ЦАРЬ (Россия, 2009)
Режиссёр: Павел Лунгин.
В ролях: Петр Мамонов (Иван Грозный), Олег Янковский (Митрополит Филипп), Юрий Кузнецов (Малюта Скуратов), Иван Охлобыстин (Вассион), Александр Домогаров (Федор Басманов), Вилле Хаапасало, Алексей Макаров, Анастасия Донцова, Рамиля Искандер.
Жанр: историческая драма. 1565 год. Темные времена. Правление Ивана Грозного. Русь растерзана голодом и Ливонской войной. Во всем мерещатся правителю измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них - царь. Единственный, кто пошел против царской воли и опричных злодейств - митрополит Филипп, верный друг детства Ивана Грозного. Он возвысил голос свой и принес себя в жертву. История этого противостояния расскажет о том, на что была способна Русь и в падении и в величии духа. Фильм поставлен Павлом Лунгиным ("Такси-блюз", "Луна-парк", "Линия жизни", "Свадьба", "Олигарх", "Дело о "Мертвых душах", "Бедные родственники", "Остров", "Ветка сирени") по сценарию известного пермского писателя Алексея Иванова ("Сердце Пармы", "Географ глобус пропил", "Золото бунта, или Вниз по реке теснин", "Блуда и МУДО"). Главная роль с самого начала писалась для Петра Мамонова, уже снимавшегося у Лунгина в фильмах "Такси-блюз" и "Остров". То, что Петр Мамонов похож на царя Ивана Грозного, Лунгин неожиданно понял во время съемок "Острова". Съёмочная группа у Лунгина - международная. Оператор-постановщик - Том Стерн (оператор всех последних фильмов Клинта Иствуда - "Кровавая работа", "Таинственная река", "Малышка на миллион", "Флаги наших отцов", "Письма с Иводзимы", "Подмена", "Гран Торино", а также лент "Любовь и сигареты", "Шесть демонов Эмили Роуз", "Париж! Париж!"). Звукорежиссер Стефан Альбине - француз. Он работает в России с 2002 года и уже хорошо овладел русским языком. "Царь" - уже шестой проект, над которым он работает вместе с Лунгиным. До того были "Олигарх", "Дело о "Мертвых душах", "Бедные родственники", "Остров", "Ветка сирени". Кроме того, в послужном списке Стефана "Глянец" Андрея Кончаловского, "Ирония судьбы. Продолжение" Тимура Бекмамбетова, "Нирвана" Игоря Волошина. В 2007 году за работу в фильме "Остров" Стефан Альбине получил премию "Ника". Съемки проходили в Суздале, а также на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Материальная сторона фильма впечатляет: специально для съемок построили опричный дворец, а за некоторыми тканями художники по костюмам Наталья Дзюбенко и Екатерина Дыминская ездили в Индию. Самым колоритным человеком на съемках был Иван Охлобыстин, игравший царского шута. Что на площадке, что в перерыве Охлобыстин был душой компании: шутил, давал советы режиссеру, демонстрировал публике татуировки, подбадривал коллег и на свои деньги купил для девушек из массовки мешок конфет "Коровка". В отечественном кинематографе образ царя Ивана IV впервые появился в 1911 году, в экранизации романа А.К. Толстого "Князь Серебряный". Кинодрама 1915 года "Царь Иван Васильевич Грозный" ("Дочь Пскова") сохранила нам на пленке актерский талант Федора Шаляпина. Самым каноническим киноцарем стал Николай Черкасов в эпопее Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный", а самым популярным - в исполнении Юрия Яковлева в комедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию".
ПАВЕЛ ЛУНГИН:
"Грозный - уникальный, особый случай. Это совершенно безумное существо, но, конечно, есть в нем что-то притягательное для русского народа. Я со многими людьми говорил перед тем, как начал снимать, и столкнулся с невероятной любовью к Грозному. Всем он нравится, всем, кого ни спроси. Понятно, что проявления патриотического душегубства пользовались и будут пользоваться в России симпатией. Но это слишком простой ответ. Почему он всем так нравится, чем? Загадка. Я, может быть, потому и стал делать этот фильм, чтобы попытаться ее разгадать… Это был человек очень сложный, художественный, страстный, высокообразованный. В какой-то момент он решил, что воплощает Бога на земле и должен творить высший суд. Это один из первых русских царей, который воевал со своим народом. Злодей ли он? Разумеется. И, по-моему, до злодейства его довела любовь. Он требовал от народа любви и жестко карал тех, кто, как ему казалось, недостаточно его любит".
"Когда я начинал думать о Грозном, в обществе о нем сильно подзабыли. И вдруг в течение последнего года, начался настоящий бум. Выходили книги, сериалы, телепрограммы. Почему? В головах людей сидит: "Приди. Спаси. Накажи нас. Будь построже". Вызывают дух "грозного царя", видимо не в силах справится с собой. Или с жизнью".
"Пете невероятно сложно было играть Грозного. В "Такси-блюзе" и "Острове" он все-таки играл характеры, которые близки ему. Он знал, как ведет себя пьющий музыкант, как ведет себя мучающийся и кающийся грешник. Как быть царем, Мамонов, естественно, не знает".
ПЁТР МАМОНОВ:
"Мне незачем участвовать в том, что мне не нравится. Я сам по себе. Я гитару возьму, в Новосибирск поеду - и 5 тыщ долларов в кармане. Я песни пою, танцую... я независимый. А почему "Царь" - во-первых, это Павел Семенович Лунгин, с которым мы давнишние товарищи, тридцатилетней давности, но этого мало. Я очень его уважаю, высоко ставлю... Настоящих художников мало".
"Я играю человека, которого рвало на части. От сорока дней на коленях до собственноручного задушения людей, вот масштаб. Вот об этом кино. Есть два пути: митрополит Филипп, живущий по правде в любой ситуации, вот его убьют - а он правду говорит. И Грозный, который выдумал себе собственную веру, что он помазанник Божий... Но у нас нет готовых ответов. Вообще искусство не занято ответами. Мы занимаемся постановкой вопросов, чтобы каждый из в зале сидящих, или хотя бы из ста один сказал: "А как я живу?"
"Я не ставил своей задачей (и режиссер передо мной такой задачи не ставил) сыграть русского царя. Потому что это задача для меня, ничтожного, невыполнимая. Я играю только то, что я знаю. Я не профессиональный актер. Я не умею как Олег Иванович - раз, и стал святым. Я всегда играю то, что у меня и так есть в душе".
"А фильм-то вообще не об Иване Грозном. Название "Царь" я расшифровываю как Христос - царь мира. Герой там - не Иван, а Филипп… Фильм "Царь" - это картина о русской святости, а не об Иване Грозном". СТЕФАН АЛЬБИНЕ:
"Мне нравятся большие исторические фильмы. Они ставят перед тобой грандиозные творческие задачи. В фильме история России - в те времена был другой ритм языка, другие звуки мира вокруг. Как их найти, как передать на экране? Я не люблю процесс озвучивания и стараюсь работать с живым звуком. Старинные толстые стены, каменные полы создают в этом проекте свои трудности, но мне нравится, когда надо искать решения. А еще я знал, что встречу на "Иване Грозном..." знакомых. Талантом Петра Мамонова я был покорен в "Острове". Александр Домогаров произвел на меня впечатление своим темпераментом во время съемок фильма "Глянец". А уже здесь я познакомился с гениальным русским артистом - Олегом Ивановичем Янковским".
ПРЕССА:
"Алексей Иванов и Павел Лунгин написали сценарий о борьбе святого с упырем, митрополита Филиппа, живущего в правде и умирающего в ней же с Иваном Грозным, человеком, который грешил, каялся, и снова грешил, был невероятно талантлив как писатель, поэт и драматург, был отличным актером - одним словом, русский Нерон… Массовка и второстепенные герои служат фоном для нравственной дуэли - в которой, как это полагается на Руси, победит мертвец" (Семен Кваша, film.ru). "Новая киноверсия судьбы, личности и исторической роли Иоанна IV балансирует в жанровом спектре между постановочным эпосом и камерной драмой… Но в конечном счете эпос сдает свои позиции под натиском камерной драмы. В центре фильма дуэт-поединок царя (Петр Мамонов) и митрополита (Олег Янковский в своей последней кинороли). Это не только пир актерского мастерства, но и квинтэссенция темы фильма: духовный человек против бездуховности и бесчеловечности власти… "Царь" - не столько исторический фильм, сколько все же драма греха и духовного подвига. В "Острове" Павел Лунгин свел их в одном персонаже, в "Царе" - развел на двоих" (Андрей Плахов, журнал "Weekend"). "Обидно, что Мамонов тут окончательно оказался Мамоновым-шутом, а не Мамоновым-актером. Ну и ладно, зато tsar. Жалко, что попадающие в кадр дети смущенно хихикают, глядя в камеру. Зато народу много. Суздаль в роли Москвы утопает то в снегах, то в вишневом саду, в кадре все бестолково шевелится, Мамонов строит рожи, отрезанные медвежьи головы скалятся в камеру. Россия у Лунгина немыта, бессмысленна, беспощадна и очень однообразна, а государственная и религиозная власть только и могут, что сказать друг другу: "Что ты делаешь? Одумайся" - и, не услышав друг друга, уйти одна в безумие, другая в святость… Именно Янковский и вытягивает лунгинского "Царя" до звания кино, уравновешивая "царский" разгул и беспредел" (Ксения Рождественская, film.ru). "Царь пугает, а Филипп не боится. Один черный, страшный, плохой до корешков испорченных зубов. Другой светлый, ясный, хороший почти до святости… Возможно, после успеха фильма "Остров" Павел Лунгин пришел к выводу, что с широкой публикой надо говорить очень просто, но доходчиво и ярко - примерно так, как говорили в Средневековье, когда на европейских папертях разыгрывались мистерии и моралите, эффектные представления с ясной моралью. В фильме "Царь" простота содержания доведена до уровня лубочной картинки, но зато его смысл ясен и легко доходит. А это главное для нашего зрителя, столь же охочего до грубой зрелищности и внятного смысла, как и его далекие предки…" (Алёна Солнцева, "Время новостей"). "Царь", безусловно, самый изящный лунгинский фильм: аскетичный, будто написанный скорописью (в первую очередь благодаря летучей камере американца Тома Стерна, оператора всех новейших фильмов Иствуда), напрочь лишенный присущих костюмному кино нафталиновых обертонов, на две трети построенный на чередовании белого и черного - то черные люди на белом снегу, то белые лица в темноте. Даже законному (учитывая людоедское время действия) искушению плеснуть поверх этих двух цветов красным Лунгин противостоит с неожиданным для режиссера его темперамента упорством… Пытаясь максимально кристаллизовать героев, Лунгин сталкивается с трудностью, обычно возникающей при экранизации комиксов про Супермена: злодей вызывает массу эмоций, в то время как положительный герой, в общем, умозрителен. Верил ли соловецкий угодник, что сможет вернуть царю человеческий облик, дрогнуло ли в нем что-то, когда он понял, что пытается увещевать черную дыру, - все это в конечном счете остается за скобками. Как, собственно, и самое главное, то, ради чего стоило беспокоить исторических мертвецов, - отношение автора к удивительному моральному кодексу русского интеллигента, согласно которому молиться за царя Ирода, конечно, нельзя, а вот попробовать работать у него консультантом по культурной политике - вполне богоугодное дело" (Роман Волобуев, "Афиша"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|