ПророкПРОРОК
("Un prophete", Франция, 2009)
Режиссёр: Жак Одиар.
В ролях: Тахар Рахим, Нильс Ареструп, Алаа Умузун, Жиль Коэн, Адель Беншериф, Реда Катеб.
Жанр: драма.

Малик Эль-Джебена, приговоренный к шести годам тюрьмы за драку с полицейским, кажется щуплым и незаметным. Ему девятнадцать, он не умеет ни писать, ни читать. За стенами тюрьмы у него нет ни близких, ни друзей. Чтобы выжить в тюрьме, Малику приходится выполнять задания для лидера корсиканцев Лучиани. Каждое задание закаляет Малика, он быстро учится законам нового для себя мира. Малик завоевывает доверие всех заключенных без исключения - корсиканцев и мусульман. И начинает вынашивать свои дерзкие, смелые планы…

Сын знаменитого сценариста Мишеля Одиара (приложил руку к таким фильмам, как "Бабетта идет на войну", "Профессионал", "Отверженные") Жак Одиар готовился стать преподавателем, но бросил филологический факультет ради кино и стал работать монтажером. В начале 80-х он успешно пробует себя в написании сценариев. В 1994 году снимает свой первый фильм "Смотри, как падают люди". Через два года делает свой второй фильм "Очень скромный герой" (приз за сценарий в Канне). Третий фильм "Читай по губам" (2001) принес ему 9 премий "Сезар", среди которых "лучший фильм", "лучший режиссер", "лучший актер" (Венсан Кассель) и "лучшая актриса" (Эмманюэль Дево). В 2005 году снимает картину "Мое сердце биться перестало", которая удостаивается 8 "Сезаров", в том числе "лучший фильм" и "лучший режиссёр".

"Пророк" (бюджет фильма - 12 миллионов евро) удостоен в текущем году Гран-при на фестивале в Канне и выдвинут от Франции на премию "Оскар" в номинации "лучший иностранный фильм". На Каннском кинофестивале фильм был очень тепло встречен критиками - кинопресса на финальных титрах аплодировала стоя, уже тогда некоторые назвали Одиара "французским Скорсезе" и прочили ему "Оскара".

"Пророк" выйдет в отечественный прокат в литературной обработке писателя Владимира "Адольфыча" Нестеренко ("Чужая").


ЖАК ОДИАР:
"Снимая в сегодняшней Франции фильм о тюрьме, вы сталкиваетесь с двумя препятствиями: влиянием документалистики, которая представляет собой своего рода социологическое исследование и которая в данном случае меня не интересовала, и воздействием тюремной эстетики, навязываемой американскими телесериалами и чуждой нашей культуре. Мы посетили множество тюрем в поисках места для съемок, но все они были или слишком старыми, или там было невозможно снимать. Поэтому мы построили декорации. Это был очень важный этап работы, на котором фильм принял свою форму. Речь идет не о павильоне с разъемными потолками и стенами, но о постоянной декорации. Когда вы каждый день снимаете в тюрьме, реалистичность появляется сама собой".
"Мне также было интересно показать тюрьму как метафору общества. Спустя какое-то время миры внутри тюрьмы и за ее пределами сливаются в один, и то, что мы узнаем внутри, приобретает значимость и снаружи. Я хотел создать героя, который только в тюрьме может получить те знания, которые пригодятся ему в его повседневной жизни. Его характер это своего рода чистый лист; он начинает формироваться как личность в рамках данного сообщества, здесь он задается вопросами, которые раньше его не волновали".
"Я хотел сделать жанровый фильм, в котором играют неизвестные, за исключением Нильса Ареструпа, актеры; своего рода вестерн, "Человек, который убил Либерти Вэлланса" без Джона Уэйна… Мне нравится идея создания межжанровых фильмов, расширения границ. Кино больше не должно довольствоваться исключительно средствами, унаследованными от прошлого".

ТАХАР РАХИМ:
"Я смотрел много документальных фильмов, разговаривал с бывшими зеками. Но поскольку мой персонаж, он изначально бомж, без тюремного опыта... я понял, что все эти разговоры и докуменалки были не нужны. Нужно было просто верить в то, что происходит в настоящий момент. Жак мне дал определенные черты характера персонажа, и с этого момента мы свободно работали, чтобы создать личность, которая не являлась бы чьей-то копией. Я сконцентрировался именно на том, что он бомж. Как и я, как и все актеры в этом фильме, он никогда не был в тюрьме. Я попал в тюрьму одновременно с Маликом Эль-Джебена".


ПРЕССА:

"Тот случай, когда кино полностью равно своему герою: темное, сильное, уверенное в себе, переусложненое - особенно по сравнению с предыдущими фильмами Одиара. Лишние спецэффекты, утяжеляющие сюжет персонажи, сны и видения героя - в последний раз такие штуки работали в девяностые. Но эти сны и видения полностью оправданы с точки зрения ощущения времени" (Ксения Рождественская, film.ru).

"Пророк - понятие либо метафизическое, то есть философское, либо экзистенциальное, связанное с трагическим выбором героя. Ни метафизики, ни особых мук выбора здесь не видно и близко. Остается лишь традиционный сюжетный прием с предусмотрительным героем, который благодаря своему чутью руководит событиями - но даже такая простая линия как следует не проработана" (Дмитрий Десятерик, "День").

"Сложносочиненное произведение опытного рассказчика Одиара предполагает множество трактовок - можно разглядеть здесь его любимую тему болезненных отношений зрелого мужчины - архетипического учителя, отца-наставника, и бледного зависимого юнца. Можно вычитать метафору победы исламского мира над Европой, ставшей жертвой саморазрушительных инстинктов. Или притчу о тотальном торжестве пустоты. А можно ничего не вычитывать и воспринимать фильм как толстый гангстерский роман. Это вещь, восстребованная в любое время" (Вадим Рутковский, "GQ").

"Пророк" получил в этом году Гран-при Каннского фестиваля и действительно демонстрирует редкую внутреннюю мощь. Единственная проблема остается там, где ее решил для себя сам режиссер: это проблема совести и морали. Если Одиар полностью отказался от вопроса, прав или виноват его герой, то зрителю это сделать не так-то просто. Реалистический контекст мешает абстрагироваться от ситуации героя. И хотя Малика совесть явно не мучает, очень может статься, что она займется зрителем - в те два с половиной часа, на которые Малик станет его сокамерником и альтер-эго" (Мария Гросицкая, "Видео.ру").

"Двухчасовое лицезрение странной - то ли действительно боговдохновенной, то ли олигофренической физиономии главного героя фильма Одиара, эволюционирующего из тюремного заморыша в крестного отца в недрах французской тюрьмы - занятие чрезвычайно увлекательное" (Иван Куликов, film.ru).

"Исполнители ролей так достоверны, что временами кажется - это совсем не игра" (Ирина Любарская, "Итоги").

"Пророк" - это и диккенсовский роман воспитания, и "Граф Монте-Кристо", но и сериал "Зона", классический сюжет, пересказанный на фене скучающим сокамерникам. Продолжение скорее литературной традиции, нежели кинематографической: для кино тюрьма неизменно место, из которого герой стремится вырваться. Здесь это место, куда Малику стоило попасть. Не характер пробивает стены, а стены, сжимаясь, точат характер. Иллюстрация какого-то очень русского тезиса: "Посиди, может, человеком станешь" (Станислав Зельвенский, "Афиша").

"Тема, что тюрьмы не исправляют, а только формируют систему преступности и закаляют новых криминальных лидеров, которые (оставь их на свободе) стали бы обычными неопасными отбросами общества, может, не оригинальна, но в фильме развита очень доказательно. Экшн-эпизоды - ой и ох, какие замечательные!" (Юрий Гладильщиков, блог).

"Пророк" - достаточно жесткое мужское кино, в котором кровь не только выступает как метафора этноса, но и обильно, причем довольно правдоподобно льется в затемненных кадрах тюремных разборок. Смотреть, впрочем, не противно и не тоскливо: уж больно артистичен герой, а по интуитивному предвидению ситуаций он и впрямь напоминает мусульманского пророка. Среди прочих манков картины две отменные актерские работы - Тахара Рахима в главной роли и Нильса Ареструпа в образе главы корсиканского клана Лючиани. Плюс отличные сленговые диалоги. Для российских зрителей их перевел наш литературно-криминальный авторитет Адольфыч и, кажется, не схалтурил" (Андрей Плахов, журнал "Weekend").



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта