25.10.2009
И МОЛОДЫ МЫ СНОВА, И К ПОДВИГУ ГОТОВЫ… Словосочетание «мистический аниме-боевик» звучит на сегодняшний день не сенсационно, вполне вписываясь в ряд жанровых новообразований эпохи развитого масскульта. Но когда под этой вывеской в «Первом отряде» пионеры-герои времен Великой Отечественной укладывают из разномастного стрелкового оружия десяток-другой псов-рыцарей, причём, сии обладатели пулемётов и мечей явились в наш мир с того света, а некоторые пионеры при этом напоминают Лару Крофт и Рэмбо в шинелях 40-х годов прошлого века, а девочка Надя носит за спиной самурайский меч, а сексапильные молодки со звездами на пилотках стреляют в наших бородатых опер-отшельников…Тут уж вопросы возникают сами собой: то ли это прикольно и круто, то ли кощунственно, или это круто и прикольно, потому что кощунственно? Канон фильма о Великой Отечественной войне строг: дело серьёзное, шутки – на полях, героизм и патриотизм неразрывны с реализмом. Конечно, случались вторжения сюда и «несерьёзных» жанровых структур – приключенческих, комедийных – но по касательной, на канон не покушаясь. Да, «Небесный тихоход» - комедия, но весь комплекс того, что необходимо партии и правительству, там тоже в наличии. К тому же все подобные комедии выпущены во время войны, для того, чтобы людям дышалось легче. После войны столь вольный жанр был негласно запрещён. И хотя в более либеральные времена идеология дала трещину, прежние эстетические установки в целом благополучно дожили до наших дней: как в плохих, так и в хороших лентах. Вернёмся теперь к «Первому отряду». Да уж, реализм у Михаила Шприца и Алексея Климова вышел… и прикрыл за собой дверь. Анимация, мистика, фэнтези, смешение стилей… Однако, что интересно, любители постмодернистских изысков тоже ничем особенным здесь не поживились. Никак не скажешь, что «Первый отряд» «несёт на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей» («Википедия» о постмодернизме). То есть «Мифогенная любовь каст» Павла Пепперштейна и Сергея Ануфриева, конечно, вспоминается, но только в том плане, что в авторах тут и там тандемы художников, проекты задуманы за границей (один в климовском доме в Мюнхене, другой в поезде, бороздящем просторы Италии), а ВОВ и в «МЛК», и в «ПО» идёт в двух параллельных, но иногда пересекающихся плоскостях – реальной и мистической. И всё-таки «чудес», вроде превращения парторга Дунаева в Колобка и воздушного боя наших гусей-лебедей с не нашим Карлсоном, как и прочего «наркотического галлюциноза» (Лев Данилкин) «Мифогенной любви каст» в «Первом отряде» вы не найдёте. Вот и Михаил Шприц о том же: «Многие неправильно интерпретируют наш посыл как иронический, мы обожаем иронию и сарказм, мы люди постмодернистской культуры, но, на наш взгляд, современный культурный вектор скорее направлен в сторону искренности, мы хотим воспеть бесстрашие и альтруизм». Тогда что же такое «Первый отряд»? Наша версия: прежде всего - это волшебная сказка. Полистайте работы по теории сказки, например, В. Я. Проппа. «Герой волшебной сказки – это персонаж, или непосредственно пострадавший от действий вредителя в завязке… или согласившийся ликвидировать беду или недостачу другого лица…» Главная героиня «Первого отряда» Надя, в результате войны потерявшая родителей, друзей, частично память, и за себя постоять готова, да и к бедам других лиц (читай - страны) неравнодушна. Дальше – больше. Есть у нас и чудеса, данные героям при рождении (экстрасенсорные способности); и обращение к ним с приказанием-призывом; и отправление Нади в Путь, при содействии знаковых персонажей и волшебных средств (лесная избушка, старец, путь на коне, генерал, путешествие в иной мир при помощи фантастической техники вроде ковра-самолета); и обретение помощников – погибших друзей; и вылитый Кощей Бессмертный; и, наконец, бой в открытом поле и победа (пусть и локальная). К тому же, как известно, сказка всегда содержит явные следы языческих религиозных представлений и мифов. Таких, как поклонение умершим. Поэтому одна из первых основ композиции сказки – представления о странствии души в загробном мире, а важный мотив сказки – стремление попасть в царство мертвых. Прямо про «Первый отряд» сказано. Следующий вопрос – зачем быль делать сказкой? Великая Отечественная война всё больше превращается в легенду. Это ни плохо, и не хорошо, это данность. Уходят люди - притупляются боль и ненависть. Нет, «серьёзные» (реалистические, психологические, экзистенциальные…) произведения о войне были и будут, но, как показывает время, любое важное историческое явление должно быть укоренено не только в высоком искусстве, но и в массовом, народном, у которого, естественно, свои пути и особенности. Как писала М. И. Цветаева: «Разве дети ненавидят Людоеда за то, что хотел отсечь мальчикам головы? Нет, они его только боятся… Всё это – чистая стихия страха, без которой сказка не сказка и услада не услада». И услада, и отражение действительных забот общества, и утверждение народной морали – всё это сказка – форма, постоянно вбирающая в себя всё новые и новые реалии. И утверждающая себя сегодня не только в устном формате, но и на новых «носителях» массовой культуры: в кинематографе, на телевидении, в интернете. «Умирает религия, а содержание её превращается в сказку» (В. Я. Пропп). А поскольку умершие «советские ритуалы во многом сродни архаичным» (Лев Данилкин), пионеры-герои, уже и так изрядно мифологизированные советской идеологией, на раз вписываются в новый сказочный «миф», творимый «Первым отрядом». Производя этот обряд вторичной мифологизации, авторы «Первого отряда» добиваются двух практических вещей. Во-первых, это актуализация истории для молодого поколения. Реалии Великой Отечественной утверждаются сегодня в коллективном сознании при помощи современных «освежающих технологий» – жанровой атрибутики и прочих модных веяний, плюс «культурный инжиниринг» (Шприц) – сплав наших идей с японской анимацией. Аниме, как ни крути, привлекает ещё большее внимание к проекту: тут кому экзотика, кому культ, но главное – этот стиль всегда был рассчитан и на подростковую и на более взрослую аудитории, уделяя внимание философской и идеологической составляющим фильма, и уменьшая табуированность темы насилия. Во-вторых, «Первый отряд» - это реабилитация военной советской мифологии, немало скомпрометированной историческими разоблачениями конца прошлого века. Грубо говоря, пионеры-герои здесь – опять герои, пусть и совсем сказочные. Так что забудьте слово «кощунство», вспоминайте слово «Кощей». И порадуйтесь за качество «Первого отряда»: обошлось без «клюквы» и видно, что работала действительно одна из ведущих аниме-студий. Павел ТИМОШИНОВ |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|