14 и 16 марта в «Орлёнке» будет идти «Сладкая жизнь» (1960) - шедевр Федерико Феллини. Ленту выпускают в повторный прокат в честь 100-летия итальянского маэстро. Предваряя эти показы, мы, с любезного разрешения автора, публикуем статью известного нижегородского киноведа и журналиста Александра Блудышева (совсем скоро на нашем сайте большое интервью с ним), написанную к сотому дню рождения великого кинорежиссёра – к 20 января 2020 года.
Как, спросит иной недоверчивый друг, разве сегодня 28 декабря? Все знают, что официальная, всеми признанная датой рождения кинематографа, - 28.12.1895. Первый платный сеанс в кафе на парижском бульваре Капуцинок, братья Люмьеры, премьера знаменитого «Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота»… В том-то и дело, что кино (символически!) рождалось десятки раз. Таковыми датами, в частности, можно смело считать дни появления на свет великих мастеров, без которых кинематограф так бы и остался ярмарочным балаганом, бесконечно совершенствуя лишь свою техническую, аттракционную сторону (впрочем, это направление сейчас буйно расцветает, вспомним приключения неунывающих героев из всевозможных комиксовых «Вселенных»).
Список этих «дополнительных» дат у каждого киномана свой. Но сегодняшнее календарное число, бьюсь об заклад, имеет наибольший процент пересечений, опережая в такой своеобразной статистике «результаты» Д. У. Гриффита, С. Эйзенштейна, О. Уэллса, Ч. С. Чаплина, Р. Росселини, А. Тарковского, Л. Висконти, А. Куросавы, И. Бергмана, Л. Бунюэля и других гигантов.
100 лет назад, 20 января 1920 года, родился гениальный итальянский режиссёр ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ (ФФ).
Почему же на Олимпе признанных кинобогов ФФ занимает особое место? 26 лет прошло со дня смерти маэстро, а многие тайны этого уникального творца до сих пор не раскрыты. Спонтанность, склонность к невероятным импровизациям на площадке (и «Сладкая жизнь», и «Восемь с половиной» сняты по сути без классического сценария), уникальный дар проецировать на экран своё ощущение жизни как грустной буффонады, умение видеть смешное в грустном, а печальное - в весёлом, мгновенно переходить от лирической комедии к трагифарсу, от драмы к карнавалу; феноменальные чувство юмора и музыкальный слух; способность мгновенно стирать границы между реальностью и фантасмагорией, действительностью и сновидением - всё это он, великий и неповторимый ФФ!
«Мы сотканы из вещества того же, что наши сны, и сном окружена вся наша маленькая жизнь», - по сути ФФ во многих своих фильмах вдохновенно воплощал эту мысль Просперо, героя шекспировской «Бури». При этом ФФ отнюдь не был сверхинтеллектуалом, теоретиком (как скажем, тот же Эйзенштейн), он просто, как никто, чувствовал «ПРИРОДУ ФИЛЬМА» (З. Кракауэр).
…В 1964 году в возрасте 44-х лет, после серии триумфов (победы на фестивалях в Венеции, Каннах, Москве, 3 «Оскара») ФФ был определён в клинику по причине…нервного расстройства. Депрессия, жуткая тоска? Не без этого, постоянное перенапряжение не обошлось без последствий, а в виде отдыха наш кумир начал писать замечательную книгу «Делать фильм», где, ведя диалог с самим собой, задавался по ходу и таким вопросом: «парад» готовых фильмов - это важно, конечно, а вот бы устроить конкурс «несбывшихся надежд, замыслов», которые по разным причинам так и не были воплощены. Маэстро знал, о чём говорит. В этом конкурсе он наверняка вышел бы «в финал», соревнуясь там разве что с О. Уэллсом и Ч. Чаплиным. Незадолго до больницы был похоронен план показать ночную Италию… через комиссариаты полиции (?!), но оставалась революционная идея снять фильм с рабочим названием «ПУТЕШЕСТВИЕ ДЖ. МАСТОРНЫ». Там герой, которого должен был сыграть, понятное дело, Марчелло Мастроянни, оказывается в загадочном городе по причине вынужденной посадки самолёта. Через какое-то время выясняется, что на самом деле произошла авиакатастрофа, и сей «город» - это «тот свет», страна мёртвых… Фильм уже запускался, были проведены пробные, крайне интригующие съёмки, но, увы, дальше дело не пошло…
Как известно из многих мемуаров, безусловный ШЕДЕВР ФФ «ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ» тоже достаточно долго «висел на волоске», но в результате фортуна была к нему куда более благосклонна. В итоге миру явился не просто очередной прорыв маэстро, вошедший во все энциклопедии и собравший рекордное количество премий. Это было совершенно уникальное произведение, где автору – режиссёру удалось «приравнять» свою камеру к перу изощрённого писателя - стилиста, провидца и нового автора «человеческой комедии», владеющего к тому же самыми современными техниками («спонтанное письмо», «поток сознания» и пр.).
Посмотрим ещё раз ФИНАЛ этой картины, он продолжается достаточное время, чтобы успеть выпить (может, даже пару раз) за славный юбилей кино, то бишь за ФФ! Ибо по нашему разумению, Федерико Феллини и подлинное кино - суть одно и то же.