12.05.2009
ОН ХОТЕЛ УВИДЕТЬ НЕБО ГОЛУБОЕ-ГОЛУБОЕ Харви Милк - реальный персонаж. Вряд ли про клерка страховой компании, ставшего членом горсовета Сан-Франциско, спустя тридцать лет стали бы снимать кино, если бы он не был первым гомосексуалистом, сделавшим себе на этом политическую карьеру. Общество было к этому не готово. И Харви Милк сотоварищи его подготовили. Что ни день на улицах больших и малых городов США проходили протестные парады геев. Им не давали целоваться на улицах и делать бизнес, грозили полицией и Божьим судом. Чтоб защищать себе подобных, Милк пошел на выборы, "вербуя" с помощью популистских лозунгов простых граждан, отгрызая район за районом, штат за штатом… Далеко не сразу, но он победил, - хитрый и харизматичный, в отличие от своего политического оппонента, примерного семьянина и католика. Мы видим, как пуританская Америка, оплот семейных ценностей, постепенно сдавалась, а Декларация независимости вытесняла Библию. Беда в том, что стержень, который помог бы устоять, отсутствовал. Пока непривлекательный натурал маялся в поисках себя и "своей темы", пронырливый гей обходил его по всем статьям. Он заполнял своей "темой" пустоту. А где пустота, там и борьба с собачьими экскрементами сойдет за отличную идею. Политические победы принесли славу, но не счастье. Фильм помимо всего прочего про то, что бывает, когда личная жизнь становится политикой. А еще про то, что самое трудное - это доказать безусловное. Защитники нормы куда менее изобретательны, чем их противники. Сложно смотреть кино, когда не испытываешь сочувствия к его герою, как бы хорошо ни снимал Ван Сент и ни играл Шон Пенн. Сексуальному большинству на многое в этом фильме смотреть в тягость, но отвратной откровенности на экране нет. Отдадим должное уму режиссура - Милк ему явно симпатичен, но давления на зрителя он не оказывает. Позиция автора вообще не определена: то ли он сочувствует герою-изгою, то ли иронизирует по поводу казусов демократии. Но, скорее всего, просто описывает свершившееся: как это было и как бывает. В финале зрителей, правда, поджидает невыносимо пафосный текст, звучащий на фоне множащихся огоньков - символов того, что меньшинство стремится перерасти в большинство. Неспособность противостоять вызывает агрессию, агрессия ведет к беде, а беда делает извращенца романтическим героем. Романтические же герои поднимают массу... И вот скажите теперь: могла ли американская киноакадемия не дать парочку статуэток этому фильму, когда в мире столько продолжателей дела Харви Милка? Ольга ГОРНОВА, "Нижегородские новости" |