21.04.2009
ЕСТЬ ЛИ ТАКАЯ СИЛА?
Блокбастер к юбилею Гоголя Фильм, снятый по одному из самых знаменитых сочинений русского классика украинского происхождения, фильм, в титрах которого десяток украинских имен, но в котором на высокой ноте звучат слова "Русская земля" и "русская сила", ибо ни автору "Тараса Бульбы", ни его героям не приходило в голову отделять Малороссию от России… Конечно, этот фильм своевременный. И не только потому, что у Гоголя юбилей, а с Украиной и Польшей у России сложные отношения. И даже не потому, что экранные Андрий и Остап спорят, как заправские либерал и почвенник: что вернее - римское право или право нашей земли? В конечном итоге это спор о предпочтении своей личной воли воле Божьей и наоборот. Ведь отец, брат, род, Родина - это то, что тебе дано. А возлюбленную и место жительства можно выбрать… Но есть и другая причина. Разнеженным зрителям почти лишившейся пассионарности страны этот жаркий, не стыдящийся страстности слог Гоголя необходим, как свежий воздух, как источник силы. Как нужны и его герои - вольные, порой безобразничающие, но бесстрашные, непокорные, не щадящие себя, твердо стоящие на одном и готовые отстаивать свое до конца, претерпевая зверства, на которые чувствительному зрителю и смотреть-то невыносимо. Да, моментами фильм слегка отклоняется от гоголевского сюжета. Да, есть в нем определенный идеологический, вернее нормальный патриотический крен. Жестокие сцены ну очень жестоки. Боевые - лихи. Любовные эротичны. Не совсем по Гоголю, зато кинематографично. Моментами слишком иллюстративно. Например, когда каждый из погибающих казаков прощается с Русской землей, его предсмертная речь выглядит уж слишком театрально: слово Гоголя перевешивает картинку, она слишком легковесна по сравнению с мощью текста. Гоголевский язык - не последний герой фильма (текст за кадром читает неоднократно использовавшийся в подобных целях Сергей Безруков). Но не только литература выручает дело. Все мелкие шероховатости затмевает, во-первых, Богдан Ступка, чей актерский дар и громадное личное обаяние соразмерны роли, а во-вторых, колоритность казачьего войска и быта запорожцев, ширь и красота пейзажей. Одна из сцен - это буквально ожившая картина Ильи Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". По сравнению со ставшим притчей во языцех провальным патриотическим проектом "Шестнадцать - двенадцать" "Тарас Бульба" куда убедительнее. Этот фильм идет прямым путем большого кино, с баталиями и грандиозной личностью крупным планом, утверждает совершенно определенные ценности, а не болтается в прострации заблудившимся единорогом. В экранном "Тарасе Бульбе" действительно есть та самая сила, которую ничем не пересилишь. Это главное, а мелочи простительны. Что до воспитательной роли и прививки классики, то молодежь фильмом, кажется, прониклась. За мной в зале сидели парубки с попкорном, знать, не читавшие Гоголя в школе. Они искренне изумлялись происходившему на экране, выражая праведный гнев привычным им языком: "Предатель! Из-за телки повелся! Я б его убил!" Благодаря фильму юные граждане узнали, что Бульба так и сделал. Ольга ГОРНОВА, "Нижегородские новости" |