02.06.2009
ТОКИО СНИЗУ ДОВЕРХУ, А ТАКЖЕ ИЗНУТРИ Этот фильм-альманах из трех получасовых короткометражек не стал мельтешением имен, лиц и смутных объектов, как многие киносолянки, а сложился в совершенно цельный образ современного мегаполиса. Причем любого, космополитичного, безликого, как дом-муравейник. Его населяют люди, тяжелые в общение и простые в управлении, с кнопочкой в правом боку. Это город, где может произойти все: мутация, землетрясение, превращение человека в мебель, а содержимого канализации - в героя теленовостей. Первая часть "Дизайн интерьеров" начинается как житейская история о неприкаянной молодой паре, чьи таланты в этом царстве упаковок, домов-коробок, дорогих парковок, больших корпораций и крошечных квартир никому не нужны. А заканчивается ну чистым Гоголем. Ведь современный мегаполис - он и есть продолжение гоголевского Петербурга. Второй фильм именуется просто: "Дерьмо". Оно и является главным героем. Герой этот, омерзительное нечто с чертами дьявола, вылезает из канализации и сначала наводит ужас на праздношатающихся, вырывая из рук купюры, а затем и вовсе раскидывает гранаты, хранившиеся в темном подземелье незабытого прошлого. В общем, из городского сумасшедшего превращается в мировое зло. Полчаса лицезреть героя с означенным именем противно, да. Тем более что изначально понятно, чем все закончится: оно, наш герой, неистребимо. Есть на экране и его alter ego, зеркальное отображение - адвокат, готовый говорить с кем угодно и защищать что угодно. Поэтому речь не только о каком-нибудь монстре вроде "международного терроризма", а о том, что… как бы это сказать… есть в каждом из нас. Особенно если ты находишься в большом городе, где так трудно любить людей. "Не выходи из комнаты, не совершай ошибку", как писал Бродский. Буквально так поступает герой последней части фильма, именуемый хикикомори (то есть человек, крайне отчужденный от мира). Он не выходит из дома 10 лет и не поднимает глаз на тех, кто приносит ему пиццу. В его доме идеальный порядок, но однажды жизнь все-таки ввалится туда, наследит мокрыми лапами, заставит смотреть ей в глаза и сделать шаг. Совершив над собой неимоверное усилие, герой выйдет на улицу. Но вдруг обнаружит, что теперь уже все горожане стали хикикомори. А пиццу разносят роботы… Фантастика? По-моему, реальность. Ольга ГОРНОВА, "Нижегородские новости" |