ХАРВИ МИЛК
("Milk", США, 2008)
Режиссёр: Гас Ван Сент.
В ролях: Шон Пенн, Эмиль Хирш, Джош Бролин, Диего Луна, Джеймс Франко, Виктор Гарбер, Элисон Пилл.
Жанр: драма. Фильм рассказывает о Харви Милке (Шон Пенн), первом в истории США политике, который открыто признался в том, что он гей. В 1976 году Харви Милк стал первым представителем сексуальных меньшинств, включенным в состав правительства города Сан-Франциско. К ноябрю 1977 года Милк провел политическую кампанию в рамках предвыборной платформы, куда - помимо тезисов о защите прав геев - вошли пункты об улучшении детского здравоохранения, бесплатном муниципальном транспорте и понижении арендной платы, а также создании гражданского Комитета контроля действий полиции. "Я стою за всех тех, кто считает, что правительство не понимает его и не уважает его права как личности", - высказывался Милк во время своей избирательной кампании, лозунгом которой становится "Харви Милк против государственной машины". В результате, Милк вошел в городской наблюдательный совет от пятого муниципального округа Сан-Франциско. Это был первый случай, когда открытый гей был избран на столь ответственный пост в крупном городе США. 27 ноября 1978 года Харви Милк и мэр Сан-Франциско Джордж Москоун были убиты бывшим членом наблюдательного совета Дэном Уайтом, который был давним недругом Милка из-за разногласий в вопросе о геях. Уайт проник в здание городского совета, ворвался в кабинет мэра и убил его. Затем он вошел в кабинет Милка и выстрелил в него четыре раза. Последнюю пулю он хладнокровно выпустил прямо в голову Милка… Как ужасающе прозорлив был Милк, когда, составляя завещание в декабре 1977 года, писал: "Если пуле суждено пронзить мой мозг, то пусть она разрушит дверь каждого кабинета". Уайт получил семь лет тюрьмы, но через пять лет вышел на свободу. В октябре 1985 Уайт покончил жизнь самоубийством. В 1984 году Роб Эпстайн снял документальную ленту "Времена Харви Милка", которая была удостоена "Оскара". Вслед за этим начались попытки снять игровой фильм о жизни Харви Милка. В начале 1990-х рассматривались различные сценарии, но до 2007 года все проекты оканчивались неудачей. Свой фильм о Милке также планировал сделать режиссер Брайан Сингер, но в результате это удалось одному из самых признанных режиссеров независимого кино Гасу Ван Сенту ("Аптечный ковбой", "Мой личный штат Айдахо", "Умница Уилл Хантинг", "Джерри", "Слон", "Последние дни", "Параноид Парк"). Главную роль исполнил "великий и ужасный" Шон Пенн. Три кита популярности Пенна - бурная личная жизнь в 80-90-х, эмоциональное выражение политических взглядов и - главное - ни на кого не похожая актерская игра. Он один из самых типичных представителей "плохих мальчиков" Голливуда: на его счету драки с папарацци, неоднократные отсидки в кутузке, неудачный брак с Мадонной, скандальные политические заявления… Он крепко дружит с Микки Рурком и преклоняется перед Марлоном Брандо. Он близкий друг Джека Николсона и Денниса Хоппера, в честь которых назвал своего сына - Хоппер Джек. Пенн - режиссёр трех фильмов, обладатель "Оскара" за роль душевнобольного в фильме "Я - Сэм", исполнитель ролей в фильмах таких корифеев, как Брайан Де Пальма, Оливер Стоун, Дэвид Финер, Вуди Аллен, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Клинт Иствуд. Интересно, что в фильме Харви Милку исполняется 48 лет, а Шону Пенну тоже 48 лет. Кстати, он действительно похож на реального Милка. Первоначально планировалось, что Дэна Уайта сыграет Мэтт Дэймон, однако он был занят на другом проекте, и его в итоге заменил Джош Бролин ("Гангстер", "Старикам здесь не место"). Эмиль Хирш ("Спиди-гонщик", "Соседка", "Альфа Дог"), снявшийся у Шона Пенна в картине "В диких условиях", исполнил роль Клива Джонса, активного борца за права гомосексуалистов и ближайшего союзника Милка. Джеймс Франко ("Человек-паук") выступил в роли Скотта Смита, любовника Милка, возглавлявшего его предвыборную кампанию. Для оператора Харриса Савидеса эта лента стала уже пятой совместной работой с Гасом Ван Сэнтом. Съемки картины проходили с 21 января по 19 марта 2008 года в Сан-Франциско. Тысячи жителей этого города согласились принять участие в массовке совершенно бесплатно. Офис Харви Милка снимался именно в том доме (район Castro Camera в Сан-Франциско), где когда-то работал политик. В начале 2008 года, когда проходили съемки фильма, там располагался магазин сувениров. Но владелец магазина с радостью пошел навстречу съемочной группе и позволил воссоздать в стенах своего салона интерьеры офиса Милка. После окончания съемок сувениры снова заняли места на своих полках... Так же и квартира героя, показанная в фильме, - та самая квартира, в которой жил на Нижней Хайт в Сан-Франциско Харви Милк. Ещё до премьеры "Милк" получил крайне благожелательные отзывы в прессе. Авторитетный критик Роджер Эберт удостоил фильм высшей возможной оценки. Некоторые рецензенты указывали на символичность премьеры сразу после избрания представителя меньшинства американским президентом. Картина 37 раз номинировалась на различные премии, в том числе в 8 категориях - на "Оскара". В итоге "Оскара" получили Дастин Лэнс Блэк (лучший оригинальный сценарий) и Шон Пенн (лучшая мужская роль).
ГАС ВАН СЕНТ:
"Фильм - о правах меньшинств: помните, что Милк боролся за права всех угнетенных. Да и сам он был не только геем, но и евреем, и проблемы многих других меньшинств знал не понаслышке. Аудитория фильма уж точно не сводится к одним только секс-меньшинствам. Она не так велика, как у блокбастера, но значительно выходит за рамки "специальных интересов".
"Многие прошли через этот замысел, так и не добравшись до результата - последним был, по-моему, Брайан Сингер. И ни один не мог найти адекватного артиста. Шон стал просто спасением для нас… Никого лучше в сегодняшнем кинематографе я просто не мог найти. Я не был уверен, что он согласится, но про себя заранее решил, что Шон идеально подходит на эту роль. Хотя теперь понимаю, что мы оба рисковали: выбор Шона казался очевидным, как выяснилось, только мне, и пока фильм не был готов, никто не верил в его способность так радикально перевоплотиться".
"Мы долго копались в архивах, искали все, что поможет нам войти в ту эпоху. Нам нравились эти старинные поцарапанные пленки - мы и то, что снимали сами, постарались делать в том же стиле, нарочно состарили пленку в нескольких эпизодах. Мы даже хотели снимать на 16-миллиметровую пленку, но не получилось по ряду причин. Аутентичность крайне важна: мы были безумно рады, найдя съемки Сан-Франциско того года, когда в город приехал сам Харви Милк".
ПРЕССА:
"Милк" - картина не только о жизни Милка, но и о судьбе демократии, и общественно-политическая функция здесь превалирует над эстетической. Да и вообще кинематографической. Не поймите неправильно: Ван Сенту стоит поаплодировать хотя бы за то, что посреди крикливого гей-столпотворения с заранее известным финалом он умудряется выстроить сильнейшую интригу вокруг взаимоотношений Милка с его будущим убийцей" (Дарья Горячева, "Газета.ру"). "Человек, которого Мадонна назвала Крутейшим Чуваком Во Вселенной, играет человека, который хочет, чтобы его любили таким, какой он есть. У него характерная походка, как будто по ремарковскому рецепту: зажать ягодицами монету в пять марок. Когда он сжимает кулаки и жестикулирует, как полагается уличному политику, то это не кулаки, а кулачки, и вздымает он их так, что в незаинтересованном зрителе сразу поднимается гомофобная волна - то есть смесь отвращения, симпатии и зависти. Короче говоря, Пенн свой "Оскар" за эту роль честно отработал" (Семен Кваша, film.ru). Ван Сент после десятилетия отважных, поэтичных, ни на что не похожих фильмов вернувшийся в мейнстрим, выбрал почтенный жанр ЖЗЛ и не имел ни малейшего желания унижать его до политического триллера. Там, где Оливер Стоун в кровь рвал бы пальцы о струны, Ван Сент тихонько бренчит свою мелодию. Это вызывает уважение; это усыпляет… Единственный по-настоящему интересный персонаж тут - коллега Милка по офису Дэн Уайт, которого играет Джош Бролин: алкоголик, гомофоб, образцовый семьянин и, очевидно, скрытый гей. В их отношениях есть интрига, в Уайте есть драма. В Милке, наверное, тоже есть драма - во всяком случае, Шон Пенн делает все, что зависит от его лицевых мышц, - но если говорить цинично, она укладывается в аннотацию" (Станислав Зельвенский, "Афиша"). "Получился очень внятный, убедительный фильм без традиционных для жанра байопика пафосности, лицемерия и довольно грубых натяжек. История, в которой есть угнетаемые, упорно борющееся за свои права, изначально обладает большими шансами на зрительскую симпатию. Особенно, если те одерживают громкую победу. Все это в фильме Ван Сента присутствует. Здесь же есть доходчивость киноязыка, линейное развитие истории, простые четкие визуальные композиции. Все это стало залогом того успеха, который получил "Харви Милк" в заокеанском прокате. Но, пожалуй, всего этого не было бы, если бы не исполнитель главной роли Шон Пенн, получивший за свою работу "Оскар". Ему удалось создать глубокий образ заурядного человека, который через кропотливую работу и борьбу становится символом для многих тысяч своих последователей. При этом его герой не выглядит каким-то непоколебимым буревестником, это очень сомневающийся и рефлексирующий человек. И эта человечность образа и подкупает" (Иван Данилов, КМ.ру). "В итоге вышло худшее из того, что можно было бы ожидать: монотонное провозглашение прописных истин, очередное доказательство того, что геи такие же люди, как и другие, что их борьба за свои права была трудной и давалась высокой ценой и т.п. И все бы ничего, вот лишь накладка с датами. Такое кино было бы очень уместным в 1978-м; сегодня же хватило бы и развернутой телепрограммы или документальной картины… Сегодня такой сюжет спасло бы исключительно полноценное художественное прочтение, выходящее за рамки идеологии. И именно с этим Гас Ван Сент не справился" (Дмитрий Десятерик, community.livejournal). "Биографические ленты, да еще и с политическим уклоном, зачастую становятся довольно скучным зрелищем. Байопик "Харви Милк" - редкое исключение из правил. Ван Сент с легкостью и даже мальчишеским азартом снял необычайно стильную, можно сказать, остросюжетную картину. Таким же азартом проникся, видимо, и Шон Пенн, блистательно перевоплотившийся в обаятельного плута с лучезарным взглядом, улыбкой Чеширского кота и женственной пластикой. И самое удивительное, его герою не просто веришь, ему прощаешь подчас жестокие вещи, как прощают детские шалости. На то она и магия кино" (Анна Гончарова, журнал "Ролан"). "Скучный и назидательный, как газетная передовица, "Харви Милк" особенно показателен как пример, что самая радикальная и смелая тематика при излишне серьезном к ней отношении может трансформироваться в пресную жвачку. Фильм Ван Сэнта демонстрирует, в какой эстетический и философский тупик может завести чрезмерная сосредоточенность на сексуальной ориентации как определяющем компоненте личности" (Лидия Маслова, "Русский Newsweek"). "Мы смеемся над американской политкорректностью, и действительно иногда не удержаться от улыбки. Но даже наши отъявленные националисты снимают шапку перед американским патриотизмом, не понимая, в чем его разгадка. Между тем "Харви Милк" - настоящий патриотический блокбастер: жанр, который мы тщетно пытаемся освоить, потому что у нас разные цивилизации, а советский опыт дал сбой. У нас зовут объединяться на основе спущенной сверху державной идеи и неприятия инакомыслящих, инакочувствующих. Американский патриотизм основан на консенсусе и на инициативе снизу" (Андрей Плахов, "Коммерсант"). |
ВПЕРЁД5 - 18 марта
БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
Оцените нашу работу
|