05.10.2009
ВИД НА ПАРИЖ ИЗ ОКОН ПРОХОДЯЩЕГО ПОЕЗДА В Париж хотят все. В Париже возможно всё. Там чудеса, там жили-были короли и поэты. Париж набит деньгами, рыцарями и любовью. Это одна из мировых столиц, а также современный мегаполис не без некоторых свинцовых мерзостей жизни. Это средоточие шарма и утончённости, а также центр легкомыслия и весёлого разврата. Это культурный бренд, а также любимый штамп масскульта… Поэтому любые истории «умноженные» на такое место действия автоматом попадают в центр мироздания, приобретая символическое, универсальное звучание. Составители программы короткометражных фильмов «Magic Paris» знали, что делают, помещая в заголовок своего творения два этих слова, не слишком прочно связанных со скучными буднями… Но не Парижем единым. Вторая особенность программы – это так называемый «короткий метр», не знаю как в столице Франции, но в Нижнем популярный очень. Жестко лимитированный хронометраж, безусловно, переводит «обделённые» временем фильмы в разряд «другого кино», отличающегося от «большого», примерно, как ребёнок от взрослого. Короткий метр не пользуется сложными сюжетными хитросплетениями, не занимается выстраиванием и развитием характеров главных героев, не замахивается на создание даже локальной картины мира. Автору небольшого фильма за несколько минут надо успеть развернуть и свернуть историю, при этом быть понятым и произвести впечатление на зрителя. Отсюда – необходимость выражаться лаконично, эффектно и просто. А это, как правило, формат анекдота, мимолетного парадокса, шутки, скетча, лёгкой притчи, зарисовки типа «остановись мгновение»… По языку короткий метр – это обнажённый и заострённый приём, любовь к иносказанию и символам. Хорошо это или плохо? Цепляться к формату, всё равно, что злиться на дождь. Бесперспективно. Можно лишь констатировать некоторые факты. Короткий метр (чаще всего демонстрируемый зрителю в виде программы короткометражных лент) очень созвучен современной жизни больших городов, и, конечно, жизни молодых. Тут вам не alma mater кинематографа – прибытие поезда, а стремительный его ход: темп, ритм, быстрая смена образов и смыслов, броскость изложения, и, увы, связанная со всем этим некоторая поверхностность, входящая в правила игры. Всё-таки неслучайно, что в истории мирового кино великих короткометражек не зафиксировано. И, наконец, несколько слов о конкретном содержании и идеях фильмов программы «Magic Paris» (а что тут много говорить – метр-то короткий). Истории как истории – удачные и не очень. Люди в них как люди: пересекаются, встречаются, сближаются, настраиваются на одну волну (например, музыкальную или книжную). Встречаются и… Дальше сложнее, потому что человек плюс человек – это звучит сложно. Между людьми встревают робость, возраст, социальное положение, друзья, собаки, прошлое, болезни и сама судьба. Некоторые препятствия преодолеваются – любовь с книжных страниц прорывается в реальность, или маленький человек улетает от скучных и надоедливых взрослых на воздушных шариках – не иначе как навстречу мечте. Но порой доходит до драки. Иногда человек теряет всё, потому что… заблудился (лучшая, на мой взгляд, новелла сборника, собственно и давшая название всей программе). Иногда почти физически ощущаешь многоточие, как в истории любви с присутствием инвалидной коляски… Ну, вы уже поняли. Сделать мечту и сказку былью хотят все. Но даже в Париже возможно не всё. Павел ТИМОШИНОВ |