НЬЮ-ЙОРК, НЬЮ-ЙОРК
("Synecdoche, New York", США, 2008)
Режиссёр: Чарли Кауфман.
В ролях: Филипп Сеймур Хоффман, Саманта Мортон, Кэтрин Кинер, Мишель Уильямс, Эмили Уотсон, Дженнифер Джейсон Ли, Хоуп Дэвис, Дайанн Уист, Том Нунан.
Жанр: драма. Для театрального режиссера Кейдена Котарда (Филипп Сеймур Хоффман) из провинциального городка Скенектади, штат Нью-Йорк наступили нелегкие времена: его бросила жена Адель, которая уехала в Берлин заниматься живописью, взяв с собой их юную дочь Олив. Психоаналитик режиссера Мадлен Гравис больше внимания уделяет написанию бестселлера, чем своему пациенту. Но когда Кейден получает солидный грант на постановку от некоего благотворительного фонда, а между ним и простодушной Хэйзел возникает роман, то кажется, что его жизнь вот-вот изменится к лучшему. Кейден собирает своих актеров в огромном заводском ангаре, надеясь создать по-настоящему пронзительный спектакль. Своим творческим рвением он заражает всю труппу. Сам же он все больше погружается в работу, создавая спектакль в декорациях, в точности повторяющих современный ему Нью-Йорк. В результате грань между искусством и реальностью начинает исчезать... Эта картина стала режиссерским дебютом сценариста фильмов "Быть Джоном Малковичем", "Звериная натура", "Адаптация", "Признания опасного человека" и "Вечное сияние чистого разума" Чарли Кауфмана. Поработавший в газетах и на телевидении, Кауфман прорвался в большое кино, когда ему было уже за сорок. Сценарий к фильму "Быть Джоном Малковичем" сделал его знаменитым, а через несколько лет Кауфман стал практически единственным из собратьев по цеху сумевшим заставить людей ходить на свои сюжеты, а не на режиссеров, их воплощающих. Кауфман, не самый большой охотник до интервью, ток-шоу, но любитель странностей и мистификаций. Например, в "Адаптации" он назвал своим именем главного персонажа, а заодно придумал ему брата Дональда, которого еще и указал в соавторах. На "Оскара" он номинировался вместе с фиктивным близнецом. Сценарий "Synecdoche, New York" был написан в надежде на то, что фильм снимет Спайк Джоунз, однако тот отказался, и Кауфман решил снять картину самостоятельно. Актерский костяк ленты составили лауреат "Оскара" Филип Сеймур Хоффман ("Капоте"), Кэтрин Кинер ("Быть Джоном Малковичем"), Саманта Мортон ("Сладкий и гадкий", "Особое мнение"), Мишель Уильямс ("Горбатая гора"), Эмили Уотсон ("Рассекая волны"), Дженнифер Джейсон Ли ("Экзистенция") и Хоуп Дэвис ("О Шмидте"). Съемки проходили с 21 мая по август 2007 года в Бронксе, Бруклине и Скенектади. Фильм участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, а также демонстрировался на кинофестивалях в Сараево и Торонто. Говорят, даже в Каннах не все могли с первого раза прочитать название фильма. Кстати, синекдоха - стилистический оборот, состоящий в употреблении названия меньшего в значении большего, части в значении целого или наоборот. Например: "Все флаги в гости будут к нам" ("флаги" в значении "страны"). Персонаж Кейден Котард - прямая отсылка к синдрому Котарда, известному как мания отрицания. При данном расстройстве, к примеру, люди могут думать, что они мертвы; что у них нет крови или каких-либо частей тела.
ТОМ БЕРНАРД, один из управляющих Sony Pictures Classics, о фильме Кауфмана:
"Критикам понравится его фильм. И молодой публике - тоже, ведь они считают Кауфмана своим авангардным режиссером, Вендерсом и Фассбиндером своего поколения. К тому же кино под завязку набито звездами".
ЭНТОНИ БРЕГМАН, продюсер фильма, о профпригодности Кауфмана:
"Чарли тихий и даже в какой-то мере застенчивый, однако при всем при том очень решительный человек. Я никогда не видел, чтобы он уклонился от спора или не влез в драку". ФИЛИПП СЕЙМУР ХОФФМАН о Кауфмане:
"Как-то я с ним обедал и он мне рассказал об этом парне, о Кейдене, которому только что исполнилось 40 лет, у которого ребенок и который вдруг обнаружил, что его жизнь пролетает чересчур быстро. Мне и самому недавно стукнул сороковник, поэтому я без труда проассоциировал себя с этим героем. Он прирожденный сценарист, у него есть сострадание и некая правда жизни, к тому же он никогда не бывает спокойным, он постоянно задает вопросы". ЧАРЛИ КАУФМАН:
"Я очень серьезно отношусь к своей работе. Есть люди, которые думают, что режиссер является автором, а сценарист всего лишь вспомогательный элемент в кинопроцессе. Это не так. Я знаю этот сценарий лучше, чем кто бы то ни было, поэтому я смогу его поставить лучше. Хотя могу и провалиться, но это не то, что занимает мои мысли".
"Мне нравится создавать искусственную, фальшивую реальность, снимать кино, возможно, и не такой уж удачный способ для этого, но это то, чем я занимаюсь".
"Я не из тех, кто объясняет свои картины. Я хочу, чтобы каждый человек пропустил через себя этот фильм".
ПРЕССА:
"У Кауфмана всегда полное правдоподобие плюс какая-нибудь дичь, каждый раз новая… Сценарист Кауфман не повторяется, каждый раз выдумывая новое фантастическое допущение, которое, как в шекспировских сказках, только подчеркивает жизненность мотивировок" (Сергей Полотовский, "Weekend"). "После "Синекдохи" "Адаптация" и "Вечное сияние" будут казаться скучными учебно-производственными фильмами" (Джей А. Фернандес, "Los Angeles Times"). "Эта философская картина эпического размаха и хронометража пытается затронуть все самые болезненные вопросы - о старении, смерти и творческом застое, любви, измене и супружестве. Сосредоточься режиссер на чем-нибудь одном, глядишь, вышел бы шедевр" (Денис Шлянцев, "Взгляд"). "Фильм "Синекдоха, Нью-Йорк" поднимает простые и вечные вопросы искусства: смерть, счастье, страх, разочарование, одиночество, поиск себя и взаимопонимания. Тонкая и увлекательная кино-головоломка была весьма тепло встречена критикой во всем мире, и вызовет интерес зрителей, которые любят размышлять, искать и вовлекаться в остроумный круговорот вымысла" (Алёна Сычёва, "ProfiCinema"). "Кауфман прав: 99 процентов "творческих" продуктов, которые потребляет человек, тавтологичны, бессмысленны, и неоригинальны. И обидно, что дебют одного из лучших американских сценаристов, перерабатывающий шум в шум - интересно, изощренно, но без выработки нового сигнала - в оставшийся один процент так и не вошел" (Иван Куликов, film.ru). "Эта смысловая и композиционная мгла - испытание для тех зрителей, которые предпочитают зигзагам мысли полеты трассирующих пуль. Хотя тот туман, в который погружается зритель с первых минут картины, хоть и кажется непроницаемым, на самом деле, сложно выстроенная, структурно отточенная композиция. Это система, в которой себя по-настоящему вольготно чувствует, наверное, только сам Кауфман, призвана символизировать собой довольно простые вещи - одиночество, отчуждение, смерть, любовь" (Иван Данилов, КМ.ру). "Кауфман решил пойти до конца и буквально реализовать не самую свежую мысль, что граница между искусством и жизнью неустранима. Он угодил в ловушку своего замысла, сделав так, что в последние полчаса зритель думает только об одном: "Почему я все еще здесь?" Вполне возможно, что это и входило в безжалостные планы Кауфмана. Он давно понял, что рефлексия - неизбежное проклятие сколько-нибудь неглупого человека" (Ян Левченко, "Синематека"). "Фокус в том, что, как любое бескомпромиссно личное высказывание, кауфмановский фильм не нуждается в постраничной расшифровке, как не нуждаются в ней Джойс или Дэвид Линч. Его предельно уникальный частный опыт запутавшегося сочинителя воображаемых автобиографий и постановщика пьес с самим собой в главной роли на самом деле предельно универсален: более-менее все на свете считают себя режиссерами, пока в лицо не ударит свет прожектора и голос сверху не скажет: "Стоп, снято" (Роман Волобуев, "Афиша"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|