30.10.2009

ТЮРЬМА И МИР

«Пророк» Жака Одиара – фильм предсказуемый. Негатив французской «американской мечты», или по-нашему - «из грязи в князи». Присел паренёк на нары никем, а вышел почти всем, то есть существом, распрощавшимся с остатками человечности. Больше всего похоже на нашу «Бригаду», только это её камерный вариант в буквальном и переносном значении этого слова.

 

Пророк-б

«Пророк» - история сообразительного гопника Малика, ползущего по головам в светлое будущее. А поскольку в жизни своей ничего светлого этот детдомовец практически не видел, то и будущее в его «проекте» светлое только в его собственном представлении. Для остальных, включая вменяемых зрителей, оно очень даже тёмное.

Пессимистическое «Весь мир – тюрьма» художниками всех мастей и рангов постоянно выворачивается наизнанку: «Тюрьма – весь мир». Действительно, тюрьма – явление универсальное и, так сказать, общечеловеческое, потому что это место, где все потребности сведены к «прожиточному минимуму», все отношения предельно конфликтны, но не отличаются разнообразием. Экзистенциальная такая среда: либо плыви, либо тони, а по берегу, да в разные стороны - на воле топают. Одним словом, заострённая модель мира – то, что надо для предельного наполнения неким философским содержанием всего двухчасового высказывания.

Одиар – мастер. И кино сделано мастерски, не придерешься. Жестко, реалистично, чётко, увлекательно, без стилистических и драматургических погрешностей. Вот только царапается где-то внутри интеллигентский вопрос: «Чего сказать-то хотели?»

Что человек человеку – зверь. Что шаг влево, шаг вправо, шаг «внутрь себя» - и нате вам, «дикая природа». Эй, сильный человек, когда-то и ты станешь старым и слабым, и о тебя вытрут ноги! Ну, и так далее. Уж простите за банальность, но всё это убедительно, когда по-настоящему болезненно и трагично. А «Пророк», увы, напоминает телепередачу «В мире животных» - познавательно, интересно, страшненько, но не про нас. Или того хуже по законам зрительской идентификации с персонажем, кое-кто, пожалуй, из этого Малика, иногда внешне очень напоминающего Марата Сафина, сотворит себе героя – блатного Монте-Кристо с залихватским кредо: «Умри ты сегодня, а я завтра». А почему нет? Малик-то и с призраком убиенного им коллеги мирно ужился, и гранит науки в тюрьме примерно грыз, и за успех пострадал, и на волю почти добрым волшебником почапал…

Знаете, всё-таки получился фильм не ПРО РОК, а ПРО ПОПСУ…

Павел ТИМОШИНОВ



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта