24, 25 и 27 января в «Специальном показе» «Орлёнка» - отреставрированная версия фильма «Солярис» Андрея Тарковского, которую синематека журнала «Искусство кино» при поддержке «Мосфильма» выпустила в повторный прокат. «Солярис» снят на киностудии «Мосфильм» в 1972 году на основе одноимённого романа Станислава Лема. В фильме сыграли Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Юри Ярвет, Анатолий Солоницын, Владислав Дворжецкий и Николай Гринько. На Каннском МКФ в 1972 году «Солярис» получил Гран-при жюри и приз ФИПРЕССИ. По результатам ряда опросов входит в число величайших фантастических фильмов в истории мирового кинематографа. Антон Долин, главный редактор журнала «Искусство кино»: «Необычный фильм - даже среди картин Тарковского. Это и «настоящая» научная фантастика, и протест против устремлённости к прогрессу и будущему — вместо него Тарковский выбирает вечное возвращение, судьбу блудного сына. Возможность для каждого зрителя нырнуть в мыслящий океан и столкнуться лицом к лицу со своими страхами и надеждами, как это происходит с героями «Соляриса».
Космическая экспедиция несколько лет безрезультатно исследует планету Солярис, на которой обнаружен «разумный» Океан. Чтобы разобраться в пользе исследований и в странных сообщениях, поступающих со станции, на Солярис отправляется психолог Крис Кельвин. Поначалу ему кажется, что уцелевшие на станции учёные сошли с ума, а потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его жена Хари, некоторое время назад покончившая с собой…
Научно-фантастический жанр не был близок Тарковскому. Больше всего его расстраивало, что во всех фильмах подобного рода авторы всегда «заставляют зрителя рассматривать детали материальной структуры будущего». Тарковскому же хотелось показать не технические достижения, а поднять нравственную проблему жизни вне человеческих условий. В 1968 году только что вышедший фильм Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея» вызвал у него тотальное неприятие: «Выморочная атмосфера, будто в музее, где демонстрируются технические достижения». Поэтому Тарковский «рассматривал свою картину как гуманистический ответ на то, что делал Стэнли Кубрик».
Тарковский же так отзывался о своей картине: «Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всё наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее».
Фильм «Солярис» стал причиной нескольких ссор Тарковского и писателя Станислава Лема. Еще до начала работы над сценарием, Лем признавался, что он как автор трактует роман двумя способами, как исследование о познании неизвестного и как «умственный эксперимент, поставленный, чтобы ещё раз исследовать человеческий разум, волю, способность к борьбе». Писатель был уверен, что Тарковский понимает его роман так же, как и он сам. Но главной в видении Тарковского была нравственная проблематика, которой у Лема не было. В итоге писатель заявил, что режиссёр снял совсем не «Солярис» и прозорливо увидел в фильме нереализованную мечту Тарковского снять фильм по мотивам произведений Достоевского.
А вот Акира Куросава, который увидел фильм в Москве, тепло принял картину. Японского режиссёра особенно поразили эпизоды на Земле: «Эти сцены вызывают у зрителей щемящую тоску по природе Земли, сходную с ностальгией. Без этой интродукции нельзя было бы привести зрителя к глубокому сопереживанию тому чувству безысходности, которое испытывают люди, запертые на космической станции».
Музыку для фильма сочинил Эдуард Артемьев, в то время уже признанный лидер советской электронной музыки. При этом Тарковский не собирался включать в картину просто музыку, ему был нужен «звукошумовой» ряд, как неотъемлемая часть потусторонней атмосферы планеты Солярис. Поэтому музыкальное оформление ленты решалось нестандартными минимальными средствами - небольшим набором звуков, промежуточным между шумами и музыкой. После долгих поисков авторы нашли подход - акустическое оформление фильма разделили на две части: конкретные природные шумы Земли («музыка жизни») и звук космического мира, создаваемый смешением оркестровой музыки, хора или колоколов, а также синтезаторной музыки. С шумами в фильме проделали особенно тонкую работу. Например, одних шумов листвы было несколько десятков, а, скажем, в эпизоде проезда через тоннель использовались звуки движущихся танков - так авторы добивались необходимой атмосферы тяжести и глубины. Хотя традиционную музыку Тарковский использовать не хотел, в определенный момент он решил, что саунд-дизайн Артемьева будет окружать один лейтмотив. В этом качестве Тарковский выбрал произведение своего любимого композитора - Иоганна Себастьяна Баха. Знаменитый мотив фильма «Слушая Баха (Земля)» - это фа-минорная хоральная прелюдия, переработанная Артемьевым.
Самым сложным для режиссера был выбор исполнительницы роли Хари, которой, в отличие от книги, отводилась едва ли не главная роль. В 1970 году Тарковский видел в качестве основной претендентки шведскую актрису и любимицу Ингмара Бергмана Биби Андерссон. Также рассматривались первая жена Тарковского Ирма Рауш и Алла Демидова. Однако ближе к съёмкам режиссёр решил, что более подходящей кандидатурой будет Наталья Бондарчук, несмотря на всего лишь двадцатилетний возраст и скромную актёрскую практику. И Тарковский не ошибся. Позже он даже замечал, что Бондарчук удалось на площадке затмить более опытных коллег.
Донатаса Баниониса и Юри Ярвета, выходцев из Прибалтики, потом пришлось переозвучивать из-за их сильного акцента. Владимир Заманский озвучил Баниониса, а Владимир Татосов - Ярвета.
На «Солярисе» Тарковский уже в четвёртый раз (после «Катка и скрипки», «Иванова детства» и «Андрея Рублёва») работал с оператором Вадимом Юсовым. По свидетельствам участников съёмочной группы, в отличие от предыдущих проектов, в этот раз отношения внутри тандема были напряжённые - режиссёр и оператор постоянно спорили. В итоге никто не удивился, узнав, что это сотрудничество стало последним.
В создании главного спецэффекта фильма - Океана - принимал участие оператор комбинированных съёмок Василий Севостьянов. Чтобы добиться необходимого образа, химики пробовали всевозможные составы, включавшие ацетон, алюминиевую пудру, красители, а также различные способы подсвечивания. С учётом комбинированных съемок необходимо было добиться микроскопической фактурности предметов. Кроме того, чтобы при проекции движение Океана замедлялось, использовалась ускоренная съёмка.
Хрестоматийный финальный кадр встречи Криса с отцом воспроизводит полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына».