01.10.2009
БЕЗГРАНИЧНОЕ КИНО С 15 по 25 октября в "Орлёнке" пройдёт уникальный фестиваль под названием "КИНО БЕЗ ГРАНИЦ". Фестиваль проводится "Орлёнком" совместно с компанией "Кино без границ". В рамках этого кинопраздника нижегородцы смогут увидеть (на большом экране, что очень важно!) семь фильмов, снятых в последние два-три года. Все они объединены в программу, которая действительно вольно обходится со всяческими границами: географическими (ленты из Азии, Восточной и Западной Европы, и даже такие экзотические союзы производителей, как Франция-Иран-Индия), жанровыми (от классических драмы и киноромана до экзотических нео-нуара и документальной анимации), стилистическими (от чистой воды критического реализма до сюрреализма, постмодернизма и психоделики). Все семь картин являются участниками программ различных международных киносмотров, а авторы этих лент - обладателями целого ряда престижных призов и премий. Среди режиссёров, чьи киноработы будут представлены на фестивале "КИНО БЕЗ ГРАНИЦ" - и знаменитости (Китано, Махмальбаф, братья Дарденн), и дебютанты, и постановщики, ярко заявившие о себе именно в последние годы. Программа фестиваля: АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА
("Achilles to kame", Япония, 2008)
Режиссёр: Такеши Китано.
В ролях: Такеши Китано, Канако Хигути, Юрэй Янаги, Кумико Асо.
Жанр: сюрреалистическая комедия. Машицу - ребёнок из богатой семьи, и его отец не испытывает недостатка в средствах, чтобы поощрять увлечение своего сына живописью. Но вот бизнес родителя прогорает, и он накладывает на себя руки. Машицу остаётся один, без гроша в кармане, но с непоколебимым желанием стать великим художником. Годы проходят, он работает разносчиком газет, рабочим на фабрике и рисует по ночам, а слава всё никак не приходит… Фильм-участник конкурсной программы Венецианского кинофестиваля 2008 года и официальной программы МКФ в Торонто-2008. Все живописные работы на экране (около 70) принадлежат кисти самого Такеши Китано. Китано: "Моя картина посвящена очень актуальной в современной Японии теме гениального ребёнка. В последнее время в нашей стране ежедневные открытия новых гениев щедро заполняют передовицы газет. Эти дети растут как грибы. Один сочиняет музыку, другой пишет стихи или поёт и рисует. Когда маленькие таланты подрастают, о них больше никто и никогда не слышит. Мне захотелось представить, куда уходят эти дети-знаменитости и что с ними случается потом". Ещё, по словам Китано, фильм изображает "жестокость" существования художника, а идея заключается в том, что и человек без таланта должен посмотреть в лицо реальности и продолжать делать всё, что в его силах. Сам Китано испытывает такие же чувства по отношению к своим фильмам и продолжает их снимать, не думая о том, будет ли фильм иметь успех. ВАЛЬС С БАШИРОМ
("Waltz with Bashir", Израиль-Германия-Франция, 2008)
Режиссёр: Ари Фольман.
Жанр: психоделическая документальная анимация.
Однажды в баре старый друг рассказывает режиссеру Ари о повторяющемся ночном кошмаре, в котором за ним гонятся 26 злых собак. Каждую ночь одно и тоже количество. Они приходят к выводу, что это связано с одной миссией израильской армии во время первой ливанской войны в начале 1980-х, в которой они участвовали. Ари удивлен, что ничего не может вспомнить об этом периоде своей жизни. Заинтригованный этой загадкой, он решает встретиться со старыми друзьями и товарищами по оружию и поговорить с ними. Ему нужно узнать правду о том времени и о себе самом. По мере того, как Ари погружается все глубже и глубже в тайну, в его памяти начинают всплывать еще более загадочные образы... Фильм-участник конкурсной программы МКФ в Канне-2008, Гран-при IX фестиваля Tokyo Filmex, Специальный приз жюри на XII фестивале "Черные ночи" в Таллинне, Награда Европейской киноакадемии за лучшую музыку Максу Рихтеру, Премия British Independent Film Awards за "Лучший зарубежный фильм", "Золотом глобус" за "Лучший иностранный фильм", "Сезар" за "Лучший иностранный фильм". Андрей Плахов ("КоммерсантЪ-Weekend"): "Один из главных фильмов года "Вальс с Баширом" израильтянина Ари Фолмана - открытие в кинематографе нового документально-анимационного жанра. Режиссер, сам обладающий подобным болезненным опытом, записывает свидетельства бывших солдат, воевавших в 80-е годы в Ливане, и переводит их рассказы, нередко вытащенные из глубин подсознания, в рисованные образы". ГОМОРРА
("Gomorra", Италия, 2008)
Режиссёр: Маттео Гарроне.
В ролях: Тони Сервильо, Джанфеличе Импарато, Мария Национале, Сальваторе Канталупо, Джиджио Морра.
Жанр: эпический кинороман.
В фильме параллельно развиваются, ни разу не пересекаясь, несколько историй с героями разных поколений и разных сфер деятельности. Общее только одно: все они оказываются подчинены интересам преступного сообщества. Пожилой держатель общака, выплачивающий субсидии родственникам отбывших на отсидку. Два великовозрастных оболтуса, окончательно теряющих голову, когда им удается разворошить тайник с оружием. Тринадцатилетний разносчик продуктов, становящийся наводчиком бандитов. Выпускник университета, которого втягивают в бизнес по захоронению токсичных отходов под крышей мафии. Талантливый портной, перекупленный конкурентами и становящийся объектом мести клана. Экранизация одноименного бестселлера неаполитанского писателя Роберто Савиано о деятельности "каморры" (сamorra - драка, ссора) - неаполитанской мафии. В 2006 году, после успеха этой документальной книги Савиано начал получать многочисленные угрозы от неаполитанских "крестных отцов". После расследования дела неаполитанской полицией итальянский министр внутренних дел Джулиано Амато приставил к нему личного телохранителя и вывез его из Неаполя. Осенью 2008 года каморра обещала убить его до Рождества; тогда же Савиано объявил о своем решении покинуть Италию, поскольку, по его словам, ему надоело жить, как заключенному. Фильм завоевал Гран-при Каннского международного кинофестиваля, 5 наград Европейской киноакадемии ("лучший фильм", "лучшая режиссура", "лучший сценарий", "лучшая операторская работа", "лучший европейский актёр" (Тони Сервильо), "Серебряный Хьюго" за лучший сценарий МКФ в Чикаго. Маттео Гарроне: "Тот сырой материал, с которым мне пришлось работать во время съемок "Гоморры", был настолько визуально сильным, что я старался просто снимать всё как есть, как если бы я был прохожим, который случайно оказался на месте происходящего. Я решил, что это самый эффективный способ выразить те чувства, которые я испытывал во время съемок".
Роберто Савиано: "Мы говорим об организации с годовым оборотом в 150 миллиардов евро. За последние 20 лет она уничтожила более 10 тысяч человек по всему миру. Вы только вдумайтесь в эти цифры! Об этом нельзя молчать!" ДЗИФТ
("Zift", Болгария, 2008)
Режиссёр: Явор Гырдев.
В ролях: Захари Бахаров, Таня Илиева, Владимир Пенев.
Жанр: черно-белый постмодернистский нео-нуар.
Действие длится ровно одну ночь. Главный герой по кличке "Моль" выходит из тюрьмы после пятнадцати лет отсидки по ложному обвинению. Сел он еще во время войны, а вышел в тоталитарную Болгарию 60-х. Несмотря на изменившийся мир, он хочет закончить старые дела. Для этого ему приходится встретиться с множеством странных и опасных персонажей… Экранизация романа бывшего болгарского театрального критика, а теперь американского профессора-политолога Владислава Тодорова осуществлена успешным театральным режиссером Явором Гырдевым. Саундтрек картины - наши родные советские песни, что придает происходящему еще более смешной и жуткий оттенок. Картина получила приз за лучшую режиссерскую работу на Московском МКФ-2008, была включена в программу МКФ в Торонто, где привлекла внимание американских продюсеров, которые теперь обсуждают с Гырдевым перспективы его работы в Голливуде. Явор Гырдев: "Мы не хотели заниматься социализмом, каким он был в действительности. Мы хотели показать его таким, каким бы ему самому хотелось быть в его мечтаниях. Именно это и составляет самую острую трансгрессию в фильме - нестыковка мечтаний социализма с его уродливыми (в фильме - по-идиотски абсурдными) повседневными проявлениями".
Роман Волобуев ("Афиша"): "Как и его татуированный бритый персонаж, чей культурный опыт исчерпывается вызубренным в камере "Кандидом" и словарем иностранных слов (которым с приходом социализма заменили тюремную Библию), дебютирующий в кино театральный режиссер Гырдев, на сцене ставивший Вайса и Макдонаха, тоже выглядит варваром, выпрыгнувшим на свежий воздух из каменного мешка три на четыре. Нуаровский стандарт (плюс конкретный сюжет классического "Мертв по прибытии" Рудольфа Мате, где за полвека до "Адреналина" и прочих были показаны приключения мертвеца в поисках причин собственной смерти) и ядреная соцартовская эстетика в его фильме не скомбинированы, не скрещены, а с размаху стукнуты друг о друга - тупо, зло и с такой силой, что с экрана полтора часа сыплются искры". КРИК МУРАВЬЁВ
("Scream of the ants", Франция-Иран-Индия, 2006)
Режиссёр: Мохсен Махмальбаф.
В ролях: Мамуд Чокроллахи, Манур Шадзи, Карл Маасс, Тенжин Чогьял.
Жанр: философское путешествие.
Молодожены отправляются на поезде в Индию. Он - неверующий, охваченный сомнениями, а она верит, что ответы на вопросы жизни придут к ней через молитвы. Хотя вопросов, по которым молодые супруги могут придти к согласию, мало (включая перспективу завести детей), они любят друг друга. В разгар философского спора святой, стоящий на путях, вынуждает поезд резко затормозить и остановиться… Фильм-участник Международного фестиваля киноманов-2006 в Индии, фильм-участник МКФ в Пусане, Монреале, Мюнхене, Токио, Чикаго, Роттердаме, Специальное упоминание жюри на МКФ в Гранаде Cines del Sur-2008. Лента вызвала противоречивые отзывы в Иране из-за эротических сцен и религиозных дебатов и была отнесена к разряду шокирующих картин. Мохсен Махмальбаф родился в 1957 в Тегеране. В юном возрасте он присоединился к организации, которая боролась против шахского режима. В 17 лет после участия в нападении на полицейский участок его посадили в тюрьму. С 1974 по 1979 провел в тюрьме и был выпущен на свободу только после начала революции. С 1980 года - автор нескольких прозаических произведений. С 1982 года - кинорежиссёр, со временем снискавший мировую известность ("Продавец вразнос", "Велосипедист", "Время любви", "Однажды", "Кино Салам", "Габбех", "Кандагар", "Секс и философия"). В 2004 году Махмальбаф покинул Иран в знак протеста против цензуры и ортодоксальной исламистской политики родной страны. Мохсен Махмальбаф: "Я снимал "Крик муравьев" в Индии, потому что иранское правительство было крайне недовольно избранной темой. Это фильм о множестве вещей, про которые мы не можем говорить в нашей стране".
Олег Зинцов ("Ведомости"): "Идеально в "Крике муравьев" многое: мерно ускоряющийся ритм; структура, в которой начальная сцена на железнодорожной насыпи смешно и тонко рифмуется с финалом на берегу Ганга. Идеален, пожалуй, и образ Индии, равно пугающей и завораживающей, примитивной и абсолютно непонятной. Если вы уже были там, то вспомните многое. Если собираетесь - получите довольно точное представление о том, что ждет вас и чего ждете вы сами". КУС-КУС И БАРАБУЛЬКА
("La Graine et le mullet", Франция, 2007)
Режиссёр: Абделатиф Кешиш.
В ролях: Хабиб Буфар, Афсия Херзи, Фарида Бенхеташ, Абдельхамид Актуш, Бурауна Марзук, Алис Ури.
Жанр: драма.
Французский портовый город Сет, портовый город. Господин Бейжи, усталый человек шестидесяти лет, продолжает через силу трудиться на верфи, выполняя работу, которая с течением лет стала для него мучительной. Разведенный глава семьи, он отчаянно пытается сохранить близость с теми, кого любит, - задача тем более тяжелая, что семья распалась и отношения наполнены скрытым напряжением, которое готово выплеснуться наружу и которое усугубляют финансовые проблемы. В этот непростой период жизни Бейжи думает только о том, чтобы преодолеть неудачи, основав собственное дело - ресторан. Но это будет нелегко. Его доход мал и непостоянен, что не мешает ему мечтать, говорить о своём плане - главным образом с членами своей семьи. Мало-помалу семья сплачивается вокруг этой мечты… Режиссер Абделатиф Кешиш - автор признанной и великолепной "Увертки" и менее известного, но тем не менее успешного фильма "Во всем виноват Вольтер". Его новый фильм получил 3 приза на МКФ в Венеции (Специальный приз жюри, приз имени Марчелло Мастрояни актрисе Афсие Херзи и приз ФИПРЕССИ), 4 премии "Сезар" (за лучший фильм, за лучший оригинальный сценарий, за лучшую режиссуру и подающей надежды актрисе (Афсия Херзи), приз ФИПРЕССИ Европейской киноакадемии. Абделатиф Кешиш: Я начал с популярной фантазии, с истории, вроде тех, что любят рассказывать по телевизору, с мифа о тех, кто "сделал это", или, иначе говоря, о тех, кто сбежал из современного рабства бесперспективной карьеры, начав собственный бизнес. И я хотел показать этот миф с определенной иронией, сделав историю свободной, как это бывает в сказочном повествовании…"
Зара Абдуллаева ("Искусство кино"): "Головокружительная режиссура Кешиша втягивает зрителя в воронку такой вовлеченности, что он становится едва ли не членом большой арабской семьи (с которой, впрочем, смешались и француз, и русский), живущей в маленьком портовом городе, озадаченной мелкими и покрупнее житейскими заботами, повседневными ссорами, надломами, перипетиями. Долгие подробные, снятые сверхживой камерой эпизоды прессуют экранное время до неправдоподобного и разнообразного напряжения. Но эмоциональный градус камеры, артистов и мизансцен ни на секунду не сводится ни "к честной бедности простых людей", ни к тяготам безработицы, ни к семейным разрывам, ни к экзотическим ритуалам - хоть застолья, хоть приготовления кускуса". МОЛЧАНИЕ ЛОРНЫ
("Le silence de Lorna", Бельгия-Великобритания-Франция, 2008)
Режиссёры: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн.
В ролях: Жереми Ренье, Фабрицио Ронджоне, Арта Доброши.
Жанр: драма.
Молодая албанская женщина Лорна заключает брак по расчету с наркоманом Клоди, чтобы получить бельгийское гражданство. Её намерения далеки от невинных: в случае передозировки она обретет ту свободу, о которой грезила всю свою жизнь. Но она ещё и сообщница в осуществлении дьявольского плана, придуманного гангстером Фабио. Ведь именно Фабио организовал фиктивный брак между ней и Клоди, чтобы в дальнейшем она вышла замуж за русского мафиозо, который готов заплатить огромные деньги за бельгийское гражданство. Но чтобы этот второй брак стал возможным, Фабио решает убить Клоди. Но станет ли Лорна молчать? Братья Дарденн в кино начинали как документалисты, но в девяностые годы переключились на создание полнометражных художественных фильмов ("Обещание", "Розетта", "Сын", "Дитя"), сумев при этом дважды завоевать "Золотую пальмовую ветвь" Каннского МКФ. За "Молчание Лорны" они получили приз за лучший сценарий на МКФ в Канне и приз братьев Люмьер за "лучший фильм на французском языке". Жан-Пьер Дарденн: "Необходимость убийства - моральная задачка для персонажа. Мы подумали: вот есть обычный человек, который живет в нормальном обществе. И вдруг выясняется, что ему надо уничтожить ближнего, чтобы получить доступ к каким-то благам. Иммигранты оказались идеальным материалом, чтобы оживить это построение. Они - часть общества и в то же время вне его".
Антон Долин ("Эксперт"): "Заметьте, ни моралистами, ни проповедниками, ни даже защитниками христианских ценностей Дарденнов не назовешь. Для них неприемлемы нравоучения, они не претендуют на высший смысл, а просто снимают фильмы об одном неизменно удивительном феномене человеческой психики: о пробуждении совести. Дарденны плевать хотели на социальный детерминизм и классовую борьбу, на политический климат и неравенство возможностей. Их интересует только личный выбор. Поэтому "Молчание Лорны" - если и не лучший, то "программный" фильм братьев, ведь его внутренний стержень - так называемый моральный императив, он же диктатура совести". |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|