СЪЁМКИ В ПАЛЕРМО
("The Palermo Shooting", Германия-Италия-Франция, 2008)
Режиссёр: Вим Вендерс.
В ролях: Кампино, Мила Йовович, Деннис Хоппер, Джованна Меццоджорно, Лу Рид, Патти Смит, Удо Самель, Оливия Асейду-Поку, Летиция Батталья, Себастьян Бломберг, Инга Буш, Алессандро Дьели, Франческо Гуццо, Вольфганг Майкл, Яна Палласке.
Жанр: драма. Всемирно известный, энергичный и самоуверенный фотограф Финн жил очень легко, поскольку ему всегда сопутствовал успех. Его работы украшают лучшие галереи и обложки журналов по всему миру. Жизнь бьет ключом, он - настоящая звезда. Но в его сердце поселяется трагическая пустота. Однажды он приезжает в Палермо, где знакомится с прекрасной и загадочной художницей Флавией и встречает свою любовь. Но внезапно с ним начинает происходить нечто необъяснимое… Этот фильм стал первым проектом новой производственной кинокомпании Вима Вендерса Neue Road Movies. Съемки проходили в родном городе режиссера Дюссельдорфе и его окрестностях, а также в Палермо. Картина посвящена Ингмару Бергману и Микеланджело Антониони, умершим в один и тот же день - 30 июля 2007 года. Вим Вендерс родился 14 августа в Дюссельдорфе. В 1964-1965 годах изучал медицину и философию, а в 1966-1967 жил в Париже. С 1967 по 1970 год учился в Академии кино и телевидения в Мюнхене. С 1968 по 1972 год работал кинокритиком в журнале "Фильмкритик" и газете "Зюддойче Цайтунг". В 1971 году стал одним из основателей фирмы "Filmverlag der Autoren". В 1975 году организовал кинокомпанию "Road Movies". В 1984 стал членом берлинской Академии искусств, а в 1989 получил почетную докторскую степень университета Сорбонна в Париже. В 1991 он получил премию Фридриха Вильгельма Мурнау. С 1991 по 1996 год был назначенным председателем Европейской киноакадемии. С 1993 года преподавал в мюнхенской Академии кино и телевидения. В 1995 ему была присвоена почетная докторская степень теологическим факультетом университета во Фрайбурге (Швейцария). В 1996 он был избран президентом Европейской киноакадемии. C 2002 возглавляет кафедру в Высшей школе искусств в Гамбурге. Режиссёр таких значительных киноработ как "Крылья желания", "Париж, Техас", "Американский друг". Новый фильм Вендерса, впервые показанный на Каннском фестивале 2008 года, имеет несколько названий. Французское - "Randez-vous a Palerme", то есть "Рандеву в Палермо". Итальянское название переводится незамысловато: "Палермская история". Зато английское название режиссёр придумал очень ловко: "Palermo Shooting". На русский язык это перевести очень трудно, поскольку по-английски слово "shooting" может означать "фотосъёмка", а может - "стрельба". В роли Финна, прообразом которого послужил знаменитый немецкий фотограф Андреас Гурский, выступил тележурналист и лидер немецкой панк-группы Die Toten Hosen Кампино, для которого эта работа стала актерском дебютом. Кроме того в картине приняли участие певица Патти Смит и известный композитор и исполнитель Лу Рид, сыгравшие самих себя. Женщина, которая в одном из эпизодов жалеет героя - легендарный собиратель материалов о сицилийской мафии Летиция Баталья, фотограф, журналист, активист, защитник окружающей среды. Саундтрек фильма: Лу Рид, Ник Кейв и его новая группа Grinderman, Бет Гиббонс, итальянский Генсбур Фабрицио де Андре, волшебный блюз от Iron&Wine, песня аризонской рок-группы Calexico и несколько треков оригинальной музыки Ирмина Шмидта, основателя авангардной группы Can, - свободная импровизация на тему баховских Страстей по Иоанну.
ВИМ ВЕНДЕРС:
"Мы снимали "Свидание в Палермо" в октябре, ноябре, декабре 2007 года, а в июле, когда я в маленьком сицилийском городке ещё дописывал сценарий, оба и Бергман, и Антониони скончались в один и тот же день. Сначала Ингмар Бергман, а вечером того же дня Микеланджело. Это был шок... Я знал обоих очень хорошо. Я сделал фильм с Микеланджело, а с Бергманом мы очень близко работали вместе: он был первым президентом Европейской киноакадемии… Что должны были значить эти две смерти в один день - я не знаю, никто не в состоянии понять, что такие вещи могут значить. Так в моём сценарии появилось посвящение. Целая эпоха ушла с их смертью. Классическая эпоха кино умерла. Они были последними из того поколения, последними, кто делал такие фильмы - никто теперь не делает фильмов о жизни и смерти... "Свидание в Палермо" было отвергнуто большинством европейских и американских кинокритиков, я думаю, именно потому, что картина говорит о смерти. Вы можете говорить о других вещах, но вам нельзя серьёзно говорить о смерти... Я знал, что это запрещено. Наверное, именно потому я и сделал фильм о смерти".
"Не то чтобы я сказал себе: "О, сделаю-ка я фильм, смешав "Фотоувеличение" с "Седьмой печатью". Я просто хотел сделать фильм о фотографе. Но, думая о фильме про фотографа, вы неизбежно вспоминаете о "Фотоувеличении"… Разумеется, фильм Антониони был постоянным фоном моих размышлений о будущей картине, но я совершенно не планировал делать римейк… Будучи фотографом, вы не можете не думать о смерти. Делая фотографию, вы понимаете, что она переживёт вас и переживёт тех, кого вы сейчас фотографируете… Короче говоря, я осознал, что, снимая фильм о фотографе, я не смогу уйти - или увильнуть - от разговора о смерти… И тут я понял, что я уже на территории бергмановской "Седьмой печати". "На самом-то деле, смерть - это метафора. Никто не может встретить свою смерть, а потом вернуться к жизни, как случилось с моим героем Финном. Смерть в моей картине это всего лишь обман зрения, игра света, которая помогает Финну осознать, что он должен изменить свою жизнь, а не прожигать её бессмысленно и бесполезно. Он должен уважать жизнь. Люди больше не ценят жизнь. Это главное, что заставило меня сделать фильм. Люди бессмысленно тратят свою жизнь. Когда я оглядываюсь по сторонам, множество людей - включая меня самого, - живут, словно они бессмертны. Мы все живём, словно перед нами вечность, словно смерти не существует, словно мы не хозяева своей собственной жизни. Бездумно шагая куда-то, мы растрачиваем жизнь". "Современная музыка вдохновляет меня больше всего остального. Я не случайно позвал на роль фотографа немецкого рокера Кампино. Нынешняя музыка - поп, рок, блюз, панк, хип-хоп, джаз или рэп - имеет смелость в неожиданном и радикальном ключе говорить о вещах, о которых другие виды массового искусства, включая кино, уже не могут ничего сказать… В отличие от музыкантов, кинематографисты всего боятся, они разучились рисковать. Надеюсь, во мне есть этот рок-н-ролльный инстинкт - он и заставил меня сделать этот фильм".
ПРЕССА:
"Вим Вендерс поставил "Съемки в Палермо", историю о страхе смерти и примирении с жизнью, настоящее глубокомысленное кино, которое обещает вам сказать всю правду. Каждый уважающий себя великий режиссер должен на старости лет снять такое кино" (Семен Кваша, film.ru). "Как и многие фильмы Вендерса - это очень сложное, философское кино - неслучайно он посвящает свою работу Антониони и Бергману. Можно выдвинуть несколько версий, почему оно было снято. Возможно, ради одной лишь игры слов - Palermo Shooting. А может быть, муниципалитет Палермо поручил Вендерсу снять фильм - визитную карточку города (эта версия объяснила бы многое)… Есть и третье предположение о смысле этого фильма, которое кажется наиболее взвешенным. Вим Вендерс, великий классик, как бы хочет сказать нам: "Нельзя все время фотографировать, слушать музыку или смотреть кино - нужно еще иногда и погулять выйти" (Виктор Зацепин, "Синематека"). "Можно немало поразвлечься, отыскивая "Фотоувеличение" в северной части фильма и бергманизмы - в южной. Можно, тихо расслабившись, наслаждаться шикарным саундтреком, который превращает фильм в бесконечный поучительный клип. Можно изумляться Хопперу, чуть ли не самой капризной Смерти в истории кино, вполне пригодной для анекдота "я к твоей канарейке", и полупрозрачному Лу Риду, являющемуся герою - разной степени глубокомысленности занятий фильм может предоставить массу. Но главный соблазн, как ни странно, довериться Вендерсу. В конце концов, "Съемки в Палермо" не только эпитафия двум великим режиссерам. 30 июля 2007 года стало официальной датой смерти авторского кино, в том смысле, в котором понимался этот жанр на протяжении всей второй половины прошлого века. "Съемки в Палермо", при всех очевидных возражениях - напоминание о том, как он был прекрасен" (Кирилл Андреев, film.ru). "Съемки в Палермо" относятся к тому типу фильмов, для которых достаточно просто пересказать содержание, чтобы все стало предельно ясно. В данном случае к сюжету следует добавить - нет, это не комедия… Лента Вендерса нисколько не размышление о природе фото- и кино-, да и просто искусства, а эзотерическая дичь вроде "Фонтана" Даррена Аронофски… Но если это розыгрыш - он удался" (Дарья Горячева, "Газета.ru"). "Со стороны "Съемки в Палермо" запросто могут показаться нагромождением трюизмов, навязчивой притчей, симпатичным анахронизмом, не вписывающимся в современный темпоритм - может, оно и так, но снял-то сам Вендерс, и это многое объясняет. Немец в который уже раз повторяет путь своих героев - неприкаянных скитальцев, для которых куда важнее пресловутого цайтгайста пригвоздившее к месту вневременное зрелище заката, мелькание телеграфных столбов вдоль шоссе или просто случайный затейливый сон. И если уж вопрос в том, чтобы снова спеть старую песню о главном - то дело это решенное, надо только побольше воздуху в легкие набрать… "Съемки в Палермо" - удобный повод негромко и с достоинством распрощаться с прекрасной эпохой" (Дмитрий Молчанов, kinomania.ru). "Критики недоумевают, как можно такой арсенал интеллектуального кино (бергмановскую мистичность, антониониевскую загадочность и собственно вендерсовский экзистенциальный пафос) превращать в какую-то позерскую притчу. А он считает их трусами, неспособными на прямой разговор о смерти. Возможно, он прав. Действительно, мир, верящий в огламуренную "цифру", не может уже увидеть прелесть рукотворной двойной экспозиции, которую Вендерс использовал для создания снов. Технологический бытовой комфорт внушает нам глупую уверенность в бессмертии. Так зачем беседовать со Смертью? Но даже если и незачем, эту красивую, картину все равно стоит посмотреть. В конце концов, Вендерс умеет снимать города, как никто другой. А в Палермо вряд ли каждый из нас когда-нибудь поедет" (Ирина Любарская, "Итоги"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|