СКВОЗЬ ЧЁРНОЕ СТЕКЛО (Россия, 2018)
Режиссёр: Константин Лопушанский.
В ролях: Максим Суханов, Василиса Денисова, Надежда Маркина, Ольга Онищенко, Андрей Полищук, Анна Екатерининская, Елена Зимина, Анна Дулова, Александра Мамкаева, Алексей Манцыгин.
Жанр: драма.
Настя - незрячая девушка восемнадцати лет, воспитанница провинциального интерната при монастыре, которой выпадает необыкновенный шанс. Олигарх Михаил Островой предлагает оплатить дорогостоящую операцию и подарить ей зрение, при условии, что накануне, не видя жениха, она выйдет за него замуж. Но этот дар открывает героине жестокую правду жизни…
Драма «Сквозь чёрное стекло» снята по собственному оригинальному сценарию Константином Лопушанским (1947 г. р.) - советским и российским кинорежиссёром и сценаристом, приверженецем авторского кино, работающем в жанрах притчи и антиутопии. Лопушанский - выпускник Казанской консерватории, обучался в Ленинградской государственной консерватории, в 26 лет получил степень кандидата искусствоведения. В 1979 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Был ассистентом на съёмках фильма Андрея Тарковского «Сталкер». Снял фильмы: «Письма мёртвого человека», «Посетитель музея», «Русская симфония», «Конец века», «Гадкие лебеди», «Роль». Действительный член Российской академии кинематографических искусств «Ника». Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист России.
Главную героиню Настю сыграла выпускница Российского государственного института сценических искусств Василиса Денисова. Кастинг на эту роль был долгим и тщательным. Авторам картины важно было найти девушку, хорошо ощущающую и понимающую особый мир церковно-монашеской жизни, её особенности, привычки, что неизбежно, почти на подсознательном уровне должно было проявляться у героини в мелочах, пластике, специфике реакций и актёрских оценках. Василиса считает, что к роли в этом проекте её привела судьба, которая связала артистку со слепыми людьми. Денисова играет в театре СХТ в спектакле «Сотворившая чудо» по пьесе Уильяма Гибсона о слепоглухой американке Хелен Келлер. Готовясь к роли матери слепоглухой девочки, актриса много общалась с незрячими людьми.
Роль олигарха Михаила Острового исполнил Максим Суханов, звезда фильмов «Страна глухих» (премия «Ника» за роль второго плана), «Женщин обижать не рекомендуется» (премия «Золотой Овен» за лучшую роль), «24 часа», «Богиня: Как я полюбила», «Борис Годунов» (премия за лучшую роль на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине), «Орда» (премия «Ника» за лучшую роль) и предыдущей ленты Константина Лопушанского «Роль». Ради роли в ленте «Сквозь чёрное стекло» Суханов сбрил брови.
Съёмки фильма «Сквозь чёрное стекло» стартовали в марте 2017 года, в Петербурге и его окрестностях. Особняком олигарха стало историческое здание, Крепость Бип в Павловске, двухэтажный замок царя Павла I, где сейчас размещается гостиница с роскошными интерьерами. Съёмки также проходили в пригородных городах Гатчина и Удельная. Сцены взросления главной героини в интернате были воплощены на территории больницы Скворцова-Степанова. Также на несколько съёмочных дней группа отправлялась в экспедицию в Москву и в Германию. Съёмки фильма завершились в ноябре 2017 года.
Премьера картины состоялась в Выборге на кинофестивале «Окно в Европу-2019», где её показали как «специальное событие».
КОНСТАНТИН ЛОПУШАНСКИЙ:
«Своеобразным толчком к написанию сценария была, как это ни удивительно, музыка Павла Кашина - много лет назад он мне подарил диск «Имитация любви», кажется, так он назывался. И меня вдруг захватила идея погрузиться в молодёжную субкультуру, с которой я прежде не соприкасался. Захотелось сделать фильм, демократичный по стилистике, рассчитанный на широкую аудиторию. Мне хотелось, чтобы это была очень эмоциональная, очень волнующая история, и девочки выходили из зала со слезами на глазах. Шучу, конечно, хотя и не совсем».
«Человек меняется и должен меняться. Было бы по крайней мере странно, если бы я до конца жизни снимал только вариации на тему «Писем мёртвого человека». Надо меняться, развиваться, пробовать разные жанры. Хотя стиль ведь всё равно остаётся, и главные темы тоже. Считается, что мне свойственно апокалиптическое мышление, и оно никуда не делось, оно выражается и в мелодраме «Сквозь чёрное стекло». Единственное, что удивило меня самого - я впрямую обратился к современности».
«Здесь возможны несколько вариантов жанрового прочтения: трагическая мелодрама, современный парафраз на классический сюжет Золушки, а также религиозная драма, отдаленно напоминающая концептуальные коллизии «Кроткой» Достоевского. В центре - трагическое столкновение двух мировоззрений - религиозного и атеистического в условиях новейшей русской истории».
«Ничего против религиозного мировоззрения я снять не мог по определению - я верующий, православный человек. Но, возможно, кто-то прочтёт эту историю и таким образом - она многослойна, в ней есть и про веру, и про любовь, и про современность, и народ, и власть, и про фатум, есть и развенчание бульварных сказок - этой чудовищной лжи о принцессах, которые выходят замуж за олигархов. Но для меня важно было рассказать историю слепой девушки Насти, выросшей в интернате при монастыре, и радикально последовательной в тех жизненных принципах, которые даёт вера. Причём она противостоит другому миру, который отвергает не только веру, но и все этические принципы. Два героя выходят на уровень метафизического спора: есть евангельские принципы и есть принципы Мефистофеля, которым, по сути, выступает персонаж Максима Суханова, - он естественен в своём преступном мировоззрении, так как не видит в нём ничего плохого. Он признает, что «мир довольно поганое местечко», но хочет быть в этом мире победителем. Любой ценой».
«Кроткая» - ключик к пониманию нашей истории. Федор Михайлович ведь написал историю о святости, противостоящей пошлости и цинизму мира… Мне захотелось попытаться понять: возможна ли святость в наше время? И какая она? И возможна ли она даже в молодёжной среде, от которой мы этого уж совсем не ждём. Но, как известно, «Дух дышит, где хочет».
«Я очень рад, что мы встретили Василису Денисову… Несмотря на свой юный возраст это очень серьёзная, глубокая актриса. И то, что, к примеру, она специально поехала в монастырь, пожить там немного, чтобы прочувствовать атмосферу, в которой выросла её героиня, говорит о многом. Василиса совсем недавно закончила институт, играет в петербургском театре, прежде никогда не снималась в кино. Когда она пришла на кастинг, в первую очередь меня заинтересовала её пластика… А потом, приехав домой, я стал просматривать заново пробы и был поражён её способностью удерживать внимание и заставлять думать. И я рад, что не ошибся в своём выборе. Думаю, Василиса ещё себя проявит, у неё, безусловно, есть большой потенциал… Мы вместе с продюсером Андреем Сигле и всей съёмочной группой будем гордиться, что открыли новое имя в кино».
ДМИТРИЙ МАСС, оператор-постановщик:
«Константин Сергеевич придаёт большое значение изобразительной трактовке драмы, что меня крайне радует, и я стараюсь реализовать замысел на практике. Кроме того, что героиня незрячая, есть множество других точек, которые служат основанием для экспериментов. Надо сказать, что прозрение героини вовсе не будет сопровождаться яркими красками. О том, каким она видит мир, говорит название фильма - «Сквозь чёрное стекло», что и диктует визуальное решение. Это будет картина, тонированная в монохромных цветах. Действие происходит в северном городе, всё время погружённом в сумерки. Густая масляная живопись серого по чёрному».
ПРЕССА:
«Я посмотрел в Питере (в общем, слава богу, я совершенно не обязан это скрывать) один из величайших фильмов последнего времени… С одной стороны, это такая страшная святочная сказка, в которой очень простые лобовые приёмы, простые и нехитрые коллизии, однозначные… Ну, не плоские, конечно, но явные чёрные и белые герои. И вся история направлена - и метод её рассказывания, и способ конструирования этой вещи - всё направлено на то, чтобы выбить любой ценой из зрителя нужную автору эмоцию. И он выбивает её ногами. Это очень грубо, жёстко, страшно сделанная картина, которая у меня… а я, в общем, не так часто рыдаю, но она у меня вызвала настоящие неудержимые рыдания… Но при всём при этом эта картина очень умная, потому что она опирается на такое количество отсылок, цитат прямых, параллелей, аналогий (иногда прямо в кадре они появляются), что это создаёт её второй слой. И ты тогда прощаешь автору жёсткость его высказывания. Ты понимаешь, что он гораздо умнее этих лобовых приёмов и сильнее. Эмоционально он работает очень грубо, но есть ещё могучий интеллектуальный подтекст в этом фильме, который и делает его великим… Ну, весь фильм о слепоте… Слепота героини, в которой так прочитывается Россия, - это, может быть, ещё и её нежелание видеть последний ужас, нежелание видеть чудовищную реальность. И может быть, эта слепота - это признак некоторой святости («Инок у входа в обитель видел его - и ослеп»). Потому что есть вещи, которые нельзя видеть, не ослепнув, как это ни ужасно» (Дмитрий Быков, «Эхо Москвы»).
«Это кино - проверка для зрителей. Известно выражение Достоевского: «дьявол борется с Богом, а поле битвы - человеческая душа». «Сквозь чёрное стекло» - про это. У нас в кино постоянно говорят про ерунду и очень редко про самое главное. Про то, что такое вера, про искушение, про то, что такое человек, в чём смысл жизни. Это кино говорит про самое важное и умное и при этом смотрится с неослабевающим интересом. Я уже не говорю о двух выдающихся актёрских работах - Максима Суханова и дебютантки Василисы Денисовой» (Андрей Максимов, «Санкт-Петербургские ведомости»).
«По режиссуре картина безупречна: это первый фильм Лопушанского, адресованный широкой аудитории, и дирижёрское управление её эмоциями максимально эффективно. Здесь одна из лучших работ Максима Суханова, который и в этом, кажется, однозначном образе способен показать его сложность и даже вызвать подобие сочувствия. Тем более что хорошо выписанная роль позволяет углубиться в такие материи, как шекспировы муки больной совести, соблазны и страхи безраздельной власти, трагическое ощущение обречённости всего этого мишурного всесилия. Выразительна и в каждом кадре осмысленна работа оператора Димитрия Масса: в самом воздухе фильма, по выражению героя, «что-то висит», в нём не утихают «магнитные бури». Наконец, открытая фильмом молодая актриса Василиса Денисова - событие в кино, у неё явно большое экранное будущее. «Сквозь чёрное стекло» - тот нечастый случай в кино, когда каждый зритель снимет свой смысловой слой фильма, от поверхностно мелодраматического, высекающего волнение и слёзы, до глубинно мировоззренческого, заставляющего думать и спорить» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Анамнез болезни современной России - люди хотят верить в Бога, но на самом деле им нужен Царь» (Марат Шабаев, «Киноафиша»).
«Даже те, кто не принял картину, не могли не отметить кинодебют молодой театральной (и, между прочим, петербургской!) актрисы Василисы Денисовой, создавшей образ богобоязненной Насти. Невозможно отвести взгляда от её широко распахнутых глаз, от её удивительной, как у средневековых мадонн, пластики рук» (Елена Боброва, «Петербургский дневник»).