ДЕЛО РИЧАРДА ДЖУЭЛЛА
(«Richard Jewell», США, 2019)
Режиссёр: Клинт Иствуд.
В ролях: Пол Уолтер Хаузер, Сэм Рокуэлл, Кэти Бейтс, Джон Хэмм, Оливия Уайлд, Брэндон Стэнли, Райан Боз, Чарльз Грин, Майк Пневски, Иэн Гомес, Нина Арианда.
Жанр: драма.
История Ричарда Джуэлла, который работал охранником на Олимпийских играх 1996 года в Атланте и, заметив рюкзак с бомбой, сумел вовремя эвакуировать людей. Однако всеобщая благодарность длилась недолго: через несколько дней Джуэлл сам превратился в главного подозреваемого и жертву уничижительной травли со стороны СМИ…
Фильм основан на реальной истории. В разгар Олимпийских игр в Атланте 27 июля 1996 года во время концерта в парке охранник Ричард Джуэлл обнаруживает сумку с взрывным устройством и в срочном порядке эвакуирует людей из зоны поражения. Но, несмотря на его действия и работу спецслужб, бомба всё-таки взрывается. Погибает один человек, сотни получают ранения. Тем не менее, благодаря внимательности и своевременным действиям Джуэлла спасены сотни жизней. Его славят как героя. Однако через несколько дней Ричард Джуэлл становится главным подозреваемым в теракте, против него возбуждают уголовное дело, а СМИ подхватывают эту историю и выставляют его несостоявшимся офицером полиции, лично подложившим бомбу, чтобы прославиться. Так, в одночасье Джуэлл превратился из национального любимца в самого ненавистного человека в Америке и 88 дней прожил под пристальным вниманием ФБР и общественности, не имея ни малейшего представления, сможет ли когда-либо очистить своё имя. ФБР впоследствии оправдало Джуэлла (настоящий террорист объявился шесть лет спустя, признался, и его посадили в тюрьму), но его репутация была безвозвратно испорчена. В 2007 году он скончался от сердечного приступа в возрасте 44 лет.
Несмотря на почтенный возраст, 89-летний актёр и режиссёр Клинт Иствуд (постановщик фильмов «Птица», «Непрощённый», «Мосты округа Мэдисон», «Таинственная река», «Малышка на миллион», «Флаги наших отцов», «Письма с Иводзимы» и многих других) продолжает неустанно снимать кино. Не успели зрители прийти в себя после «Наркокурьера», как обладатель четырёх премий «Оскар» (в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший фильм года»), лауреат «Награды имени Ирвинга Тальберга» за продюсерский вклад в киноискусство, Национальной медали США в области искусств и премии «Почётный Сезар» уже представляет свой новый режиссёрский проект. Иствуд также спродюсировал «Дело Ричарда Джуэлла» вместе с Тимом Муром, Джессикой Мейер, Кевином Мишером, Леонардо Ди Каприо, Дженнифер Дэвиссон и Джоной Хиллом.
Кроме весьма актуальных идей создателями картины двигало и то, что мать Ричарда Джуэлла, которая вместе с ним прошла через все ужасы тех дней, хотела, чтобы историю её сына рассказали, его имя очистили, а подвиг запомнили. Когда она узнала, что проектом руководит Иствуд, она поверила, что её Ричард находится в хороших руках.
Автор сценария Билли Рэй («Капитан Филлипс») написал его на основе статьи Мари Бреннер «Американский кошмар: Баллада о Ричарде Джуэлле», опубликованной в «Vanity Fair» в 1997 году.
Пол Уолтер Хаузер («Тоня против всех»), сыгравший в фильме главную роль, долго работал над тем, чтобы передать движения и речь Джуэлла, отдавая должное этому человеку и тем, кто его знал.
В фильме снялись: оскароносные Сэм Рокуэлл («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Власть») в роли адвоката Уотсона Брайанта и Кэти Бейтс («Мизери», «Основные цвета», «О Шмидте», телесериал «Американская история ужасов») в роли Боби, матери Ричарда, а также Джон Хэмм (наиболее известный по роли Дона Дрейпера в телесериале «Безумцы»), играющий вымышленного персонажа Тома Шоу, ведущего следователя ФБР, и Оливия Уайлд (входившая в основной актёрский состав телесериала «Доктор Хаус») играющая репортера Кэти Скраггз.
Съемки «Дела Ричарда Джуэлла» проходили летом 2019 года в Атланте и её окрестностях, где и происходили реальные события. Продюсеры добились разрешения снимать на тех самых натурных объектах, в том числе в месте взрыва - парке Столетия. Вернуть парку облик 1996 года было очень непросто, а ещё нужно было найти три-четыре свободных недели в плотном летнем графике его работы. Съёмочной группе повезло - им выделили почти те же дни, в которые проходили сами Игры. Нужно было воссоздать концерт, который состоялся в парке, поэтому его организатора Ребекку Джонс пригласили в качестве консультанта. Парк за прошедшие годы сильно изменился, поэтому пришлось немало постараться при строительстве павильона.
«Дела Ричарда Джуэлла» удостоено премий Национального совета кинокритиков США в категориях «Лучшая актриса второго плана» (Кэти Бейтс) и «Лучший актерский прорыв» (Пол Уолтер Хаузер), а также было включено американскими кинокритиками в 10 лучших фильмов года. Кэти Бейтс также была номинирована на премию «Золотой глобус» и на премию «Оскар» в категории «Лучшая актриса второго плана».
КЛИНТ ИСТВУД:
«Мы часто видим сюжеты, где в чём-то обвиняют могущественных людей, но у них есть деньги, они нанимают крутых адвокатов и уходят от ответственности. Ричард Джуэлл мне интересен тем, что он был обычным человеком. Дело даже не дошло до суда, но его уже заклеймили. Поспешили назначить виновным, а у него не было власти и денег, чтобы избежать этого. К тому же, тогда он ещё был наивным идеалистом и не понимал, что ему нужна защита».
ПОЛ УОЛТЕР ХАУЗЕР:
«Это история о жертве несправедливости. Ричард всегда хотел быть копом, он работал в охране и в управлении шерифа, но к нему никогда не относились, как к представителю власти. Когда он спасает сотни людей на концерте в парке Столетия Олимпийских игр, настаёт его минута славы. Он думает, что наконец-то заслужил уважение окружающих, правда, оставаясь всё тем же скромным парнем. Но резкий поворот судьбы обещает ему не медаль, а плаху. Обстоятельства стремительно ухудшаются, ведь он отказывается верить, что полиция и ФБР не очистят его имя просто потому, что знает - он невиновен».
СЭМ РОКУЭЛЛ:
(о своём персонаже - реальном адвокате Уотсоне Брайанте) «Он - современная версия героя Старого Юга, взрывной и упрямый. Вы сами увидите это в фильме, он носит бриджи и шляпу… да, галстуки и костюмы - это не его. В первый же день, как я попал в Атланту, я провёл с ним и его женой около семи часов. Я задавал вопросы и попросил наговорить на диктофон мои реплики. Это очень помогло мне с воплощением персонажа».
КЭТИ БЕЙТС:
(о своём персонаже – реальной Боби Джуэлл) «Ей сейчас девятый десяток. Так получилось, что к ней в гости я попала на мой собственный день рождения, так она испекла мне торт! Мы вместе сидели на диване и читали сценарий страницу за страницей, она рассказывала мне, что чувствовала тогда, каково ей было, когда 15-20 человек из ФБР переворачивали её дом вверх дном, роясь в личных бумагах, ежедневнике и даже нижнем белье».
ИВ БЕЛАНЖЕ, оператор:
«Иствуд четко поставил задачу: «Мне нужно, чтобы фильм выглядел в духе нуара». Я ответил: «Хорошо», - ведь тогда всё дело в свете, а я люблю работать, когда его мало. Тут нужно прикрыть объектив и создать контраст, чёрно-белое освещение, но в цвете. Мы немного поиграли с камерами «Alexa» и записали видео для создания ощущения «Бетамакса», придания атмосферы того времени, снимая в том же почти квадратном формате 3:4. Это сделало незаметными и стыки с реальными съёмками прошлых лет».
ТИМ МУР, продюсер:
(о том, что источником вдохновения послужили архивные материалы расследования ФБР) «Наши съёмки почти копируют их - диалоги и то, с каких углов снимает камера. Клинт добивался аутентичности, чтобы каждый, кто увидит эти сцены и подумает, что этого не было, знал - это было, они действительно поступили с ним так. Мы рассказываем историю о несправедливости по отношению к конкретному человеку, поэтому хочется быть максимально точными. Если вы посмотрите те плёнки, вы увидите почти ту же линию повествования, которой следовал Клинт».
ПОЛ УОЛТЕР ХАУЗЕР:
«Думаю, этот рассказ важен и потому, что мы живём в обществе, где люди играют в судью, присяжных и палача прежде, чем становятся известны все факты. Ричарда осудили СМИ, и поэтому все усилия, которые он приложил в этой жизни - обучение в полицейской академии, тренировки бейсбольной команды, проявление уважения к закону, - перечеркнул всего один заголовок. Полагаю, в некотором роде это и есть проверка реального положения вещей, потому что мы так и не исправили эти ошибки. Это до сих пор может случиться с каждым. Надеюсь, наш фильм заставит людей задуматься, прежде чем очернять кого-то, не видя в нём человека. Надеюсь, он воздаст должное человечности Ричарда и его подвигу».
КЛИНТ ИСТВУД:
«Я надеюсь, зрители узнают обо всём из этой картины и поймут, что мы как общество показали себя с не самой лучшей стороны. Вот какой урок мы можем извлечь из истории Ричарда, и я думаю, это было бы здорово… Всего лишь крохотный кусочек дезинформации может превратить чью-то жизнь в кошмар, а когда правда выходит наружу, никто не хочет этого признавать, это и обидно. Никогда не поздно чествовать героев, и наша картина выражает Ричарду признание, которое он заслужил. Давно пора».
ПРЕССА:
«Клинт Иствуд снял очередной шедевр» - этим предложением вполне можно завершить обзор о фильме «Дело Ричарда Джуэлла», потому что любой рассказ о картине не сможет отразить реальное положение дел. Ленту нужно увидеть… Иствуд в свои 89 лет продолжает удивлять и совершенствоваться в профессии, показывая зрителям, журналистам и критикам, что сбавлять обороты ни в коем случае не собирается. Режиссёр по-прежнему очень много времени уделяет деталям… Посмотрите на подбор актёров: Ричард Джуэлл буквально тот самый герой, фотографии которого можно найти в Сети. Персонаж Пола Уолтера Хаузера вызывает необыкновенную симпатию и расположение, перед зрителем предстаёт глубокая проработка характера главного героя, в реальной жизни являющегося больше комиком, чем трагиком. Мимика, жесты, поведение - Хаузер воплотил всё, что от него требовал Иствуд… Новый образ героя, позволяющий зрителям понять, что вовсе не виртуальные люди со сверхспособностями спасают этот мир от катастрофы, пусть и локального масштаба. Но настоящими находками стали актёры второго плана - это адвокат Джуэлла и его мама. Сэм Рокуэлл и Кэти Бейтс - актёры, позволяющие поверить во всю эту историю» (Андрей Трунов, Ovideo.ru).
«Клинт Иствуд, повторяя успех трёхлетней давности, снимает честную (и очень консервативную) драму, основанную на реальных событиях. Ничего лишнего. Всё по делу… Экономичная режиссура Иствуда не перекрывает, а лишь ещё более чётко, будто бы маркером, выделяет таланты экранных звёзд. Здесь и блистательно нелепый Хаузер (актёр будто бы расширяет и дополняет его же яркий образ из похожей скандал-драмы «Тоня против всех»), и эмоциональная Кэти Бейтс (за роль матери Джуэлла её уже номинировали на «Золотой глобус»), и внутренне напряжённый Сэм Рокуэлл, сыгравший буквального антипода его же деятельного блюстителя закона Джейсона Диксона из «Трёх билбордов…» Мартина Макдоны. Возможно, Клинт Иствуд сегодня и не такой изобретательный рассказчик, как тот же Макдона… Но живому классику и доказывать ничего, вообще-то, не нужно. Главное - честно показать историю обычного человека» (Дмитрий Барченков, «GQ»).
«Клинт Иствуд продолжает свою серию фильмов о простых героях, вышедших прямиком из народа. «Флаги наших отцов», «Непокоренный», «Дж. Эдгар», «Снайпер», «Чудо на Гудзоне», «Поезд на Париж» - пока многие именитые режиссёры пытаются бороться с засильем супергероев, перебравшихся из комиксов на экраны, Клинт Иствуд, кажется, создал собственную киновселенную. В ней героем может оказаться любой, кто проявит стойкость и характер - и для этого даже не нужны деньги, технологические костюмы, чудесные сыворотки или магические способности. Эти фильмы Иствуда прямолинейные, как шпала, и простые, как табуретка. Вот - хороший парень, а вот - препятствие, которое нужно преодолеть. Спутать тут нечего, сомневаться негде, испытывать моральные дилеммы и задаваться вопросами не получится при всём желании… Российский зритель многих аллюзий и отсылок на современную политическую жизнь США не заметит. Может, оно и к лучшему. Актёры играют безупречно, главному герою сопереживаешь, а без всей политики такое кино было бы в разы проще воспринимать. Только так в конце можно испытать настоящий катарсис» (Павел Соломатин, «InterMedia»).