ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ
(«A Hidden Life», США-Великобритания-Германия, 2019)
Режиссёр: Терренс Малик.
В ролях: Аугуст Диль, Валери Пахнер, Маттиас Шонартс, Бруно Ганц, Юрген Прохнов, Микаэл Нюквист, Александр Фелинг, Ульрих Маттес, Карл Маркович, Франц Роговский, Мария Зимон, Карин Нойхаузер, Тобиас Моретти.
Жанр: драма.
Время: 174 минуты.
Возрастной рейтинг: 16+
Власти призывают австрийца Франца Егерштеттера в армию, дабы тот сражался за Третий рейх. Франц приходит в штаб, встает в строй, но присягать злу отказывается. Его арестовывают и сажают в тюрьму, где несколько человек пытаются убедить Франца, что от его поступка мир не перевернётся и что ему необходимо надеть военную форму ради семьи - дома ждут жена и три дочки, которые подвергаются гонениям односельчан, не понимающих семью дезертира. В тюрьме Франц задаётся многими философскими вопросами, в том числе касающимися и божественной свободы выбора, данной свыше. Когда он сталкивается с угрозой казни за измену, несмотря на многочисленные возможности её избежать, он продолжает отстаивать свои убеждения, опираясь на веру и любовь своей семьи…
В основе сюжета фильма биография реального человека Франца Егерштеттера - австрийца, казнённого нацистскими властями за отказ служить в вермахте. Ему было 36 лет, у него осталась жена и три дочери. В 2007 году Франц Егерштеттер был причислен к лику святых Папой Бенедиктом XVI.
Драма классика американского кино Терренса Малика (1943 г. р.), создателя картин «Пустоши» (1973, «Золотая раковина» МКФ в Сан-Себастьяне), «Дни жатвы» (1978, приз за режиссуру Каннского МКФ), «Тонкая красная линия» (1998, семь номинаций на премию «Оскар»), «Новый свет» (2005), «Древо жизни» (2010, «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах), «К чуду» (2012, приз Всемирной католической ассоциации по коммуникациям на МКФ в Венеции), «Рыцарь кубков» (2015, основной конкурс Берлинского МКФ), «Между нами музыка» (2015), «Путешествие времени» (2016, основной конкурс МКФ в Венеции). Малик известен затворническим образом жизни. Он не показывается на публике и не даёт интервью. Практически не посещает фестивальных показов собственных фильмов, не принимает участия в их раскрутке. Малика называют великим визуальным поэтом уровня Тарковского и Кубрика. Его неповторимый визионерский стиль, философские сюжеты оказали большое влияние на целый ряд ведущих режиссёров, среди которых Кристофер Нолан, Дэвид Финчер, Джефф Николс. Его первые два полнометражных фильма вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В отношении более поздних работ кинокритики разделились на два полярных лагеря.
В фильме снялись преимущественно звёзды европейского кино. Главную роль исполнил немецкий актёр Аугуст Диль («Фальшивомонетчики», «Бесславные ублюдки», «Союзники», «Видок: Охотник на призраков»).
Впервые, после долгого сотрудничества с выдающимся Эммануэлем Любецки, Малик работал с оператором Йоргом Видмером («Клуб Буена Виста», «Пина: Танец страсти в 3D»), который, кстати, немного помогал Любецки на «Древе жизни».
Мировая премьера «Тайной жизни» состоялась на Каннском МКФ в мае 2019 года. Фильм считался одним из основных претендентов на главный приз фестиваля, но не получил от основного жюри ни одной награды. Зато «Тайная жизнь» получила бурные овации, приз экуменического жюри и приз Франсуа Жале (награда, посвящённая ценностям журналистики, и подчёркивающая присутствие журналистов на фестивале).
ПРЕССА:
«Тайная жизнь» проста - как день, как луг, как луч… Это фильм о том же, что и «Древо жизни», исчерпывающее кино ни о чём конкретном, о том, что небо голубое, трава зелёная, а жизнь прекрасна и ужасна и заканчивается когда-то смертью. Но Малик, вслед за «Древом» снявший ещё несколько фильмов почти без сценария и с несущественной режиссурой, вдруг выбрал настоящую фактуру и всё же оформил её во «вполне прописанный» текст. Поэтому «Тайная жизнь» куда плотнее, хоть и не менее поэтична: реплики, пусть даже не сымпровизированные, не складываются почти ни в один диалог, а остаются индивидуальными и уходят в закадр. Это высказывания самыми общими словами о тех понятиях, которые хочется писать с большой буквы: о непротивлении Злу Злом, о Мире поперек Войны, о Вечности… Переходя в финале «Тайной жизни» к материям бытия, веры и смерти, Малик не задаёт риторических вопросов, потребовавших бы ответов-трюизмов, а вновь оставляет нас посреди альпийских пейзажей, где вечно будет ждать Франца его Франциска, и в этой кристальной естественной простоте находит самую суть мирной и мирской жизни, для выражения которой ни у кого, включая каннского гения, никогда не найдётся слов» (Егор Беликов, «Искусство кино»).
«Трёхчасовая картина - больше живописное полотно, чем кинороман. Диалоги поражают и многословием, и бессодержательностью (нередко автор предпочитает им закадровый текст). Прирождёнными философами кажутся буквально все, кто попадает в ослепительно красивый кадр: крестьяне, дети, фашисты-конвоиры, даже осёл и овцы. Однако потешаться над этим уже не хочется. Малик окончательно сформировал собственную художественную вселенную, которая подчиняется придуманным им законам – и больше никаким, вплоть до общепризнанных законов физики и логики. Это вызывает уважение. Кроме того, в случае «Тайной жизни» форма фильма слишком безупречно соответствует содержанию, чтобы предъявлять хоть какие-то претензии… «Тайная жизнь» - о том, что внутренний императив всегда важнее внешних обстоятельств, что в самой кромешной ситуации можно видеть свет и наслаждаться им… Камера Видмера… будто расщеплена на тысячи невидимых камер наблюдения, распылённых в воздухе: вероятно, по мнению Малика, так смотрит на каждого из нас Бог. За кадром не останавливаясь звучит симфоническая музыка, иногда сменяясь хоралами, - возможно, таким образом слышат звучание нашего мира настоящие святые, продолжающие и в XX веке, и в XXI жить в эпоху Баха. Где-то неподалёку обитает затворник Терренс Малик со своей скрытой жизнью, в которую позволил заглянуть и нам» (Антон Долин, «Медуза»).
«Терренс Малик взял реальную историю одного маленького человека, чтобы на её основе развернуть масштабную философскую притчу о смысле жизни - как он это любит и умеет, красиво и на три часа. Оператор Йорг Видмер снял просто открыточные австрийские пейзажи. С экрана так и веет запахом луговой травы и горной хвои, мягкой тёплой земли, яблок, парного молока - всего, чем наполнена счастливая пейзанская жизнь… За три часа мы должны понять, что ценны не только каждый колосок, каждый глоточек воздуха, каждый поцелуй жены, но и возможность жить со всем этим без стыда и по совести. Безусловно, это никакая не биография, не историческое кино, хоть фермерский быт и показан со скрупулёзной тщательностью… Малику интересно препарировать проблему зла, героизма и свободы воли… Малик, таким образом, снял версию жития святого в пасторальной, красочной, трансовой манере. Но эта простая мысль, поданная в такой сложной обёртке, вгоняет больше в тоску, чем в катарсис. Трёхчасовая медитация с глубокомысленными рассуждениями и послесловием из Джорджа Эллиота (название фильма - его цитата) получилась несколько унылой, странной и перегруженной метафорами» (Ольга Белик, «КиноПоиск»).