01.09.2009
НА ОБОЧИНЕ Кристоф Барратье с картиной «Париж! Париж!» и Самюэль Беншетри с «Я всегда хотел быть гангстером» просачиваются киноманам в душу и явно претендуют на заголовок «Кино: жизнь после смерти-3». Но хватит. В данном случае обойдёмся без пафоса, больших букв и восклицательных знаков. В основном займемся констатацией фактов. Иногда занимательных, иногда не очень. Схема вышеупомянутых лент проста. Опять кино в кино: цитаты, аллюзии и реминисценции. Но оба француза скромны в претензиях: это всего лишь милые фильмы, замешанные на ностальгии по далёким и не очень эпохам и любви к славным неудачникам. Попытка поймать или вызвать дух времени, ухватившись за его, времени, приметы (чаще киношные). Посмотреть на историю не сверху, а с высоты обыкновенного человеческого роста. «Я всегда хотел быть гангстером» - это ироничный коктейль из Джармуша, Тарантино, Коэнов… То мелькнёт почти один в один новелла из «Кофе и сигарет», то проступят черты «Вождя краснокожих» О’Генри… Режиссёр никуда не торопиться, насыщая кадр таким количеством пауз, что в них без труда поместились бы ещё пара сюжетов. Но и удачи не редки – спасибо ему за неунывающую официантку, игрушечную зебру, падающих фигуристов, попытку ограбления «Макдональдса» и постановку вопроса о воровстве песен. В целом же получился набор черно-белых (цвет будней, цвет киноклассики, цвет того, чего уже нет) историй о том, как сложно быть гангстером. Потому что гангстерами в этом фильме пытаются стать старики-разбойники, добрые лузеры и увядшие поп-идолы. А настоящие гангстеры сегодня – люди практичные, циничные, злые и знакомые с бухгалтерией, а не романтики ножа и топора, вместо компьютера-то. «Париж! Париж!» - это французские киномюзиклы середины прошлого века, формула «плохие – богаты, хорошие – бедны», шансон (не радио), аккордеон, уличные кафешки, актёры – «сукины дети» и ощущение - «завтра была война» (Вторая Мировая). Дела давно минувших дней, но минувших так давно, что смотрятся эти дни стоической и симпатичной легендой о том, что искусство вечно путается под ногами у мироедов и помогает жить тем, кого едят. Легенда становится действительно пронзительной, когда поют. Собственно, если бы не пели, не было бы и фильма. Кстати, бывают же в жизни совпаденья… Вот в «Париже» актёрам наглядно демонстрируют, что они никто, а театр принадлежит даже не народу, а тому, кто над народом. А у нас в Нижнем прямо сейчас «культурные» власти браво прессуют актёров ТЮЗа, считая себя, непонятно почему, вершителями судеб. Как всегда…
Да, кажется, наш век (вернее десятилетие) устал от себя самого. Так периодически случается в человеческой истории. Весьма бурные 90-е увязли в анемичных 2000-х, поэтому так тянет вспоминать и умиляться. В моде стилизации, ремейки и сиквелы-приквелы. Мейнстрим технологично и в основном бестолково клонирует былой успех. Те, кто «на обочине» в меру своего таланта пытаются не забывать о человеке. Второе, даже не в великих проявлениях, - как минимум интереснее. Павел ТИМОШИНОВ |