БЕСЧЕСТИЕ
("Disgrace", Австралия-ЮАР, 2008)
Режиссёр: Стив Джейкобс.
В ролях: Джон Малкович, Эрик Эбуани, Джессика Хайнс, Фиона Пресс, Скотт Купер, Чарльз Тертьенс, Монро Реймерс.
Жанр: драма. Южная Африка после падения апартеида. Изгнанный из столичного университета за связь со студенткой, профессор Дэвид Лури уезжает на ферму к дочери и начинает мирную сельскую жизнь, работая волонтером в ветеринарной лечебнице. Идиллию нарушает жестокое нападение чернокожих незнакомцев на профессора и его дочь, после которого героям предстоит пройти долгий путь примирения с новой Южной Африкой, с мучающим их чувством вины и с самими собой… Экранизация одноименного романа южноафриканского писателя Джона Максвелла Кутзее, за который в 1999 году он получил Букеровскую премию, оказавшись единственным автором, удостоенным этой награды дважды (первого "Букера" ему вручили в 1983-м за "Жизнь и время Михаэла К."). В 2003 году Кутзее стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Для режиссёра Стива Джейкобса и сценаристки Анны-Марии Монтичелли это уже второй совместный проект после австралийского фильма "Испанка" ("La Spagnola") 2001 года. Сыгравший в "Бесчестии" главную роль Джон Малкович заменил выбывшего из проекта Рэйфа Файнса. На 33-м международном кинофестивале в Торонто "Бесчестие" было удостоено Приза ФИПРЕССИ.
ПРЕССА:
"Бесчестие", не просто тонкое, хорошо сочиненное, глубокое, но и поднимающее вопросы о реальных социальных проблемах кино… Здесь это и тема расовых конфликтов, непростой ситуации в ЮАР, где еще не так давно был апартеид, и тема отношений родителей и детей, и тема любви, преданности. Естественно, когда создатели фильма берут на себя так много в смысле философско-этического осмысления, результат рискует показаться несколько скучным и даже занудным… Но… это не тот сорт занудности, от которого хочется бежать из кинозала. Просто есть определенные вещи, о которых нельзя говорить, танцуя и сыпля шутками" (Иван Данилов, КМ.ру). "Джейкобс, упростив структуру романа, при экранизации выбрал путь спокойной иллюстративности, называя свой подход "объективной камерой"… Наиболее хорошо проработанный мотив в фильме - мучительные и безнадежные изменения в южноафриканском обществе, которое пытается освободиться от антиутопии в действии - морока апартеида длиною почти в 45 лет… Страна ходит по замкнутому кругу мести и жестокости. Угнетенные пытаются стать угнетателями, и этому нечего противопоставить - моральный долг должен быть оплачен, "миссия" белого человека дискредитирована полностью" (Ксения Косенкова, "Синематека"). "Надо отдать должное режиссеру фильма Стивену Джейкобсу - он прекрасно осознавал, заложником какой расхожей букеровско-нобелевско-голливудской коньюктуры может оказаться его картина, и заставил-таки "Бесчестие" зазвучать более менее приземленно. В результате, проблемы Южной Африки после падения апартеида, безусловно ужасные в своей безвыходности, как и вообще все универсальные проблемы, над которыми любят поломать свою и нашу голову нобелевские лауреаты, отошли на второй план перед почти бытовой проблемой главного героя. Лишь на 52-м году жизни профессор начинал потихоньку понимать, что жизнь все-таки отличается от романтической поэзии, и притом довольно сильно. Жизнь - она жизнь и в Африке: перенесите эту драму с южноафриканской фермы в русскую деревню, и получите те же, в общем, результаты" (Вадим Зельбин, film.ru). |