Кристи (Иванов), коррумпированный полицейский из Бухареста, и роковая красотка Гильда (Марлон), связанная с преступным бизнесом, прибывают на солнечный остров Гомера. Здесь Кристи должен освоить необычный язык свиста «сильбо гомера», чтобы с его помощью вызволить из тюрьмы нечистого на руку бизнесмена Жолта (Тамбреа), который знает, где спрятано много денег. Эти деньги нужны таинственному боссу мафии Пако (Вильяронга), но и в Бухаресте всесильные румынские правоохранители под предводительством белокурой фурии Магды (Лазэр) тоже занимаются этим делом: допрашивают Жолта, за всеми следят и всех прослушивают…
Фильм румынского кинорежиссёра и сценариста Корнелиу Порумбою, одного из самых ярких представителей новой волны румынского кинематографа. В его фильмографии: «12:08 к востоку от Бухареста» (2006, «Золотая камера» Каннского МКФ), «Полицейский, имя прилагательное (2009, приз жюри и приз ФИПРЕССИ конкурсной программы «Особый взгляд» Каннского МКФ), «Когда в Бухаресте наступает вечер, или Метаболизм» (2013), «Вторая игра» (2014), «Сокровище» (2015, приз «Особый талант» в рамках программы «Особый взгляд» Каннского МКФ), «Бесконечный футбол» (2018).
Ведущий румынский актёр Влад Иванов уже снимался у Порумбою в картине «Полицейский, имя прилагательное», где играл всё того же Кристи. Также на счету актёра участие в фильмах «Механическая сюита» Дмитрия Месхиева, «Счастье моё» и «В тумане» Сергея Лозницы, «4 месяца, 3 недели и 2 дня» и «Выпускной» Кристиана Мунджиу, «Сквозь снег» Пон Джун Хо, «Тони Эрдман» Марен Аде, «Закат» Ласло Немеша.
В роли Гильды снялась очень известная румынская фотомодель Катринель Марлон (или Катринель Менгия). Она давно живёт в Риме и там начала работать в кино. Персонаж Катринель и именем, и повадкой напоминает неотразимую Риту Хэйворт в роли героини знаменитого нуара Чарльза Видора «Гильда» (1946).
Картина снималась в Румынии и на Канарских островах.
«Свистуны» были отобраны в основную конкурсную программу МКФ в Канне, а также были выдвинуты на соискание премии «Оскар» от Румынии. В России фильм вошёл в десятку лучших картин 2019 года известного кинокритика Антона Долина.
КОРНЕЛИУ ПОРУМБОЮ:
(о свисте) «С него начался этот фильм… Я десять лет назад видел по телевизору передачу про коммуникацию при помощи свиста… Он создан для того, чтобы передавать сообщения на большие расстояния - не важно, с каким умыслом. Мы мало знаем о его происхождении. Свои версии подобного языка существовали в Турции, в Италии, в Греции, в Мексике, во французских Пиренеях… На Гомере его преподают в школе, не только детям, но и учителям, приезжающим с материка. Главный специалист по этому языку, Франсиско Корреа, был нашим консультантом и даже сыграл роль в фильме. Я сам ходил на занятия, а он приезжал в Бухарест, занимался с актёрами… Меня привлекла эта древняя традиция, которой можно придумать применение в сегодняшнем перенасыщенном технологиями мире».
«Я хотел сделать что-то вроде неонуара, из тех, что я смотрел в детстве, но с элементами юмора. Даже когда я очень серьёзен, всё равно стараюсь шутить. Хотелось вернуться к герою из фильма «Полицейский, имя прилагательное» - шефу участка, который знает ответы на все вопросы, бесконечно уверен в себе. Что, если мы снова встретим его десять лет спустя, когда он потерял положение и себя, занимается какими-то сомнительными вещами? Я искал героя, который вынужден был бы учиться свисту в определённых обстоятельствах, а под конец оказалось бы, что этот навык ему по-настоящему полезен».
«В пространстве фильма все герои претворяются кем-то другим, играют роли. Они существуют в состоянии постоянной паранойи. Главная героиня называет себя Гильдой, но это не её настоящее имя, она сама придумала себе такое».
«Я боялся сделать фильм-открытку, увидеть Гомеру взглядом туриста. Остров действительно прекрасный. Мне хотелось, чтобы поначалу он казался райским, а по мере развития событий становился всё более зловещим, опасным. Пространство эволюционирует в кадре. Чтобы как-то погрузиться в него, я трижды ездил на Гомеру, и мы с группой приехали туда за три надели до начала съёмок. Надеюсь, это позволило мне погрузиться в атмосферу, хотя бы отчасти».
«Это комедия, и герои больше похожи на тех, с кем зритель может идентифицироваться. В конечном итоге, это кино о человеке, который уверен, что контролирует свою судьбу - хотя это совершенно не так. Наверное, людям будет интересно собирать сюжетную головоломку. Возможно, жанровое кино более привлекательно, чем авторское. Но думаю, что и в случае с этой картиной зрителю временами будет сложно. Был вариант смонтировать попроще, но я сказал «нет». Никакого заигрывания со зрителем я не планировал».
ПРЕССА:
«За этой прелестно-придурковатой детективной интригой наблюдаешь совершенно остекленевшим взглядом. Дело даже не в том, что по большей части это до слёз смешно, и полтора часа бьёшь себя по ляжкам и хочешь научиться правильно свистеть. И не в том, что как-то особенно поражает блеск, с которым один из самых умных режиссёров румынской новой волны сводит сюжетные концы и складывает вполне себе жанровое кино, препарируя классические нуары, шпионские фильмы Хичкока, и, кажется, не гнушаясь даже Тарантино. (Оказалось, что Порумбою может это делать не хуже Содерберга.) А в том ощущении взаимной работы, диалога, который навязан зрителю под видом обманчиво простого остросюжетного кино. «Свистуны» - это фильм из детства. Кино - птичий язык из детства, на котором Порумбою пересвистывается со своими. Каждый кадр как пароль. Иногда совсем уж простой - вроде расхожей цитаты из «Психоза». Или румынского детектива «Чистыми руками» в телевизоре. Иногда посложнее - когда тайная встреча с паролями заносит героев в румынскую Синематеку, на экране мелькают «Искатели» Джона Форда. Порумбою не лишает себя удовольствия показать примерно минуту из великой сцены погони. «Искатели» - фильм о тех, кто сорвался с места и выпал из своего времени. «Свистуны» - тоже о потере почвы под ногами» (Василий Степанов, «Сеанс»).
«Главный герой у Порумбою - простой человечек, который внезапно оказался в эпицентре лихих событий под песню «Passenger» Игги Попа… В этом водовороте страстей и преступлений Кристи скорее пассажир вместе со всеми нами, наблюдающими за сюжетными хитросплетениями с дурацкой улыбкой. Режиссёр, словно фокусник, облекает действие в красочные детали вроде отеля, в котором посетителям включают оперу в образовательных целях… «Свистуны» - остроумная криминальная комедия с запутанными ходами и неожиданными твистами, подставами, предательствами, перестрелками, роковыми женщинами и бесстрастными мужчинами. Свист придаёт действию эксцентричность - немедленно хочется научиться свистеть так же! От румынского кино все ждут социальной проблематики и звериной серьёзности, но Порумбою, собрав и коррумпированную полицию, и гангстеров, и «девушку в беде», и кровавую резню, щедро сдабривает всё это юмором и лёгкостью, превращая «Свистунов» в увлекательное жанровое кино в духе «Как украсть миллион» и «Одиннадцати друзей Оушена». Ждём американского ремейка с Джорджем Клуни» (Ольга Белик, «КиноПоиск»).
«Это настолько динамичный, остроумный и увлекательный фильм, каждому сюжетному повороту которого поражаешься, что поневоле вспоминаются детские ощущения от просмотра «Искателей приключений» или «Человека из Рио». «Свистуны» возвращают кинематографу то счастливое время, когда не существовало разрыва между развлекательными фильмами и авторскими: эти качества легко совмещались, а в зале могли сидеть рядом и получать одинаковое удовольствие высоколобый интеллектуал и сбежавший с уроков школьник. Здесь есть гормон счастья, знакомый по «Мальтийскому соколу» и «Касабланке», «Печати зла» и «Головокружению». Сам же Порумбою вплетает в ткань своей картины прямые цитаты из «Искателей» (ему кажется, что «The Whistlers» звучит не хуже, чем «The Searchers») и «Психоза». «Свистуны» - фильм одновременно постмодернистский и отрицающий постмодернизм, так много в нём простого, наивного зрительского счастья от каскада тайн и приключений… При этом «Свистуны» обладают всеми хрестоматийными признаками современного румынского фильма. Они пропитаны горьковатой и сухой иронией, не гнушаются невозмутимых сцен жестокости, включают бредовые и смешные диалоги в духе Ионеско, совмещают фантазию с документальной точностью деталей» (Антон Долин, «Медуза»).
«В «Свистунах» Порумбойю на голубом глазу отрывается от собственного прошлого, от самой вещественности когда-то «нового» румынского кино и от его документальной традиции, ставшей классикой… Замечательный трогательный и простодушный комизм «Свистунов» в том, что постсоциалистический деревянный милиционер из гиперреальности румынского кино попадает в пёстрый яркий мир средиземноморской мафии, во вселенную Бонда, в синефильский аттракцион многократно повторённого жанрового эха. И этот аттракцион сопровождает невероятно кичевый трек-лист с «Щелкунчиком», канканами Оффенбаха, литаврами «Кармины бураны» Орфа и арией «Каста дива», кажется, не столько из «Нормы» Беллини, сколько из «2046» Кар Вая (или «Мстителей Эры Альтрона»)» (Вероника Хлебникова, «Искусство кино»).
«Сила Порумбою не только в мастерском построении сюжета, но именно что в ритме речи. С одинаковой невозмутимостью он снимает перестрелки и селит героя в отель «Опера», где в образовательных целях круглосуточно орёт «Каста Дива». Наблюдать за этим странно, но больше всё-таки увлекательно - настолько ловко действие скачет между флешбэками, настолько обаятельными получились эти странные, но смутно знакомые по воспоминаниям о соцлагере герои. В этом смысле «Свистунов», пожалуй, можно сравнить с заслуженным российским телехитом - «Ва-банком» Юлиуша Махульского, который тоже по-свойски обходился с классическими штампами фильмов про ограбления. Со знанием классики у Порумбою, кстати, тоже всё в порядке: «Свистуны» напичканы цитатами (Гильда тут, конечно, не случайна). Причём добавлены они настолько умело, что после просмотра хочется немедленно отправиться пересматривать «Искателей» Джона Форда. Ну а главное, что, несмотря на экзотическую натуру и изощренную режиссёрскую манеру, в этом фильме всё равно проскальзывает что-то крайне родное - возможно, Порумбою наконец нашёл идеальный киноязык для стран Восточной Европы. Может быть, и в России его находки кому-нибудь пригодятся» (Ярослав Забалуев, «Москвич»).