КлассКЛАСС
("Entre les murs", Франция, 2008)
Режиссёр: Лоран Канте.
В ролях: Франсуа Бегодо.
Жанр: драма.

Учебный год в обычной средней школе в неблагополучном районе Парижа. Учитель Франсуа пытается найти общий язык с учениками - в основном африканцами и арабами. Франсуа не заносчив и не слишком строг, его экстравагантная прямота часто ошарашивает учеников. Но педагогическая этика Франсуа подвергается испытанию, когда ученики начинают ставить под вопрос его методы преподавания...

Фильм поставлен по отчасти автобиографической книге Франсуа Бегодо, журналиста, писателя и преподавателя. Бегодо же сыграл главную роль. Перед съемками режиссер фильма Лоран Канте ("Человеческие ресурсы" - приз Фассбиндера Европейской Киноакадемии, "Тайм-аут" - "Золотой Лев" на МКФ в Венеции-2001, "На юг") устроил нечто вроде семинара, на котором присутствовали все желающие ученики школы Фрасуазы Дольто в 20 районе Парижа. Они импровизировали на заданную Канте тему, а он таким образом отбирал актеров и шлифовал сценарий. Все подростки в фильме - из школы Дольто, все учителя преподают там, за исключением матери Сулеймана, роль которой в большей своей части выдумана, родители в фильме - это родители учеников в реальной жизни.

Фильм "Класс" (чье английское название сродни нашему, а оригинальное звучит как Entre les murs, что можно перевести как "В четырех стенах") стал первым французским фильмом, которому удалось получить "Золотую Пальмовую Ветвь" в родных Каннах начиная с 1987 года. Картина также получила премию "Независимый дух" (Film Independen's Spirit Awards) как лучшему иностранному фильму, премию "Сезар" за лучший адаптированный сценарий и была номинирована на "Оскар".


ФРАНСУА БЕГОДО:
"Большинство подростков - придуманные персонажи. В конце фильма вы думаете: "Эти ребята великолепны, но они не настоящие актеры, они естественны, потому что разыгрывают собственную жизнь". Ничего подобного!.. Пиала как-то сказал, что мы забываем, что люди - "животные, которые играют". Именно так было с подростками в фильме, и возможно, это справедливо и в отношении всего их поколения. Школа берет их талант и оттачивает его, возможно потому, что школа - это постоянное приглашение сыграть какую-нибудь роль, притворяться, обманывать. Этим самым талантом часто обладают самые плохие ученики, потому что им приходится компенсировать свои трудности с помощью болтовни, лжи, выдумки".
"В фильме, как и в книге все же есть "художественный эффект". Под этим я имею в виду, что если даже пытаться не отступать от реальности, а следовательно и ее монотонности, книга или фильм естественным образом приводит нас к исключениям из правил. После выхода книги мне говорили: "Ваши занятия такие живые!" Но я просто оставил в книге наиболее динамичные моменты. Когда все перестают говорить, сцены больше нет. По утрам с 8 до 9, когда ученики спят на ходу, в классе не на что смотреть и о нем нечего рассказать".

ЛОРАН КАНТЕ:
"Я… хотел показать школу как резонатор, как микромодель мира, где вопросы равенства и неравенства в том, что касается возможностей, работы и власти, культурной и социальной интеграции, рассматривались бы очень конкретно".
"Весь фильм построен вокруг языка. Я хотел заснять невероятные ораторские моменты, которые так часто бывают в классной комнате, где правильность и сила позиции значат немного, а важнее всего - сказать последнее слово. Это игра, в которой очень сильны подростки, - своего рода риторика, в которую часто втягивают и учителей".
"Я быстро понял, что для того, что мы планируем сделать, нужны три камеры. Первая всегда снимает учителя, вторая - ученика, главного в снимаемой сцене, третья - для съемки всяческих отступлений: стул, потерявший равновесие; девочка подстригает свою подругу; замечтавшийся ученик, который неожиданно включился в происходящее, - всевозможные детали повседневной жизни класса, которые невозможно специально воссоздать… Три камеры находились на одной и той же стороне, всегда нацеленные в одном и том же направлении: на учителя слева, на учеников справа. Мы очень редко смотрим актерам прямо в лицо. Идея заключалась в том, чтобы снимать урок как теннисный матч, что требовало поместить учителя и учеников на равноправные позиции".
"Когда учитель говорит с учениками как со взрослыми, это может показаться жестоким, но когда он обращается с ними излишне деликатно, это часто оказывается более оскорбительным… Франсуа не стесняется открытой конфронтации со своими учениками, и я считаю, что в этом проявляется уважение к ним, потому что он считает их достойными внимания собеседниками. Его преподавательская техника состоит в том, чтобы провоцировать учеников, даже если это может оказаться болезненным, показывать им, что их аргументация слишком слаба, чтобы ее можно было принять. Если вас интересует демократия в классе, она существует именно в эти моменты".
"Фильм не пытается защитить или обвинить ни одну из сторон. У обеих есть свои слабости, свои момент величия и ничтожности. Каждая может продемонстрировать прозрение и слепоту, понимание и несправедливость. У меня даже возникло ощущение, что фильм выражает нечто парадоксальным образом позитивное: школа это нечто очень хаотическое, нет смысла закрывать на это глаза, здесь бывают и моменты разочарования, и великие моменты истины, необыкновенного счастья. И из этого великого хаоса может родиться способность к пониманию".


ПРЕССА:

"Класс" лишен атрибутов фестивального триумфатора: ни скандала, ни шока и режиссер известен далеко не всем. Как ни парадоксально, за это, в частности, и дали "Ветвь". Во-первых, "Класс" оказался понятен всем: проблема общего языка и поиски контакта с новыми дикарями (будь то молодежь или представители "нецивилизованных народов") сегодня общие для Европы, Америки и России… Во-вторых, Канте создал уникальное кино, в котором окончательно стерта грань между документальным и художественным. В-третьих, он отменил самую расхожую модель авторского кино, в котором режиссер - бог и царь, полновластный демиург; "Класс" - первый в истории фильм, сделанный по демократическому принципу. Недаром на сцену за наградой вышло столько народу" (Антон Долин, "Ведомости").

"Канте отказывается судить поведение и учителей, и школьников, он показывает ситуации в классе объективно со всем их этическим и социальным багажом. Сделано все это увлекательно и живо, и фильм провоцирует на размышления, как это умеет делать современное реалистическое кино" (Майк Гудридж, "Screen International").

"Фильму недостает давящей тишины и жгучей тоски, но словесные схватки блестящи с обеих сторон. Это портрет разнообразного и несовершенного мира, протокол о состоянии демократии, с которой нужно быть очень бдительным" (Изабель Данель, "Premiere").

"Канте испытывает аллергию на мелодраматическую фальшь и аккуратные финалы и временами сознательно сбивает зрителя с пути, вводя ответвления сюжета и персонажей, которые добавляют фильму фактуры и нюансов, не имея четкой повествовательной задачи" (Джастин Чанг, "Variety").

"Канте избегает искушения построить на примере одного школьного класса "модель мира", его взгляд предметен, точен и не замылен. Именно благодаря этому, ему удалось, "между стен" типовой школы не самого благополучного района Парижа, увидеть состояние современного общества, услышать отголоски его этнических и расовых противоречий, миграционных проблем. И негромко призвать к человечному их разрешению" (Стас Тыркин, "Комсомольская правда").



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта