми. Поэтому сценарий должен был быть правдивым, где у автора не должно было быть предвзятого мнения".
"Это показ ролей, играть которые нас вынуждает жизнь. А более точно - показ определенного периода жизни, длящегося от конца подросткового возраста до начала взрослого, когда ты не хочешь принимать на себя эту роль, но от нее невозможно или очень трудно уклониться. В этом смысле можно сказать, что да, это тема инициации, но не поиска своей личности. Юбер её знает, и она каждый день продолжает формироваться. Он бунтует из-за невозможности жить этой личностью, раскрыть ее в удушающей атмосфере пригородной жизни, столь же удушающей, как домашняя атмосфера, созданная его недалекой матерью. Он сравнивает свою личность, уже состоявшуюся и окрепшую, с личностью женщины, которая произвела его на свет, и эта пропасть между двумя личностями кажется ему ужасающей и даже приводящей в замешательство".
КЭРОЛ МОНДЕЛЛО, продюсер фильма:
"Как удалось молодому человеку снять фильм, не имея достаточного образования? Главная причина - он киноман, он обожает кино, за 20 лет своей жизни он посмотрел, возможно, три, четыре, пять тысяч фильмов, и вы не могли бы назвать какой-то фильм, который он не знает, который бы он не смотрел. Когда был показ в Каннах, конечно, Ксавье хотелось бы отдохнуть, принять участие в вечеринках, но он постоянно был в кинозале, смотрел все фильмы, буквально впитывал в себя кино, и вот эта любовь к кино, видимо, и проявилась в его таланте режиссера".
ПРЕССА:
"Ксавье Долан по своей интонации больше всего напоминает раннего Франсуа Озона, который еще в школе поставил короткометражку о мальчике, убившем своих папу и маму, пригласив на главные роли собственного брата и родителей. Но, в отличие от холодноватого пессимиста Озона, в Долане больше юного пыла, темперамента и веры в побеждающую силу чувств" (Андрей Плахов, "Коммерсантъ"). "Я убил свою маму" - кокетливое хлесткое признание, с таким самодиагнозом, закрыв лицо руками, вламываются в кабинеты психоаналитиков неуравновешенные типы, а юные режиссеры-дебютанты, как показал последний МКФ в Каннах, где Долану устроили овацию, вламываются в конкурсы престижных фестивалей. Первые минут пятнадцать, пока пациент судорожно глотает воду и верещит, это зрелище еще способно пробудить всплески сострадания. В следующие пятнадцать жужжащего матереубийцу с губками бантиком хочется уже выгнать на свежий воздух, чтобы молодой человек продышался - лучшее решение растянутого на полтора часа вопроса, хорошо или плохо убивать мать" (Вадим Зельбин, film.ru). "Я убил свою маму" был так успешен в Канне потому, что показывает правду человеческих отношений, любой зритель может узнать себя в герое фильма. Возможно, отношения между сыном матерью гиперболизированы в сравнении с большинством подобных отношений в жизни, но их мелочность, манипуляции, примирения и душевная боль показывают со знанием дела, как все мы умеем причинять боль тем, кого больше всего любим" (Аллан Хантер, "Reviews"). "Хорошее упражнение в стиле при явном дефиците глубины" (Джей Вайсcберг, "Variety"). "Долан-актер - подросток-переросток, играющий шестнадцатилетнего, ветреный, глупый и страдающий, и, при всем сочувствии, смотреть на него - тоска берет. Зато дурацкая, растерянная, упрямая мама (Анн Дорваль) превращает этот фильм из истеричного "дорогого дневничка" в настоящее кино… В числе своих любимых фильмов Долан называет "Шепоты и крики", "Мой личный штат Айдахо", "Любовное настроение" и - мог бы не говорить - "Четыреста ударов". Все эти и многие другие фильмы видны в "Я убил свою маму", а некоторые не просто видны, а прямо-таки шепчут и кричат… Фильм очень даже есть за что ругать, но его яростная откровенность заставляет, скорее, принять это кино как есть" (Ксения Рождественская, Газета.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|