ВТОРЖЕНИЕ
(Россия, 2019)
Режиссёр: Фёдор Бондарчук.
В ролях: Ирина Старшенбаум, Риналь Мухаметов, Александр Петров, Юрий Борисов, Олег Меньшиков, Сергей Гармаш, Юрий Брешин, Андрей Назимов, Евгений Михеев, Даниил Кользенов, Сергей Троев, Игорь Костерин, Екатерина Степанова.
Жанр: фантастический боевик.
Падение инопланетного объекта разделило жизни на «до» и «после». Обычная девушка из московского Чертанова - Юлия Лебедева - вынуждена смириться с ролью подопытного кролика в лаборатории, ведь она единственная была в контакте с пришельцем. Учёные и военные разбирают на атомы её чувства, эмоции и переживания, пытаясь разгадать природу растущей в ней силы. Но страшнее всего, что её сверхъестественные способности волнуют не только землян. Над планетой в буквальном смысле нависла угроза вторжения. И победить в грядущем столкновении можно только одним способом: найти в себе силы остаться людьми. Когда каждый ради общего спасения должен сделать выбор, от которого зависит жизнь и судьба миллионов, - смогут ли любовь, верность и милосердие стать сильнее безжалостной силы и инопланетных технологий?
«Вторжение» - продолжение кинохита «Притяжение», который Фёдор Бондарчук представил зрителям три года назад. По словам создателей фильма, после «Притяжения», никто не думал, что к теме ещё вернутся. Идея «Вторжения» родилась только через несколько месяцев после релиза «Притяжения». В марте 2017 года режиссёр проекта Фёдор Бондарчук официально сообщил о продолжении проекта.
Фёдор Бондарчук (1967 г. р.) - советский и российский актёр, телеведущий, продюсер (основатель кинокомпании «Art Pictures Studio»), сценарист, клипмейкер, кинорежиссёр. Создатель фильмов «9 рота» (самая кассовая российская картина в прокате 2005 года, получила 7 различных кинопремий, в 2006 году выдвигалась от России на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»), дилогии «Обитаемый остров» (первая часть стала самым кассовым российским фильмом в прокате стран России и СНГ в 2009 году) и масштабной военной драмы «Сталинград» (2 место в списке самых кассовых российских картин в прокате за всю историю, в 2013 году выдвигалась от России на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»). Обладатель премии «Золотой орёл» (2011 год) в номинации «Лучшая мужская роль в кино» (фильм «Два дня»). По словам актёров, Фёдор Бондарчук - один из немногих режиссёров, которые лично звонят актёрам с сообщением, что они утверждены на роль.
Подготовительный процесс шёл полтора года. Съёмки фильма стартовали 24 июля 2018 года в Москве и проводились в условиях строгой секретности. Всего было не менее 70 драфтов сценария. В какой-то момент создатели уже перестали вести им счёт. Финал фильма переписывался как минимум 10 раз. И в итоге его переснимали в специально построенном в Москве бассейне под открытым небом.
Фильм снимали две съёмочные группы. В среднем в первой насчитывалось порядка 200 человек, а во второй - минимум 80. Когда их соединяли для съёмок самых сложных сцен, на площадке одновременно оказывались около 450 человек. Съёмочные группы фильма в общей сложности преодолела почти 10 000 километров. Съёмки велись в Москве, Калининграде, на Камчатке и в Венгрии - на легендарной «Origo Studios» в Будапеште снимали под открытым небом сложнопостановочные водные сцены «Вторжения», а в павильонах рядом тогда снимался новый «Терминатор: Тёмные судьбы».
Чтобы снять все надводные и подводные сцены, Ирина Старшенбаум начала заниматься дайвингом за два месяца до съёмок. Рекорд Иры - 15 съёмочных часов в бассейне.
Александр Петров во «Вторжении» появится в необычном образе – таким зрители его ещё никогда не видели. Первым идею Саши о его кардинальном изменении для роли поддержал Фёдор Бондарчук. Продюсеры же взяли паузу почти на сутки, но всё же решили рискнуть и дали добро на такое смелое изображение Артёма. Полный грим Александра Петрова - с нарощенными волосами, татуировками и шрамами - занимал не менее трёх часов.
К актерской команде «Вторжения» присоединился Юрий Борисов. Петров, Старшенбаум и Борисов уже снимались вместе в фильме «Т-34». Герой Борисова вырос из эпизодической роли с двумя фразами. Создатели фильма говорят, что пробы актёра были настолько удачны, что они решили расширить его роль до одной из главных в картине. Интересно, что Борисов пробовался на роль Хэкона в «Притяжении», которая позже досталась Риналю Мухаметову. Как говорит Юра, он представлял себе инопланетянина Хэкона «ну очень странным существом», потому и не был утверждён на роль.
Над самыми сложными сценами с компьютерной графикой работали в несколько этапов: сначала их отрисовывали, а потом создавали своеобразный мультфильм и снимали кадры по нему, чтобы специалисты по компьютерной графике могли воплотить каждый кадр в точности так, как он задуман.
Для съёмок фильма «Вторжение» Министерство обороны предоставило новейшие виды военной техники и оружия, в том числе испытательные образцы, которые только будут внедряться в производство. Например, беспилотный автомобиль, который использовали в съёмках сцены в Лаборатории, скоро будет внедрён на крупных производствах для перевозки сотрудников.
Для съёмок сцены погони на всю ночь в Москве был перекрыт почти целый квартал. Сцену общей сложности снимали на 8 камер и коптер (воздушное беспилотное устройство с возможностью вертикального взлёта и посадки, оснащенное камерой), разделившись на две съёмочных группы. Часть сцены погони снимали на недостроенном участке Четвёртого транспортного кольца, которое специально заполняли автомобилями.
Одной из самых важных составляющих настоящего блокбастера Фёдор Бондарчук считает звук. Поэтому к работе над фильмом вновь присоединился австралиец Дэйв Уайтхэд, автор саунд-дизайна таких блокбастеров, как «Кинг Конг», «Район № 9», «Эллизиум: Рай не на Земле», трилогии «Хоббит», «Робот по имени Чаппи», «Бегущий по лезвию 2049», «Хроники хищных городов» и, конечно же, «Притяжение».
Вселенная «Притяжения» разработана создателями очень точно - от цветов в этом мире до архитектуры. Каждый элемент одежды, даже у актёров массовых сцен, утверждался художниками. В этой Вселенной - своя погода. Некоторые сцены переснимали несколько раз, чтобы они не выбивались из общего решения - любимого режиссёром и оператором состояния «низкое солнце».
АНТОН ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ, продюсер, Генеральный директор телеканала «Россия 1»:
«Вторжение» - это принципиально другой масштаб и принципиально другая история, чем «Притяжение». Это фантастический прорыв… Такого масштабного киноаттракциона наш зритель ещё не видел: такой Москвы, такого будущего, настоящего и прошлого одновременно».
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ, продюсер, автор идеи фильма:
«Я бы на первое место поставил приключения и фантастику, но там же есть и элементы катастрофы. Москва оказывается под водой, и вообще вода является очень важным элементом фильма. И это один из основных аттракционов фильма. В центре этого история любви молодой девушки и её борьба за собственные чувства с разными героями фильма, людьми и не людьми. Все пытаются с этой любовью что-то сделать. С другой стороны, это безусловно история отцов и детей. Перед Олегом Меньшиковым, который играет отца главной героини, встанет сложнейший выбор - это тоже очень важная составляющая. В общем, это целый набор жанров, как во всех мощных и больших историях».
«Вторжение» - кино очень визуальное, очень прямой эмоции, прямого подключения зрителя. Конечно, ты теряешь 50% как минимум, смотря его не на больших экранах. Потому что, во-первых, само изображение, во-вторых, реакция зала, удовольствие и энергия совместного просмотра большого киноблокбастера. Мне кажется, что на Вселенную «Притяжения» обязательно смотреть в кино».
АЛЕКСАНДР АНДРЮЩЕНКО, продюсер, автор идеи фильма, режиссёр монтажа:
«Фёдор Сергеевич любил шутить про то, что «Притяжение» - это маленький фильм о любви. Несмотря на то, что само слово «вторжение» - такое большое и агрессивное, по-моему, наш маленький фильм про любовь вырос в очень большой фильм про любовь, где поднимается важнейший выбор, сформулированный ещё когда-то Достоевским: «Гармония мира не стоит слезинки замученного ребёнка». Вот, стоит ли жизнь Юли Лебедевой, жизнь одного человека, целой цивилизации? Нужно ли, можно ли отдать одного человека в жертву, если все расчеты показывают, что это наиболее правильное решение?»
ОЛЕГ МАЛОВИЧКО, автор сценария:
«Наши страхи растут. Сейчас нас пугает неконтролируемое развитие технологий. Сейчас мы, как человечество, стали развиваться гораздо быстрее, и эта динамика ускоряется с каждым годом. Технологии развиваются в несколько раз быстрее, чем наша психология. Мы как будто живём на пороге какого-то социального взрыва. Технологии - это всегда и прогресс, и угроза. Только понимание другого как близкого поможет тебе справить с теми технологическими вызовами, которые сейчас бросает тебе прогресс. «Включай человека» - это одна из идей фильма «Вторжение».
«Притяжение» рассказывало о том, что ты должен рассмотреть человека во враге. «Вторжение» же о том, что нужно идти дальше, что только безграничное доверие к врагу нас спасает. Но это доверие может либо уничтожить тебя, если останется односторонним, либо спасти и тебя, и твоего противника, если и он доверится тебе. Мне кажется, история у нас об этом».
ФЁДОР БОНДАРЧУК, продюсер и режиссёр-постановщик:
«Если «Притяжение» был маленьким фильмом о любви, то «Вторжение» – это уже блокбастер человеческих судеб».
«Вся подводная часть, всё, что происходит в нашем городе - это та Москва, которую никогда не видели и надеюсь, никогда не увидят. Это вещь оригинальная, и никто такого ещё не делал. Я очень боялся, потому что я лично с такой фактурой и вообще с подобным сценарием не сталкивался. Есть огромные сцены во «Вторжении», которые я никогда до этого не снимал. Я представлял, фантазировал, у нас был большой подготовительный период, эскизы, референсы, имиджи - на картинках это выглядело удивительно. И теперь я знаю, что нет задач, которые мы не могли бы реализовать».
«Героиня Иры Страшенбаум - Юля Лебедева - безусловно повзрослела. Она стала принимать решения, она стала главной героиней «Вторжения» - всё идёт через неё, все эти нити, все пересечения характеров. Она является центром Вселенной совершенно другого масштаба. Мы единственная, по-моему, команда, у которой женщины - главные героини, и фильмы с этими героинями собирают огромного зрителя».
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ, исполнитель роли Артёма:
«Мне кажется, что «Вторжение» - это большая философская вещь - про человечество, про то, что наступает такой период, когда в принципе всё возможно… И инопланетяне могут прилететь, и роботы могут заменить людей... Какими мы будем, как встретим эти события - об этом и размышляет «Вторжение».
АНТОН СИРЕНКО, прокатчик:
«Мы предлагаем проект, который можно смотреть всей семьей. Он может дать заряд эмоций и впечатлений, которыми ты захочешь поделиться. «Вторжение» настолько смело, интересно, фундаментально и ново, что это именно то, что называется «must-see». Безусловно, это нашло своё отражение и в амбициозности наших прокатных задач, поэтому выбор пал на самую конкурентную дату в российском прокате. Несмотря на всю свою консервативность, я согласился, что в новогодние праздники с «Вторжением» мы будем себя чувствовать уверенно».