Старый резчик по дереву Джепетто однажды создаёт очередную куклу. Однако, случается волшебство - нагловатая кукла может говорить, ходить, бегать и есть, как любой маленький мальчик. Джепетто даёт кукле имя Пиноккио и воспитывает её как собственного сына. Но Пиноккио тяжело быть послушным. Доверчивый и ведомый, он ввязывается в одну авантюру за другой и в итоге оказывается обманут и похищен бандитами, которые преследуют его по всему фантастическому миру, полному невероятных существ. Пиноккио выберется из брюха огромной рыбины, посетит страну игрушек и поле чудес. Его верная подруга, фея, пытается показать Пиноккио, что его мечту - стать настоящим мальчиком, не удастся исполнить, пока он не возьмётся за ум…
Новая экранизация знаменитой одноимённой сказки 1883 года писателя и журналиста Карло Коллоди (1826-1890).
Маттео Гарроне (1968 г. р.) - итальянский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер. После окончания школы искусств работал помощником оператора, художником. За первый короткометражный фильм «Силуэт» Гарроне получил премию, которую спонсирует знаменитый итальянский режиссёр и сценарист Нанни Моретти. В 1997 году режиссёр снимает свой первый полнометражный фильм «Средиземноморье». Признание критиков пришло к Гарроне после фильма «Таксидермист» за который он получил национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло» в номинации «Лучший сценарий». Мировой успех принёс режиссёру фильм «Гоморра» (2008), рассказывающий о том, как преступные группировки влияют на жизнь обычных людей в современной Италии. Фильм получил Гран-при Каннского МКФ, премию «Давид ди Донателло» в номинации «Лучший фильм», награды Европейской киноакадемии за лучший фильм, режиссёрскую работу и сценарий, а так же был номинацию на премию «Золотой глобус». В 2012 году Гарроне вновь получает Гран-при Каннского МКФ за фильм «Реальность». В 2015 он снимает фильм «Страшные сказки» (участник конкурсной программы Каннского МКФ) - вольную интерпретацю книги «Сказка сказок» Джамбаттисты Базиле, писателя-сказочника, первым записавшего или написавшего сказки, ставшие впоследствии хрестоматийными в обработках Шарля Перро и братьев Гримм. В 2018 году выходит драма Гарроне «Догмэн» (участник конкурсной программы Каннского МКФ).
24 октября 2016 года было анонсировано, что роль Джепетто (отца Пиноккио) исполнит актёр Тони Сервилло, однако два года спустя, в октябре 2018-го стало известно, что Джепетто сыграет Роберто Бениньи («Вне закона», «Ночь на земле», «Голос Луны», «Джонни Зубочистка», «Кофе и сигареты», «Римские приключения»). В 1997-м году Бениньи прославился на весь мир благодаря своему фильму «Жизнь прекрасна», который претендовал на семь «Оскаров» и выиграл в номинациях «Лучший актёр» (сам Бениньи), «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая музыка к фильму». Интересно, что в 2002 году 50-летний Бениньи, бывший тогда чуть ли не главным лицом итальянского кино в мире, снял собственную адаптацию «Пиноккио», где заодно сыграл деревянного мальчишку. После выхода фильма в свет Бениньи был уничтожен критикой, после чего фактически выброшен из профессии.
Двукратный лауреат «Оскара» Марк Кулир подарил жизнь Пиноккио и его друзьям с помощью визионёрского дизайна и пластического грима. Кулир получил высшую награду академии за фильмы «Железная леди» и «Отель «Гранд Будапешт». Ещё один лауреат «Оскара» (за «Искупление») - композитор Дарио Марианелли («Гордость и предубеждение», «Приключения Паддингтона-2», «Тёмные времена») - написал музыку для фильма.
Съёмки начались 18 марта 2019 года и проходили в Италии.
Международная премьера картины состоялась в феврале на Берлинском МКФ.
МАТТЕО ГАРРОНЕ:
«Зачем ещё один Пиноккио?» – такой вопрос встаёт сразу, когда слышишь об идее экранизировать самое продаваемое и переведённое на большинство языков классическое произведение итальянской литературы. Длинноносое, мгновенно узнаваемое лицо Пиноккио повсюду - оно стало синонимом духа и образа жизни Италии. Его приключения проникли во все сферы итальянской культуры. «Пиноккио» переведён на 240 языков и по-прежнему остается в списке 50 мировых бестселлеров. Этим фильмом я завершаю своё путешествие по миру сказок, которое начал в «Страшных сказках». Надеюсь, опыт позволил мне сделать ещё один шаг вперёд для жанра. Но «Пиноккио» - особый фильм, потому что он объединяет «Страшные сказки» с остальной моей фильмографией. Моя любовь к Пиноккио случилась не с первого взгляда. Меня всегда тянуло к этому персонажу, и многие отмечали его влияние в фильмах «Гоморра» и «Реальность».
Пиноккио - моя давняя мечта родом из детства. У меня на столе по-прежнему лежит раскадровка, которую я нарисовал и раскрасил, будучи ребёнком, и это одно из самых ценных воспоминаний для меня».
(о многочисленных киноадаптациях «Пиноккио») «Что касается мировых адаптаций, то я вырос на Коменчини. Мне кажется, это лучшая из экранизаций, самая лиричная».
«Главная тема «Пиноккио», как и всех моих фильмов, - поиски любви. То есть утопия, нечто, по сути, иллюзорное. Желание добиться от судьбы или мира того, что существует только на словах, в мечтах особенно прекрасно. Об этом же были и первые мои картины, и «Догмэн». «Пиноккио», пожалуй, известнейшее произведение литературы в Италии, да и за её пределами. Браться за экранизацию было волнительно: что нового я смогу сказать, ведь Коллоди столько раз переносили на экран или на сцену? Когда я перечитал книгу 5 лет назад, я поразился, сколь многого из неё я не помню, как и все мы, собственно. Поэтому я максимально уважительно работал с оригинальным текстом. Анализируя его, я ощущал всю сложность и богатство его неожиданных параллелей с сегодняшним днём. Это, впрочем, и неудивительно: всё великое универсально».
«Коллоди начинает с частного - с крохотной бедной деревушки в Италии, но это модель мира и общества (в архетипическом смысле) со всеми вечными социальными несправедливостями. Тут как с Чеховым или Достоевским: вряд ли с XIX века в России многое изменилось; проблемы, описанные ими, не решены и поныне».
«В моём фильме много тьмы, но с ней борется свет. И смех, кстати, лучшее оружие против зла. По-моему, это очевидно. Фильм вышел в Италии под Рождество, его посмотрело огромное количество детей, и я знаю, что они восприняли картину как оптимистичную сказку, а не драму. Я уже слышал от других критиков про мрачную тональность, но, честно, не понимаю, о чём речь. Не знаю, что за кино вы смотрели! Вся мрачность, возможно, от дидактики. Какой урок преподаёт Коллоди детям? Будь осторожен: жизнь - опасная штука. Реальность жестока, реальность кусается. И, кстати, это же в первую очередь история родительской любви к блудному сыну, который, несмотря на все перипетии, возвращается домой».
РОБЕРТО БЕНИНЬИ:
«Великий персонаж, великая история, великий режиссёр: играть Джепетто в постановке Маттео Гарроне - одна из форм счастья».