Полторы комнатыПОЛТОРЫ КОМНАТЫ, ИЛИ СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА РОДИНУ
(Россия, 2009)
Режиссёр: Андрей Хржановский.
В ролях: Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Григорий Дитятковский, Артем Смола, Евгений Огаджанян, Светлана Крючкова, Алексей Девотченко, Сергей Дрейден, текст от автора читает Вениамин Смехов.
Жанр: драма.

В одном из своих интервью Иосиф Бродский ответил на вопрос, собирается ли он когда-либо возвратиться на Родину, следующим образом: "Такое путешествие может состояться только анонимно..." Авторы данного фильма предположили, что подобное путешествие все-таки состоялось. Поэт плывет в страну своего детства, и мы вместе с ним преодолеваем не только географические расстояния, но и расстояния временные, - через отдельные факты биографии Нобелевского лауреата мы возвращаемся в 50-е - начало 60-х годов СССР, погружаемся в атмосферу "европейского" города Петербурга. Хржановский в соавторстве с кинодраматургом Юрием Арабовым создали не просто фантазию о Бродском, но и антологию того времени, приметы которого - футбол, "Книга о вкусной и здоровой пище", киношный Тарзан, рок-н-ролл "на костях". И, конечно же, коммуналки с очередями в сортир.

Андрей Хржановский - художник и режиссер-аниматор, еще во времена СССР начал сотрудничать с радикальными художниками Юрием Соболевым, Юло Соостером и Владимиром Янкилевским, в соавторстве с которыми создал "Стеклянную гармонику" (1968), "Бабочку" (1972), "В мире басен" (1973). Анимировал рисунки А.С.Пушкина ("Осень", "И с вами снова я"). Музыку к его фильмам писали Альфред Шнитке и Владимир Мартынов. В начале 2000-х начал работать над полнометражным фильмом об Иосифе Бродском. В завещании поэт запретил свои биографии в любом виде, из-за чего авторы имели трения с фондом Бродского все годы, что они готовили и снимали картину. В результате получилось 130 минут действия, сложенного из игрового, документального и анимационного материала, куда вошел и прежний получасовой фильм "Полтора кота", показанный впервые в 2002 году.

Мировая премьера фильма состоялась в рамках 38-го Роттердамского кинофестиваля, где он был признан лидером зрительских симпатий. Затем была победа в программе "К Востоку от Запада" МКФ в Карловых Варах-2009. Наконец, в Выборге на XVII международном фестивале "Окно в Европу" "Полторы комнаты" получили главный приз - "Золотую ладью". Там же "Серебряная ладья" досталась Алисе Фрейндлих - за лучшее исполнение женской роли.


АНДРЕЙ ХРЖАНОВСКИЙ:
"Я не хотел бы, чтобы фильм воспринимали как фильм "о Бродском". Это фильм по литературным сочинениям Бродского, по его рисункам, по материалам его биографии, но прежде всего он инспирирован прозой Бродского, которая меня окрылила и вдохновила на эту работу... Я делаю этот фильм с мыслью о том, что он должен быть посвящен памяти наших родителей. Пронзительные строки, написанные Бродским в эссе "Полторы комнаты" и "Больше единицы" и посвященные родителям, были для меня эмоциональным камертоном".
"Это не биография Бродского, не его портрет, хотя мы снимали картину в Петербурге, в тех самых "полутора комнатах", которые описаны поэтом, где жила его семья - в знаменитом доме князя Мурузи на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля. Наш фильм - про человеческую судьбу, про родителей, про семью, про Родину, про жизнь, про смерть. Кстати, близкие друзья поэта сказали, что наш Бродский очень похож на настоящего Бродского. И родители похожи. В Нью-Йорке фильм смотрел Михаил Барышников и с первого кадра начал смеяться: "Такого не может быть! Я просто вижу живого Иосифа!"

ГРИГОРИЙ ДИТЯТКОВСКИЙ:
"С Андреем Хржановским мы познакомились три года назад в театре. Он посмотрел в БДТ мой спектакль "Двенадцатая ночь" с Алисой Бруновной Фрейндлих в роли Шута и сделал мне предложение... сняться в кино. Это было трогательно. Было много вариантов: что я буду играть и молодого Бродского, и немолодого, искали театральный ход - буду со своей прической, нет, побреюсь наголо... Сегодня я смотрел фильм впервые. Благодаря руке режиссера все вдруг соединилось в удивительное художественное произведение. На меня это произвело еще большее впечатление, чем сами съемки".

СЕРГЕЙ ЮРСКИЙ:
"Да, у Бродского было такое детство, в котором он ходил за руку с отцом, отец был в нем, он был в отце. А оказалось, что это чужие люди - в смысле того, что составляло главное для Бродского. Стихи его родителям непонятны, его жизнь им была непонятна. Они просто любили Йоську. И он их любил. Но знал прекрасно, что все, что он делал - для других, но не для самых близких ему людей. Это была большая драма. И вообще вся картина Хржановского - это роскошный фон для простой истории, как у двух людей, хороших, благородных, трудно живущих, родился мальчик, который как бы не их… При этом в картине, которая хоть и называется "Сентиментальное путешествие на Родину", ни в коем случае нет слезливой мелодраматичности… Главное, что это поэтическая картина, почти стихотворная - не только потому, что там звучат стихи Бродского, но и по монтажу, по плотности метафор".

АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН-СТАРШИЙ:
"Фильм мне понравился, я заплакал в конце. Очень серьезное произведение о стране, о поэте. С Бродским я был знаком шапочно. Рыжий такой, бродил у нас на "Ленфильме". Он озвучивал индийские фильмы русской речью, укладчиком был (укладывал текст). Мало кто знает об этом. Такие халтуры ему устраивали, чтобы он мог денег заработать. Те фильмы можно найти, но никто не хочет этим заниматься".


ПРЕССА:

"Фильм освобождает образ поэта от ореола гениальной исключительности, чтобы представить его более живым, осязаемым, домашним. Близкое ощущение возникает от недавно опубликованных воспоминаний Рады Аллой под характерным названием "Веселый спутник": одна из редких книг без навязчивой темы "я и Бродский". Но фильм - не мемуарный, а поэтический, с проходящими насквозь метафорами: рыжий кот и две вороны - поэт и его родители. Анимационная родословная Андрея Хржановского, а также юмор в обрисовке советского быта оказываются как нельзя кстати: без них линия жизни поэта получилась бы слишком пунктирной" (Андрей Плахов, "Коммерсантъ").

"Родители Бродского на экране очень трогательные, но порой излишне карикатурные. Притянув к себе все пространство фильма и все внимание зрителя, Фрейндлих и Юрский иногда увлекаются - и тогда испытываешь что-то вроде смущения или беспокойства, словно переласкали их, что ли, переборщили с нежностью, она то и дело неловкая какая-то получается, не совсем настоящая, киношная. А потом понимаешь, что авторы фильма мастерски от всех этих претензий отгородились - дескать, мы снимали фильм всего лишь по лирическим эссе, по воспоминаниям, которые разве можно воссоздать зримо? (Екатерина Барабаш, "Независимая газета").

"Продуманная, обстоятельная картина Хржановского посвящена одной мысли - государственная машина, не просто подавлявшая, но и последовательно преследовавшая индивидуальность, бесчеловечно и жестко лишила родителей сына, а сына - возможности проводить родителей в последний путь. Созданный из последних сил теплый домашний мир сопротивлялся бездушной агрессии среды, но власть наступала последовательно: начав с разгрома старого мира и превращения его изящной красоты в ужасы коммунального ада и заканчивая канцелярской стерильностью ОВИРов, где два старика терпеливо высиживали отказы: "Считаем не целесообразным". Все это правильно, но - как бы это выразить? Сегодня этого мало, мир уже сильно изменился, и даже противостояние личность - тоталитарное государство включает в себя множество новых компонентов. Кстати, Бродский понял это раньше многих других… Романтическая (потому что безнадежная) борьба за культуру - в фильме тема последнего поколения, которому она дорога, явно подчеркнута - превращена в простое противостояние интеллигенции и власти, из него выпущено все остальное, что, как показало будущее, и сопротивляется культуре куда активнее, чем коммунистическая партия" (Алена Солнцева, "Время новостей").

"Похоже, Хржановский так до конца и не решил, что именно он снимает. Биографию, экранизацию прозы Бродского, фантазию на тему или ассоциативный ностальгический фильм. Лишь из последних титров мы узнаем, что работа посвящена "памяти наших родителей, а любое сходство с реальными персонажами надо считать случайным". Лукавая ремарка, в этом деле случайностей не бывает… Привычка объяснять свое через чужое, выстраивать иллюзорную связь времен оказала создателям фильма дурную услугу… Хржановский - мультипликатор по основной профессии. Условность и наивность в его жанре вполне уместны. Реплики, пластика, приемы - все оттуда. Ну, так и надо было снимать мультфильм, а не идти по следам чужой биографии" (Ян Шенкман, "Взгляд").

"Полторы комнаты" - кино ручной работы; оно сделано настолько интеллигентно и тщательно, что совершенно не вписывается в современный кинопроцесс. Это очень хрупкий фильм, полный сугубо личных материй и беззащитный перед упреками. В вину ему можно поставить и упрощение житейско-политических коллизий, и растянутость, и литературность. Но на самом деле это чистая кинопоэзия - бескорыстная, прекрасная, архаичная, глуповатая. Поэзия, совершенно непредставимая в наше время рейтингов и кассовых рекордов" (Михаил Мейлах, openspace.ru).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта