МАЙКЛ ДЖЕКСОН: ВОТ И ВСЁ
("This Is It", США, 2009)
Режиссёр: Кенни Ортега.
Жанр: документальный фильм. 13 июля 2009 года Майкл Джексон должен был выйти на сцену лондонского концертного зала "O2 Arena". "This Is It" ("Вот и всё") - именно так планировалось назвать его грандиозное шоу, количество запланированных концертов которого с первоначальных десяти увеличилось до 50 из-за бешеного спроса на билеты. Но 25 июня 2009 года жизнь Майкла Джексона трагическим образом оборвалась… В теперь уже фильме "This Is It" запечатлены многочисленные моменты репетиций и все то, что происходило за кулисами во время подготовки к несостоявшейся серии концертов. Так же в картину вошли интервью с друзьями, коллегами и близкими певца. Рабочий материал с репетиций несостоявшегося концертного тура "This Is It" (начиная с 5 марта и вплоть до 25 июня на репетиционной площадке работало три человека с портативными видеокамерами) был куплен за $60 млн. Sony Pictures у владельца прав на тур компании AEG Live. Во время подготовки к монтажу фильма было отсмотрено более 100 часов видеоматериала. Его создатели рассказывают, что "Вот и все" сделан при всесторонней поддержке семьи Майкла Джексона. Режиссером ленты стал креативный директор шоу "This Is It" Кенни Ортега, который на протяжении 20 лет был верным другом и надежным помощником Майкла Джексона. Ортега - постановщик церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Атланте, продюсер и режиссёр "Классного мюзикла". Он занимался постановкой номеров для туров в поддержку альбомов Джексона "Dangerous" (1992-1993) и "HIStory" (1996-1997). Киноассоциация США присвоила фильму ранг PG (просмотр детьми только вместе с родителями) за некоторые необычные хореографические движения и страшные кадры. Премьера документального фильма "Майкл Джексон: Вот и все" прошла в Лос-Анджелесе на фоне протестов его поклонников, многие из которых недовольны коммерциализацией как жизни, так и смерти своего кумира. К концертному залу Nokia пришли почитатели таланта короля поп-музыки с плакатами "Нет, не все" ("This Is Not It"). Одноименная кампания протеста стартовала и в интернете одновременно с мировой премьерой и выходом фильма в прокат почти в 100 странах мира. Инициаторы проекта полагают, что представители шоу-бизнеса "эксплуатировали" талант Майкла Джексона, выжимая из него последние силы и скрывая, что он тяжело болен. Сегодня в неофициальных кругах никто не стесняется пересказывать анекдот: "Чем отличается мертвый Майкл Джексон от мертвой коровы? Корову нельзя доить". После выхода на экраны фильм получил крайне теплые отзывы, но сборы оказались приблизительно вдвое ниже ожидаемых - 32 миллиона за первые пять дней проката. Не помог даже рекламный трюк - фильм обещали показывать в кинотеатрах только две недели. Теперь срок проката расширили, но похоже, что 250 миллионов в мировом прокате, которые авторы проекта предрекали своему детищу, оказались слишком оптимистичным прогнозом.
МАЙКЛ ДЖЕКСОН о названии своего шоу:
"Я просто хочу сказать, что это будут мои последние выступления в Лондоне. Когда я говорю "вот и все", именно это я и имею в виду. Мой последний выход на бис".
ТРЕВИС ПЕЙН, хореограф шоу:
"Вот и все" должен был ознаменовать его возвращение на сцену, хотя я думаю, что для Майкла концерт значил куда больше. Полагаю, он хотел использовать его, как стартовую площадку для продолжения своей музыкальной и визуальной пропаганды: именно так он поднимал вопросы об общем состоянии планеты и о том, что человечество закрывает глаза на множество аспектов, необходимых для выживания". КЕННИ ОРТЕГА:
"Я бы описал это представление, как музыкальную мозаику… В то время мы сами не знали, что снимаем фильм - мы просто готовили шоу. Поэтому картина получилась похожей на закулисное любительское видео, взгляд через замочную скважину в мир, который никто никогда не видит, наблюдение за тем как рождались творческие шедевры Майкла Джексона".
"Материала у нас было предостаточно - я уже даже не упомню точное количество часов съемки, в группе ходили разные цифры… Мы хотели наделить каждое выступление какой-то идеей, скрытым подтекстом. Поэтому иногда мы объединяли две или три разрозненные идеи Майкла воедино, как сшивая их в одну канву. В одной из сцен вы увидите Майкла, исполняющим песню на репетиции от начала и до конца. Некоторые отрезки, как мне не прискорбно это признавать, не вошли в фильм - ведь мы все еще находились в творческом поиске. Но одно очевидно - фильм даст вам исчерпывающее представление о том, какими должны были стать концерты тура "Вот и все".
"Фильм покажет кухню создания грандиозного шоу - сложнейший творческий процесс, который так обожал Майкл".
"Я свято верю в то, что Майкл родился с удивительным даром - петь с чувством взрослого мужчины, проникновенно. Переживать в семь или восемь лет то, что все прочие переживают в 30 лет. Но у него был еще один уникальный дар - он любил делать то, что делал. Это сочетание сделало из Майкла Джексона того, кого мы знаем, как Майкла Джексона. Его любовь к сцене вдохновляли Куинси Джонс и Берри Гордии, Дайана Росс и Джуди Гарланд, Фред Астер и Лайза Минелли, Боб Фосс и Джеймс Брайн, Сэмми Дэвис мл. и многие, многие другие. Он никогда не пытался копировать кого бы то ни было из них. Он всегда оставался самим собой. Но они его вдохновляли; он учился у них; он представлял себя на их месте и стремился стать столь же знаменитым. И в итоге он стал тем неподражаемым артистом, которого все мы знали и которого никогда больше не будет. Он был королем всех королей эстрады. Я работал со многими артистами, но Майкл, без сомнений, был самым великим из них".
ПРЕССА:
"Разгадки всегда скучней и вульгарней загадок. Когда речь заходит о Майкле Джексоне - особенно. Может быть потому, что после всех расследований, книг и статей, написанных о нем, Джексон вроде бы весь тут, как на ладони, но ничего яснее не стало. Скандалы остались скандалами, сплетни - сплетнями, но понимание того, почему мир так любил/ненавидел этого человека так и не пришло. Потому что он был великим музыкантом? Потому что был живой иллюстрацией ко всем идеям последней четверти прошлого века - расплывчатости любых границ: расы, пола, возраста, реальности и фантазии, здоровья и болезни, жизни и смерти? В этом смысле "Майкл Джексон: Вот и все" выглядел одновременно данью памяти, бизнес-проектом настолько неизбежным, что язык не поворачивается назвать его циничным, и последним шансом попытаться понять" (Семен Кваша, film.ru). "This Is It" - не рассказ о легенде поп-музыки, а очень сдержанный производственный фильм. Режиссер Кенни Ортега пустил нас на репетиционную площадку и позволил посмотреть на артиста с двух шагов.
Джексон в "This Is It" - не суперзвезда, а сосредоточенный перфекционист, внимательный к мельчайшим деталям… Но главное ощущение от фильма: Джексон живет не внутри образа или мифа (всей этой шелухи здесь нет), он живет внутри ритма. Его танцовщики превосходно освоили ту же плавную и одновременно нервную пластику, их тренирует тот же хореограф, но Джексон - единственный правообладатель этих движений, он не достает их, как фокусник, на время представления, они присущи ему органически. Он не просто готов к танцу в любой момент; каждый его жест уже сам по себе музыкален, в нем изначально есть и мелодия, и ритм" (Олег Зинцов, "Ведомости"). "Впечатления от фильма очень хорошие, единственное, чего не хватило, конечно, это клипов молодого Майкла Джексона для контраста с тем, что происходит на сцене… Очень любопытна сама подготовка шоу… Очень интересны все эти постановочные эффекты, то, как он тонко чувствует музыку, жаль одного - что это репетиция - очевидно, что он работает вполсилы, он себя бережет, он даже один раз сам там говорит, что бережет горло, бережет свои движения… Тут не хватает какого-то взрыва, но, с другой стороны, это все остается на воображение зрителя" (президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктор Матизен). "На протяжении более полутора часов от экрана невозможно оторвать глаз, хотя фильм, по сути, - это просто череда концертных номеров, зафиксированных в полусыром виде. Здесь, безусловно, есть какая-то магия. И даже самые банальные фразы, очевидные ходы и китчевые образы в исполнении Майкла Джексона выглядят грандиозными шедеврами. А сквозь призму его смерти кажутся наделенными высшим, метафизическим смыслом" (Борис Барабанов, "Коммерсантъ"). "Важным оказывается не то, о чем говорит фильм (формально это чистой воды хроника), а то, о чем он проговаривается. Например, когда любительская камера берет крупные планы лица Джексона, с экрана смотрят настоящие живые глаза, глядя в которые, веришь: проговаривая слово "любовь" по буквам, Джексон делал это совершенно искренне. Как искренна и радость наблюдавших за сольными репетициями артиста танцоров, ставших первыми и единственными зрителями представления. Главное достоинство фильма в том, что он показывает не Джексона-гения или Джексона-певца. Эти путаные кадры, кажется, впервые, демонстрируют Джексона-человека, который нигде не раскрывался так, как в любимом деле. К концу фильма уже совсем не важно, что на сцене погрязший в долгах и запутавшийся в себе пятидесятилетний человек, который, при всей удивительной пластике, уже совсем не похож на себя времен триумфа и не всегда попадает в ноты. И вдруг куда больше смысла оказывается во фразе одного из постановщиков шоу, который, когда в финале одного из номеров гаснет свет, озабоченно говорит: "Майкла должен там встретить кто-нибудь с фонариком" (Ярослав Забалуев, Газета.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|