КАЛАШНИКОВ (Россия, 2020)
Режиссёр: Константин Буслов.
В ролях: Юрий Борисов, Ольга Лерман, Артур Смольянинов, Валерий Баринов, Эльдар Калимулин, Виталий Хаев, Анатолий Лобоцкий, Алексей Вертков, Сергей Газаров, Валерий Афанасьев, Дмитрий Богдан, Максим Битюков, Савелий Кудряшов.
Жанр: биографическая драма.
Калашников. Все знают эту фамилию, но не все знают, какой долгий и тернистый путь прошёл парень-самоучка, чтобы в 28 создать легендарное оружие АК-47, которое по сей день является символом оружейной мысли нашего времени.
Фильм создавался к столетию со дня рождения изобретателя АК-47 Михаила Тимофеевича Калашникова (1919-2013). Он приступил к изобретательской деятельности после того как получил ранение на Великой Отечественной войне, и разработал свой автомат в 1947 году. Сценарий писали на основании мемуаров конструктора, документов и воспоминаний знавших его людей, однако жанр художественного фильма оставил место определённым допущениям и собирательным образам. В работе над фильмом участвовали консультанты АО «Концерна «Калашников», а также дочь конструктора Елена Михайловна Калашникова, президент Межрегионального общественного фонда имени М. Т. Калашникова, которая оказывала информационную и консультационную поддержку кинопроекту. По словам авторов, в фильме показан весь цикл создания оружия - начиная от Первого прототипа пистолета-пулемёта Калашникова, разработанного в кустарных условиях в паровозном депо в 1942 году и заканчивая заводскими образцами АК-47 и его испытаниями в самых невероятных условиях.
В качестве режиссёра и продюсера картины выступил Константин Буслов («Бабло», «Авантюристы», «Небо измеряется милями»), старший брат Петра Буслова, снявшего «Бумер» и «Высоцкий. Спасибо, что живой».
В роли Михаила Калашникова снялся 26-летний актёр Юрий Борисов («Хрусталь», «Т-34», «Аванпост», «Бык», «Союз спасения», «Вторжение»). Он активно изучал жизненный путь своего персонажа, занимаясь поиском и сбором альтернативных источников, желая осознать сложность характера знаменитого оружейника.
Все модели оружия, разработанного Калашниковым, были специально восстановлены по чертежам, полученным из Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.
Работа над фильмом началась в августе 2018 года. Съёмки проходили в Московской области, в Крыму, в Торжке, в Тверской и Калужской областях, в Санкт-Петербурге. На кинокомплексе «Военфильм» (д. Медынь под Калугой), где собрана самая большая в Европе коллекция бронетехники времён ВОВ, как советской, так и немецкой, снимали сцену танкового сражения. В поселке Шушары под Санкт-Петербургом, где сохранились старые поезда, снимались сцены с паровозами. Кроме того, паровозы в большом количестве были задействованы в Паровозном депо станции «Подмосковная» при съёмках сцен на станции Матай (КАЗЖД), где Калашников начал работать над своим первым пистолетом-пулемётом. В Павловском Посаде организовали сцены с Ковровским заводом. Ещё одной локацией стала усадьба Апраксиных в селе Ольгово, Дмитровского района Московской области.
КОНСТАНТИН БУСЛОВ:
«Первые прототипы оружия Михаил Калашников изготавливал при помощи имевшихся инструментов и подручных средств: с использованием тисков и напильника, на старых довоенных станках, в паровозном депо станции Мотай в Казахстане. Мы хотели полностью показать весь нелёгкий, полный сомнений, переживаний, внутренних конфликтов и неудач, путь, который прошёл молодой конструктор, по сути мальчишка (28 лет), вплоть до изготовления оружия-легенды АК-47. Этот автомат по сей день является символом оружейной мысли XX и даже XXI века».
«Наши художники и реквизиторы на основе предоставленных исторических чертежей самостоятельно разработали, а заводские мастера изготовили прототипы оружия в первозданном виде. Всё это - настоящее оружие, правда, охолощённое, так как этого требуют правила техники безопасности на съёмках. Возможно, мы подарим прототипы оружия Музею «Мосфильма».
СЕРГЕЙ БОДРОВ-СТАРШИЙ, сценарист и продюсер:
«Я очень надеюсь, что Калашников у нас получился настоящий. По характеру, по его жизни, по его мышлению, наш герой очень близок к Михаилу Тимофеевичу. Я провёл много времени с людьми, которые его знали, которые с ним работали… Мне повезло в 1997 году встреть Михаила Тимофеевича в Кремле. Ему вручали очередную государственную премию, кажется, это было 50-летие автомата. Нашей группе тоже повезло дали премию за фильм «Кавказский пленник». Нам стали звонить из Кремля и предупреждать, чтобы мы пришли с пластиковыми пакетами, объясняя это тем, что будут выдавать довольно большую сумму в долларах мелкими купюрами. И вот мы стоим в очереди, все пришли с пакетами и вдруг за нами встаёт Калашников. Тоже с пакетом. Мы ему с уважением предложили пройти первым, а он сказал: «Нет, я лучше тут с вами постою». Меня поразила судьба этого человека. 18 детей, переселенцы из Кубани на Алтай, работяги. Время, когда раскулачивают, сносят церкви. Семью отправили в ссылку, когда Мише было 12-14 лет. Ещё глубже в Сибирь. Начали умирать дети, умер отец. И Миша с другом решают убежать обратно, в родную деревню. А ведь это поддельные документы, печать фальшивая. Он долгие годы хранил эту тайну, иначе бы никто его не подпустил к конструированию оружия. Мне кажется, это не только его судьба, а судьба страны».