23.09.2009
О ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ После просмотра фильма Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» совершенно не тянет открывать «капот» и лезть в «мотор», то есть заниматься более-менее серьёзной аналитикой. Ну, по крайней мере, меня не тянет. Слишком амбивалентное там всё – внутри. Посмотришь – одно, чуть отвернешься – уже другое, как в детской игре «Море волнуется - раз…» Поэтому обойдусь расплывчато-коротким текстом «по касательной». В целом картину Хржановского упрекают: в идеологической наивности, в затянутости, в несбалансированности составляющих её стилистик. Но и аргументы «за» звучат примерно также. Мол, наивность, непричёсанность, лёгкий абсурд и хаос – признаки настоящей Поэзии. Ещё можно рассуждать о полифоничности образа времени у Хржановского, который через конкретную и значимую фигуру торит путь к судьбам целого поколения и даже страны, и который, запустив в эпицентр фильма «камешки» реальности (документальный материал) фиксирует затем на экране зыбкие расходящиеся круги лирических реконструкций (игровые сцены) и ассоциативных фантазий (анимационные сцены). А можно просто сказать «спасибо» авторам за рассыпанные по фильму тут и там блистательные визуальные находки, фразы, неожиданно настигающие и пронизывающие тебя настроения и ощущения… Но если спрямить своё отношение к картине до шампура, я бы суммировал свои впечатления следующим образом. Вот на экране симпатичный анимационный кот на каком-то бесшабашном летательном аппарате стукается о традиционно вытянутую руку памятника вождю мирового пролетариата. Это остроумно, смешно и очень точно. Здесь трюк становится жизнью. А вот реальный Иосиф Бродский, запечатлённый на киноплёнке, стукается об мизансцену с неплохим актёром Григорием Дитятковским. И тут уже жизнь становится трюком. Если это поэзия, то я предпочитаю прозу. Павел ТИМОШИНОВ |