Я (Россия, 2009)
Режиссёр: Игорь Волошин.
В ролях: Артур Смольянинов, Оксана Акиньшина, Мария Шалаева, Михаил Евланов, Анна Михалкова, Алексей Горбунов, Петр Зайченко, Андрей Хабаров, Влад Исаев, Евгений Ткачук, Алексей Полуян, Алексей Филимонов, Ольга Симонова, Владимир Сорокалита, Олег Гаркуша.
Жанр: драма. СССР. 90-е. Молодой человек живет в провинции. С детства употребляет наркотики. Пишет авангардные пьесы для театра. Друзья у него - сплошь наркоманы, уголовники, панки. Ему исполняется 18. Он ложится в психбольницу, чтобы уклониться от службы в армии. Медикаментозное лечение, драки с санитарами, исповеди психопатов, галлюцинации - все это становиться реальностью героя. Его жизнь в дурдоме переплетается с воспоминаниями о детстве и соединяется с жизнью другого героя - Румына, убийцы и наркомана, который при этом подобен Богу... Игорь Волошин родился в Севастополе, в 1991 году окончил общеобразовательную школу, музыкальную школу по классу гитары, бросил спорт, дойдя до звания кандидата в мастера спорта по дзюдо, и не поступил в медицинский институт. В 1992 году Игорь Волошин устроился работать кассиром в городской молодежный драматический театр ("Театр на Большой Морской"). Через два месяца был зачислен в труппу театра актером, и поступил в филиал Ярославского Театрального Института в городе Севастополе. В 1993-94 году был лидером панк-группы "Деликатесы", в 1996-98 лидер психоделического джаз-оркестра "Деликатесы". В 1996 году окончил Ярославский Театральный Институт по специальности "актер театра и кино". До 1998 года работал актером, драматургом и режиссером собственных пьес и перформансов в закрытой лаборатории при театре. В 1998 году Игорь Волошин поступил во ВГИК (факультет дополнительного профессионального образования) в мастерскую драматургии В. К. Черныха и Л. А. Черных. В 1999 году перешел на обучение в мастерскую режиссуры авторского фильма. После окончания в 2000 году ВГИКа по специальности "кинорежиссер-постановщик" тесно сотрудничал со Свердловской киностудией, где поставил короткометражки: документальную притчу про Чечню "Сука" (2001) и игровой "Охота на зайцев" (2003). В 2004 году Игорь Волошин и его фильмы были удостоены молодёжной премии "Триумф", присуждаемой за выдающиеся достижения в области литературы и искусства. В 2005 году на Международном Кинофестивале в Роттердаме состоялась мировая премьера фильма Игоря Волошина "Губы" (2005). Свою игровую короткометражку "Коза" Игорь Волошин показал на "Кинотавре" и получил приз конкурса короткого метра. Продюсировала картину Анна Михалкова. В 2007 году у Волошина вышла книга "Я /Иуда", включившая в себя два его сценария - "Я" и "Иуда". Премьера его дебютного полнометражного игрового фильма "Нирвана" состоялась на Берлинском кинофестивале в феврале 2008 года. Картина была включена в программу "Форум". Затем была отмечена на "Кинотавре", как лучший дебют. Создавалась она компанией "СТВ", возглавляемой Сергеем Сельяновым. 29 марта по Первому каналу показали фильм Волошина "Олимпиус Инферно" о войне в Южной Осетии, который, по слухам, был снят на кремлевские деньги, и перевел тридцатипятилетнего Волошина в категорию "нерукоподаваемых" для значительной части либеральной интеллигенции. В планах Волошина фильм о трёх днях из жизни Владимира Семеновича Высоцкого по сценарию написанному сыном Высоцкого - Никитой. Картина "Я" автобиографична, снята по сценарию самого Волошина, поэтому режиссёр так и назвал свой второй полный метр. Духовным отцом фильма "Я" можно назвать Алексея Балабанова, который и посоветовал Игорю экранизировать свои воспоминания. И поразился затем их экранному воплощению, сказав: "Это про меня". В сценарии несколько ролей писались специально для Алексея Горбунова, Артура Смольянинова и Марии Шалаевой. Фронтмен легендарной группы "Аукцыон" Олег Гаркуша играет в этом фильме небольшую роль пациента психбольницы.
ИГОРЬ ВОЛОШИН
"С Балабановым нас судьба свела в 2002 году. Я на тот момент совершенно не ориентировался в мире кино, не понимал, что делать, у меня были другие проблемы… И тут Балабанову попала моя кассета с короткометражками и там мой телефон был записан. Он мне позвонил, он меня свел с Сельяновым… Ну и если бы не Леша - я бы не написал ничего".
"Когда я делал сценарий, мне казалось, что все должно быть очень минималистично по природе, без листвы. А потом я понял, что детство, прежде всего, связано с ярким красками, это воспоминания, которые можно потрогать, оно пьянит очень сильно, это буйство красок".
"Фильм "Я" можно считать такой жесткой чернухой. Как все плохо, как мое поколение погибало, наркотики, сумасшедшие дома, криминал. А получился очень светлый фильм. Американский переводчик, который делал субтитры, сначала отказывался переводить. Говорил: "Я человек духовно тонкий. И не хочу, чтобы в мою жизнь вмешивалось такое брутальное произведение"… А он лучший переводчик. Я ему написал письмо про то, что это нормальный и светлый фильм. Но он согласился только после того, как к нему попал DVD".
"Фильм "Я" сугубо реалистичен. Я хочу, чтобы он вызвал сострадание к людям, чья молодость пришлась на 90-е годы и которые погибли не на Второй мировой, а на настоящей метафизической третьей".
"В картине отчасти исследуется природа зла, с которым сталкиваются герои, как оно влияет на взаимоотношения между людьми. Также в фильме речь идет о вере человека, правде, трагических потерях близких. Для меня важна некоторая мораль, обозначение полярностей, выявление акцентов зрительского восприятия. Герои фильма помещены в такие обстоятельства, что им необходимо сделать выбор и проявить свою волю. "Я" - это фильм-крик, фильм-истерика".
ПРЕССА:
"На премьере сказали, что итальянские критики сравнили новый фильм Волошина с "Амаркордом" Феллини, но мне "Я" больше напоминает работы молодого Тарантино - тех ныне почти былинных времен, когда стилистические изыски не заслонили в его творчестве смысл. И в "Бешеных псах", и в "Криминальном чтиве", и в новой отечественной картине действие во многом условно и очень тщательно выстроено, а события прошлого и настоящего прихотливо перемешаны между собой, но все это не мешает достоверности происходящего, а каким-то непонятным образом усиливает ее… Картина получилась очень непростой для просмотра, но при этом невероятно красивой, зрелищной, музыкальной и великолепно отражающей эпоху, которая давно уже канула в небытие" (Светлана Степнова, ruskino.ru). "Начинающийся с евангельской цитаты про встречу Христа с бесноватым, а заканчивающийся коллективным надгробным памятником друзьям, сторчавшимся в первую половину 90-х, "Я" довольно похоже передает свихнувшуюся психофизику указанного периода… Проблема в том, что формат исповеди, пусть даже выдуманной, подразумевает чуть больше рефлексии и чуть меньше самолюбования. Вообще, трудно отделаться от мысли, что жанр радикального личного высказывания Волошину навязали непростые экономические условия. Будь у автора реальная возможность проявить свои специфические умения в каком-нибудь номерном ремейке "Техасской резни бензопилой" - это, кажется, стало бы большим облегчением, в первую очередь для него самого" (Роман Волобуев, "Афиша"). "Дело, однако же, не в изяществе отдельных деталей, а в величии всей конструкции в целом. В гиперболической волошинской оптике разрисованные шариковой ручкой джинсовки "неформалов" вдруг предстают хитонами из античной трагедии, хохотливая пикировка торчков звучит мощной фугой, а история короткой и нехитрой жизни крымских пацанов, захлебнувшихся в потоках неожиданно извергнутой сверху свободы, все оглушительней резонирует на самых что ни на есть библейских обертонах" (Георгий Мхеидзе OpenSpace.ru). "Графомания Игоря Волошина - смысловая и эмоциональная. По части картинки к нему нет претензий: "Я" - это действительно (по определению одного из коллег) работа "наглого визионера", у которого сумасшедшую любовь иллюстрирует лихая тройка, запряженная в старый автомобиль. Но в фильме нет буквально никакой истории (действие топчется вокруг запечатленного со всеми возможными штампами сумасшедшего дома, где альтер эго Волошина косит от армии), а слова "герой" и "персонаж" в связи с "Я" приходится употреблять только потому, что надо как-то обозначить толкущихся в кадре людей… Создатель фильма "Я" похож на человека, который хочет покаяться, но не знает как, и поэтому рвет на себе рубашку. Вдруг сработает?.. Что-то очень маленькое не знает, чем верифицировать собственное существование - и поэтому пишет себя с большой буквы" (Мария Кувшинова, OpenSpace.ru). "Волошин - совсем не рассказчик, а классический визионер, со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. "Я" не поучает зрителя, никуда его не ведет и ничего ему не предлагает, кроме увлекательного путешествия назад во времени. Для выбранной темы - хроники "кислотного теста" длиною в юность - такое недеяние, наверное, самый правильный подход. Психоделические революции всегда кончаются ничем и ничему не учат, выбивание дверей восприятия - процесс, в общем-то, самоценный, не ориентированный на результат. Также и фильм: вместо повествования тут - цепь интересных случаев с препаратами, засевшие в мозгу режиссера воспоминания, которые прокручиваются на экране с удесятеренной яркостью и интенсивностью… Это не реализм - таким мало кто был, но много кто себя таким воображал. При этом каждый, кого обожгла своим хвостом жар-птица 90-х, согласится, что всё именно так и было" (Василий Корецкий, timeout.ru). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|