«Правда» - под таким названием французская кинозвезда Фабьенн (Денёв) выпускает свои мемуары. С названием готова поспорить её дочь-сценаристка (Бинош), которая, приехав из Америки с мужем - актёром сериалов (Хоук) и дочкой, не нашла в книге ни слова правды - по крайней мере, о себе. Однако диве Фабьенн не до пустяков - она готовится к новой роли, которая причудливым образом отзеркалит её настоящую семью, где за остроумными колкостями таится любовь, а за ложью - нежность.
Фильм поставил по собственному сценарию классик японского кино Хирокадзу Корээда (1962 г. р.). Корээда окончил литературный факультет токийского университета Васэда и планировал стать писателем, однако после выпуска начал работать над созданием документальных фильмов в телекомпании «TVMan Union», сначала в качестве ассистента режиссёра, а затем как режиссёр. Начиная с 1995 года снимает игровые картины, которые заслужили широкое признание и получали награды на различных международных кинофестивалях. Корээда прозвучал на мировой фестивальной арене на рубеже веков как создатель дистиллированных опытов о природе жизни, управляемой рычагами сиротства и смерти. Корээда, которого мы любим и знаем сейчас: автор семейных хроник, в которых не умозрительный опыт, но чуткое наблюдение за течением повседневности с её сменами поколений и возрастных фаз дарит бесценное чувство утешения. Наиболее успешными фильмами Корээды являются картины «Призрачный свет» (1995, «Золотая Озелла» за лучшую режиссуру на МКФ в Венеции), «После жизни» (1998, призы за лучшие фильм и сценарий на МКФ в Буэнос-Айресе, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Сан-Себастьяне), «Дистанция» (2001, основной конкурс МКФ в Канне), «Никто не узнает» (2004, основной конкурс МКФ в Канне), «Вместе мы идём, вместе мы идём» (2008, премия Азиатской киноакадемии за режиссуру), «Чудо» (2011, приз за лучший сценарий на МКФ в Сан-Себастьяне), «Сын в отца» (2013, приз жюри и приз экуменического жюри на МКФ в Канне), «Дневник Умимати» (2015, основной конкурс МКФ в Канне, приз зрительских симпатий за лучший фильм на МКФ в Сан-Себастьяне), «После бури» (2016, программа «Особый взгляд» МКФ в Канне), «Третье убийство» (2017, основной конкурс МКФ в Венеции), «Магазинные воришки» (2018, «Золотая пальмовая ветвь» МКФ в Канне). В основу сценария фильма «Правда» легла одноимённая пьеса Хирокадзу Корээда, которую он написал ещё в 2003 году. «Правда» стала первой картиной режиссёра, снятой не в Японии и не на японском языке.
Съёмки фильма проходили в Париже осенью 2018 года в течение 10 недель.
28 августа 2019 года картина открыла конкурсную программу МКФ в Венеции.
ЖЮЛЬЕТ БИНОШ:
(о работе с Хирокадзу Корээда) «Мне пришлось этого долго ждать. Я обратила внимание на этого режиссёра ещё задолго до того, как о нём заговорили на Западе. Мне довелось побывать в Японии, где однажды мы провели с ним целый день вместе. Вернее, он был со своим ассистентом, а я – с бывшим другом. Это было в Киото двенадцать лет назад. Мы заходили в бары и кафе, слушали музыку, гуляли по улицам и много беседовали. Я пыталась его убедить снять совместный фильм. Но Корээда никогда не снимал свои картины за пределами Японии и не приглашал в них зарубежных актёров. Пару лет назад у него появился подходящий сценарий. Это была театральная постановка о престарелой диве, которая имела привычку издеваться над молоденькими актрисами. В широкоэкранной, преобразованной Корээдой версии эта дива стала также матерью, которая постоянно конфликтует со своей дочерью. Так я стала этой дочерью, а моей матерью - Катрин Денёв. Думаю, мне повезло, что Корээда является большим поклонником Катрин. Иначе он бы никогда не решился снять этот фильм во Франции».
(о Катрин Денёв) «Катрин - дива, я нет. Я выросла на её картинах. Девчонкой смотрела фильмы с её участием и часто представляла себя в ролях её героинь, особенно в образе хорошенькой влюблённой принцессы из «Ослиной шкуры». Когда мы впервые встретились с Катрин на съёмочной площадке, она держалась очень церемонно, много курила, едва смотрела на меня и всё время говорила «вы». Во Франции мы говорим так с другими, когда либо хотим оказать особое уважение или пытаемся держать человека на расстоянии, обозначить его границы. Думаю, наше с Катрин «вы» означало последнее. Я начала ломать голову над тем, как мне сделать из этой женщины свою мать. Стала говорить ей «ты», но она лишь строго смотрела на меня, останавливая своим взглядом. После моих объяснений, что дочь с матерью должны общаться неформально и что такое общение важно в семье, она, наконец, согласилась обращаться ко мне на «ты» во время съёмок, но после них снова переходила на «вы». Отсняли фильм, прошла премьера в Венеции. Мы с Катрин проводили много времени вместе, ужинали, шутили, смеялись. Но от неё я всегда и везде слышала только «вы», «вы», «вы». Я приходила в отчаяние и думала: «Мне никогда не победить эту женщину». И, наконец, на кинофестивале в Сан-Себастьяне, где также прошла премьера «Правды», мы оказались в одном ряду в кинозале, и она неожиданно обернулась ко мне и впервые в реальной жизни сказала мне «ты». Почему, я так до сих и не знаю».
«Корээду я очень мало знала. Думаю, приехав на съёмки во Францию, он пережил культурный шок. В Азии режиссёр пользуется большим авторитетом, у него есть особые привилегии. Он часто общается через ассистентов. Во Франции каждый пытался завязать с ним неформальные отношения, влезть в доверие. Думаю, это привело его в большое недоумение. Каждый день я наблюдала, как он сидел и много писал. Оказалось, что он постоянно переписывал свой сценарий».
ХИРОКАДЗУ КОРЭЭДА:
«Всё началось с Жюльет Бинош. Мы были знакомы уже какое-то время, когда в 2011 году она приехала в Японию и предложила поработать вместе. Поэтому прежде всего мне бы хотелось выразить свою благодарность и уважение её смелости. В основе сценария лежит пьеса, которую я начал писать в 2003 году. Её действие происходило в гримерке театральной актрисы, находившейся на закате своей карьеры. В итоге эта пьеса трансформировалась в сценарий фильма о киноактрисе и её дочери, отказавшейся от мечты пойти по стопам матери. В процессе работы над сценарием я много раз спрашивал Катрин Денёв и Жюльет Бинош о том, что значит для них работа актёра, и их комментарии значительно на него повлияли. Действие фильма происходит осенью: для меня было важно в пейзажах осеннего Парижа отразить течение времени и состояние Фаббьен, героини Катрин Денёв. Надеюсь, что зрители заметят, как при приближении зимы меняется зелёный сад, сопровождая изменения отношений между матерью и дочерью… Мне хотелось снять не просто серьёзный фильм, а фильм непосредственный, где сосуществуют драма и комедия, как и в реальной жизни. Я надеюсь, что благодаря моим актёрам, мне это удалось… Что делает семью семьей? Правда или ложь? И как можно выбрать между жестокой правдой и ложью во благо? Во время работы над фильмом я постоянно задавал себе эти вопросы. Надеюсь, что каждый, кто его увидит, сможет воспользоваться моментом и найти ответы для себя».
ПРЕССА:
«Название картины красноречиво: погружаясь в излюбленную семейную тематику, Корээда исследует ключевой для современности феномен «постправды», полностью избегая привычного нам политически-публицистического аспекта и вместо него выбирая семейный… Пересказ интриги… может произвести впечатление переусложненной мыльно-сериальной мелодрамы, но ничего подобного в фильме не ощущается. Его материя воздушна, иронична, ничуть не вычурна. Диалоги удивляют натуральной интонацией, тонкой игрой на перепадах эмоций: писал их японец, но «Правда» звучит как французское кино, без единой ноты фальши. Корээда выступает здесь и как философ, и как психолог. Его взгляд проницателен и честен, но он не пытается никого осудить - скорее уж скрепляет семью, как шаткую картонную конструкцию игрушечного театра (есть в «Правде» такой образ), клеем сострадания и юмора. Да, по мысли Брета Истона Эллиса, «все актёры - лжецы по природе». Но не они же одни? Люди вообще, утверждает Корээда, не способны быть честными ни с другими, ни с самими собой. Компенсировать дефицит правды можно лишь одним - теплом. Не то чтобы эта мысль была новой. Однако к оригинальности Корээда и не стремится… Да, от «Осенней сонаты» до «Всё о моей матери» многочисленные режиссёры исследовали схожие темы, но прелесть в нюансах, в тихих улыбках режиссёра и его персонажей, прекрасно осознающих: не они первые, не они последние рассказывают нам эту – вечную - историю. Люди будут лгать друг другу, подавлять друг друга, будут беспощадны и злы даже к самым близким, но потом будут прощать друг друга, любить, плакать» (Антон Долин, «Медуза»).
«Одна из величайших работ Катрин Денёв. Корээде удалось трансформировать её образ гранд-дамы в что-то более сложное, трагическое и дерзкое. За эту роль она заслуживает всех наград. Также их заслуживает и фильм» (Дэвид Мар, «Times»).
«Когда этот сюжет был анонсирован, у многих возник вопрос: хватит ли Корээде знания европейских реалий? Так вот: с этим всё в порядке, режиссёр обжил французскую столицу очень естественно и даже нашёл в её умиротворяющих пригородных пейзажах сходство с родной Японией. Достаточно знаком ему и жанр элегической семейной драмы с чеховскими подтекстами. И всё равно остаётся не до конца ясным, что побудило его построить сюжет вокруг образа французской кинозвезды, и конкретно Катрин Денёв, которая с тонким чувством юмора и отстранения обыгрывает собственный миф. Например, когда она говорит от имени своей героини Фабьен, что Хичкок собирался её снимать, но вскоре умер, это правда: Денёв едва не вошла в число хичкоковских блондинок. В другом эпизоде Фабьен замечает, что у многих больших звёзд - Мишель Морган, Даниэль Дарье, Греты Гарбо - имя и фамилия начинались с одной и той же буквы. Когда собеседник напоминает ей про Брижит Бардо, Фабьен делает скептическую гримасу: все знают, что Бардо и Денёв соперничали в своё время и на экране, и в жизни… «Правда» отличается качеством всех актёрских работ - не только главной, но особенно хороша Жюльет Бинош в роли дочери Фабьен, живущей с чувством недолюблённости, ревности и обиды на эгоистичную мать» (Андрей Плахов, «Коммерсантъ»).
«Это очередной, следующий за «Однажды в… Голливуде», любовный оммаж самому кинематографу, и где же его снимать, как не на родине Люмьеров… Фильм построен вокруг автопародии 75-летней Денёв на себя: в комнате её героини даже стоит не особо видоизменённый постер «Дневной красавицы» Бунюэля, которую аккуратно переименовали в «Парижскую красавицу»… Корээда снимал, пожалуй, чрезмерно формалистски, излишне низко по японским обычаям кланяясь в пояс французской актёрской школе, много театральничает, подолгу любуясь выразительными актрисами, которые разыграли бы такой нехитрый сюжет и без его помощи. Это просто фильм, он не плохой и не хороший, не пустой и не полный» (Егор Беликов, «Искусство кино»).
«Фильм обладает всеми качествами, ставшими визитной карточкой Корээды: он остроумный, естественный и сердечный» (Дэвид Руни, «Hollywood Reporter»).
«Правда» недавнего победителя Канн Хирокадзу Корээды - фильм одновременно и поэтический, и бытовой: после него всё, что ты наблюдаешь на обычной улице, тоже кажется происходящим в кино. Японец, славящийся своими скрупулёзными исследованиями «семейной темы», выступил убедительным сценаристом, правдоподобно выстроив отношения между персонажами абсолютно западного розлива… Персонажам японских фильмов Корээды, скромным и забитым, даже если бы захотелось, не удалось бы вести себя так, как это делает протагонистка «Правды» в исполнении Денёв - она презирает и ненавидит коллег, имеет очень своеобразные представления о «правде», использует людей как материал, да и собственные отношения с дочерью, которой в детстве не уделяла никакого внимания и времени, использует как материал для строительства своих ролей. А может быть, просто, не заботясь ни о чьём мнении, с бравадой предъявляет то, что представители других, более скромных наций, предпочли бы не выносить на поверхность. Фильм Корээды - одновременно и признание в любви западной цивилизации, культуре и кино, и выражение едва ли не полного её неприятия, отторжения» (Стас Тыркин , «Комсомольская правда»).
«Да, теплота и умиротворение сказки Корээды граничит с излишним уютом, но в её основе - жёсткая и эмоциональная правда, как горошина под периной, разбудившая принцессу» (Ксан Брукс, «Guardian»).
«Правда» – первый для Корээды французский фильм, со звёздами первой величины, основанный на совсем новом для режиссёра материале. Эксперимент, часто заканчивающийся трагически, но у режиссуры Корээды - мощная несущая конструкция, просто такой уровень владения профессией, что фильм в общем выдерживает и неизбежные туристические интонации, и отсутствие сверхглубокого проникновения в специфику французской жизни… Корээда играет в ассоциации и создаёт синефильское, наполненное отсылками пространство, которое не отвлекает при этом от сердца его фильма - отношений двух женщин – сначала двух актрис, потом матери и дочери, в которых кто-то всегда более токсичен. Денёв в своей лучшей за долгие годы роли - это прекрасный монстр, янтарноглазое чудовище, за плечами которого - половина истории кино XX века, километры хрупкой и вечной плёнки и если не вечная юность, то совершенно точно бессмертие. И в своём взгляде на семью Корээда остаётся, конечно, никаким не европейским, а азиатским режиссёром - он далёк от западной идеи сепарации от мучающих родных. Можно, наверное, описать это мироощущение как-то затейливее, но вкратце оно сводится к по-буддистски одновременно простому и сложному - бабушку надо донашивать. Даже если она актриса» (Елена Смолина, «GQ»).