СОЮЗ СПАСЕНИЯ
(Россия, 2019)
Режиссёр: Андрей Кравчук.
В ролях: Леонид Бичевин, Максим Матвеев, Павел Прилучный, Иван Янковский, Антон Шагин, Александр Домогаров, Игорь Петренко, Сергей Перегудов, Виталий Кищенко, Иван Колесников, Алексей Гуськов, Александр Устюгов, Сергей Колтаков, Владислав Ветров, Александр Лазарев, Ингеборга Дапкунайте, Софья Заика, Артём Ткаченко, Ефим Петрунин, Павел Баршак, Кирилл Кузнецов, Антон Феоктистов, Андрей Мартынов, Сергей Агафонов, Дмитрий Лысенков, Александр Строев, Михаил Елисеев, Александр Ратников, Павел Ворожцов, Сергей Власов, Кирилл Зайцев, Юрий Борисов, Александр Метелкин, Антон Момот, Максим Блинов, Алексей Одинг, Петар Зекавица, Сергей Уманов, Ростислав Бершауэр, Елена Лотова, Клим Бердинский, Лариса Малеванная, Алексей Потёмкин, Варвара Гусинская, Марта Тимофеева, Марина Коняшкина, Мартиньш Калита, Сергей Жарков, Дмитрий Паламарчук, Владислав Резник, Максим Гусейнов, Юрий Батурин, Пьер Бурель.
Жанр: историческая драма.
Декабрь 1825 года, Санкт-Петербург, столица Российской империи, чьи войска недавно заняли Париж. Россия стала сильнейшей державой Европы. Теперь всё кажется возможным. Молодые победители, гвардейские офицеры, уверены, что равенство и свобода наступят здесь и сейчас. Ради этого они готовы принести в жертву всё: положение, богатство, любовь, жизнь и саму страну…
«Союз Спасения» рассказывает о восстании декабристов - событиях 14 декабря 1825 года, когда группа дворян-единомышленников, многие из которых были офицерами гвардии, попыталась использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Попытка государственного переворота обернулась большим количеством погибших и массовыми арестами и стала одним из ключевых событий российской истории.
Фильм по сценарию Никиты Высоцкого и Олега Маловичко поставил Андрей Кравчук, начинавший свою кинокарьеру на «Ленфильме» как автор короткометражных и документальных фильмов, а позднее работавший режиссёром на сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Чёрный ворон». Новый этап в кинобиографии Кравчука начался в 2005 году, когда он снял полнометражный фильм «Итальянец», выдвинутый на премию «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Последующие режиссёрские работы Кравчука – высокобюджетные и сложнопостановочные картины «Адмиралъ» (2008, 7 место в списке самых кассовых лент современного российского кинематографа) и «Викинг» (2016, 14 место в списке самых кассовых лент современного российского кинематографа).
Съёмки «Союза Спасения» начались в Москве, в начале 2018 года. Фильм снимался в Санкт-Петербурге, Гатчине и Белгородской области, в нескольких селах.
Фильм создан с применением самых новых технологий. Как говорят его создатели, это «почти фэнтези» по количеству компьютерной графики. В результате зритель сможет увидеть Петербург именно таким, каким видели его декабристы. Масштаб событий передан с помощью освещения, компьютерной графики и фотограмметрии. Например, солдат фотографировали устройством, состоящим из множества фотоаппаратов. Таким образом удалось создать 3D модели реальных актёров, которыми потом наполнили кадр. И если во время съёмки массовых сцен на площадке находилось 300-500 артистов, то на экране их будет в несколько раз больше. События, происходившие в Санкт-Петербурге, пришлось частично снимать в павильонах. Для массовой сцены восстания 14 декабря 1825 года был оборудован самый масштабный в стране павильон площадью более 40 тыс м². Специально для этого был сшит хромакей, который фактически обтянул все здание изнутри.
С помощью исторических консультантов и живописи удалось воссоздать точный вид предметов той эпохи. Например, художники по костюмам ходили в гардероб Эрмитажа, делали обмеры. В запасниках Царскосельского музея изучали настоящие костюмы – там сохранилось очень много подлинников.
Действие фильма происходит в начале XIX века, когда в моде были бакенбарды и усы. Гримёрам пришлось изготовить сотни разных образцов, чтобы каждому актёру достались усы подходящего цвета. Они состояли из отдельных волосков, закреплённых на прозрачной основе. С помощью клея их фиксировали на лице актёра. Чтобы успеть подготовиться к съёмкам, актёрам приходилось быть на месте уже в 3-4 часа утра. В течение дня гримёры находились на съёмочной площадке и следили, чтобы усы оставались на месте и выглядели правдоподобно.
Чтобы и костюмы, и движения и выправка актёров соответствовали эпохе съёмочную группу консультировали военные и реконструкторы. К съёмкам было привлечено много людей, в том числе и солдат. За время съёмок в роли солдат снялись около 1800 человек, и каждый из них прошёл специальную подготовку. Триста солдат обучалось на специальном тренинге, для каждого из них был пошит костюм. Были изготовлены муляжи ружей. Необходимо было обучить их, как перестроиться с марша в шеренгу, способам перекладывания ружей и многому другому. Солдат приходилось искать и обучать два раза: для съёмок и в Петербурге, и в Белгородской области.
Съёмки на Дворцовой, на Мойке и на Неве (прямо на льду) проходили при помощи сотрудников МЧС. В то время ударили чудовищные морозы до минус 30, да ещё и петербуржская влажность… При этом люди были одеты не в пуховики, а в шинели, к тому же у всех сапог - тонкая подошва. Офицеры - в мундирах. Под мундир актёрам и одеть-то ничего невозможно было. Они замерзали так, что говорить не могли – просто челюсти сводило от холода. Радовался только Сергей Колтаков, он был одет в шубу и меховую шапку, потому что играл штатского. Чтобы отогреть актёров использовали альпинистские оберточные одеяла из фольги.
КОНСТАНТИН ЭРНСТ, продюсер:
«Давайте честно – на вопрос, что вы знаете о декабристах, обычно получаешь такой набор: Сенатская площадь, убили какого-то генерала; кажется, Рылеев – какой-то поэт, правда, не читал; да здравствует Конституция, звезда пленительного счастья, не обещайте деве юной, кого-то там повесили, Пестель, разбудили Герцена, во глубине сибирских руд, жены декабристов, в общем, всех сослали на каторгу, кажется, на всю жизнь. Таким образом, если вы не закончили истфак, этот винегрет навсегда застыл у вас в голове. В какой-то момент стало даже обидно. На вопрос, какова была основная цель заговора, большинство знакомых отвечают «освобождение крестьянства», а на вопрос, сколько народу погибло на Сенатской площади, самые продвинутые говорят, что только генерал Милорадович. Это одно из ключевых событий в русской истории XIX века, да и в русской истории вообще, о котором подавляющее большинство соотечественников ну реально просто ничего не знает. А то, что это будет динамично, драматично и захватывающе, нам гарантирует лучший отечественный сценарист – российская история. А в истории всё подчиняется неподвластным нашему пониманию циклам. Которые с тяжестью и бескомпромиссностью мельничных жерновов в каждый следующий век проворачивают одни и те же истории. А кони всё скачут и скачут, а избы горят и горят».
«Нашей задачей было посмотреть современным взглядом из 2019 года на события начала XIX века… Мы отнеслись к декабристскому восстанию с другой точки зрения, нежели наши предшественники, и собрали огромное количество исторических материалов. Сейчас все сведения находятся в открытом доступе, уже ничего не засекречено. Восстание декабристов – событие, которое на протяжении всех без малого двух веков находилось под сильным идеологическим давлением. Мы постарались лишить этот исторический факт оценок и представить на суд зрителей историю о наших соотечественниках. Несмотря на то, что сейчас у нас в руках различные устройства, мы носим одежду других фасонов и летаем на самолетах, общечеловеческие проблемы из века в век один и те же. «Союз Спасения» – это история про нас».
АНАТОЛИЙ МАКСИМОВ, продюсер:
«1825 год, конец Золотого века России. Империю, мощи которой тогда не было равных, сотрясает попытка военного переворота. Мир меняется стремительно и навсегда... Идеальное поле для Большого Зрелища. Толстой, начиная роман «Декабристы» (из которого выросла эпопея «Войны и мира»), мечтал «смотреть на историю 14 декабря, никого не осуждая, ни Николая Павловича, ни заговорщиков, а понимая всех». Может быть, прошло достаточно времени, чтобы увидеть эту историю без идейной предвзятости, как будто впервые...»
ОЛЕГ МАЛОВИЧКО, сценарист:
«Мы понимали, что самое опасное в этом проекте - занять одну из сторон. Царь плохой, декабристы хорошие. Или наоборот. Однобокости не хотелось, поэтому мы смотрели на конфликт именно как рассказчики, освещая мотивировку и обстоятельства каждой из сторон, не давая преимуществ никому».
«Это актуальная история. Она про молодых людей, даже про общественный слой, восторгающийся Западом, они видят в своей стране экономическую отсталость и нежелание царя проводить реформы, и понимают, что единственный способ что-то изменить - это взять власть в свои руки. Это вечная история про отношения власти России с народом России, власти России с элитами. Это то, что мы проживаем постоянно. Меняются люди по ту или другую сторону, но конфликт тех, кто пытается стабилизировать положение в стране, пусть и через удержание архаики, с модернистами, которые готовы менять Россию через общественные потрясения, - он вечен. И во все времена эти стороны не способны договориться, в том числе и внутри себя».
АНДРЕЙ КРАВЧУК, режиссёр:
«Нашей главной задачей было всё-таки рассказать, что случилось тогда на Сенатской, какие были причины, что двигало людьми и к чему всё привело. И что случилось на Украине уже после того, как восстание в Петербурге было разгромлено. Мы рассказываем и про Южное, и про Северное общества».
«В фильме «Союз Спасения» мы старались быть максимально близки к хронологии событий. Есть много источников - допросы участников восстания, мемуары Николая, воспоминания свидетелей. И они все разнятся. Очень многие факты о восстании неизвестны. Есть, например, свидетельства, как арестовывали Пестеля, но почему он сдался - непонятно. Некоторые моменты описаны, но недостаточно подробно. Поэтому отдельные события, например, связанные с личной жизнью героев, приходилось додумывать, интерпретировать по-своему».
«Был очень длительный кастинг. И характер, и внешность, и многое другое были очень важны. Много отличных артистов пробовалось на разные роли. В первую очередь, мы смотрели, есть ли какое-то внешнее сходство или в характере. Например, Антон Шагин в жизни не только актёр, но и поэт, поэтому, когда стали думать про Рылеева, я сразу вспомнил его. Павел Прилучный подключился к проекту достаточно поздно, казалось, что он очень современный, но его пробы были любопытными, и он был утверждён на роль. Все актёры проходили пробы, а некоторые - и не одну, включая парные и в костюме. Потому что просто прийти в джинсах и начать играть Трубецкого достаточно сложно. Было важно понять, зажимает ли костюм актёра, насколько ограничен он в мундире и главное - как он вписывается в то время. Что-то должно быть в лице и в глазах, и это трудно передать словами».
«Да, можно назвать «Адмиралъ», «Викинг» и «Союз Спасения» в какой-то степени трилогией. «Викинг» - фильм о том, как зародилось государство, и как народ стал единым целым. «Союз Спасения» - о первом переломном моменте внутри самой страны, когда свои стреляли в своих. А «Адмиралъ» - о крушении Российской империи, конце целой эпохи».
«В любое время существует жажда перемен, всегда есть люди, недовольные властью, оппозиция. Фильм о том, на что каждый готов пойти ради достижения своих целей, как далеко готов зайти и к чему всё это может привести. Это особенно важно для нашей страны. Ситуация настолько неоднозначная, что каждый раз обнаруживаются всё новые повороты. Здесь нужно понимать, что первостепенная задача любой революции - захват власти. Вопросы, связанные со свободой, установлением справедливого порядка отодвигаются на второй план. Как только возникает вопрос о смене и захвате власти, то это неминуемо приводит к вооруженному столкновению и войне. Мы, скорее, хотели не дать ответ, а поставить вопрос перед зрителем, чтобы люди после просмотра сами над этим задумались».