14.08.2009
КИСЛОТНЫЙ КИСЛОРОД Иван Вырыпаев любит задавать своими фильмами вопросы, но не любит на них определенно отвечать. Вот, например, вопрос такой: к чему экранизировать свою пьесу, которая несколько лет назад нашумела и отшумела на театральных подмостках? Неужели только на волне "Эйфории" - фильма-дебюта Вырыпаева, приглянувшегося в Венеции? Очевидный ответ - чтобы "поговорить об этом" с более массовой аудиторией. Однако для "широкого" зрителя Вырыпаев задевает слишком тонкие субстанции и сложные темы. А для "узкого" ответы на все вопросы, которые судорожно решают герои "Кислорода", ясны как белый день. Так для какой же промежуточной публики это снято? Вообще-то подобное "пограничное" кино очень даже полезно: зацепив зрителя чем-то для него новым и неожиданным, его можно перетянуть на свою сторону. Но для этого зритель должен понять, куда и зачем идти - как в том мультфильме: "Летим туда, птица, там много еды!". Но в том-то и дело, что "своей стороны" у Вырыпаева нет. "Я не могу принять сторону - я не знаю никого, кто не прав", как поет БГ. К режиссеру ИВ это тоже относится, с той лишь разницей, что он, похоже, не знает никого, кто прав. Вот он жонглирует цитатами из главной христианской книги (в афише "Кислорода" сказано, что это "10 клипов, 10 комментариев к десяти заповедям", хотя сюда попали лишь несколько из ветхозаветных заповедей, а остальные - новозаветные изречения). С этими цитатами он обращается, как дикарь с шариковой ручкой: вертит ею и так и сяк, поражая соплеменников, вот только в дело употребить не может. Игрища эти трудно воспринимать всерьез, тем более что свою принадлежность к какой-либо конфессии Вырыпаев никак не обозначает. Я не пессимист и не оптимист, говорит он, не дидактик и не формалист. Библейские цитаты соседствуют у него с откровенно кощунственными кадрами. Глубокомысленный текст - с легкомысленной, глянцевой картинкой. Актеры, правда, прекрасно справляются с поставленной задачей: сделать текст пьесы главным героем, не затмевать его. Особенно хороша Каролина Грушка с мягким польским акцентом. Форма фильма экстравагантна, но его пестрота (игровое кино, клип, анимация, хроника, "реалити-шоу" - чего только не наворотил Вырыпаев!) быстро наскучивает. Конечно, жизнь сложна и многообразна - это понятно каждому, в чьих легких еще "танцует" кислород. Но когда автор много лет топчется на одних и тех же вопросах, будоражит юные умы, но не дает ответов, кислород превращается в углекислый газ. Да и зачем они ему, ответы? Ведь если их найти, то окажется, что все технические выверты и словесные экзерсисы - безделушки и что шариковая ручка вовсе не магическая палочка, а просто шариковая ручка. Ольга ГОРНОВА, "Нижегородские новости" |