БОЛЬШАЯ ПОЭЗИЯ (Россия, 2019)
Режиссёр: Александр Лунгин.
В ролях: Александр Кузнецов, Алексей Филимонов, Федор Лавров, Евгений Сытый, Елена Махова, Александр Топурия, Мария Большова, Сейдулла Молдаханов, Севастьян Бугаев, Андроник Хачиян, Екатерина Егорова, Андрей Родионов, Лев RE-pac, Екатерина Троепольская, Виктор Конухин, Александр Миронов, Максим Сироткин, Алексей Николаев, Obe1kanobe.
Жанр: драма.
Виктор и Лёха живут в небольшом городе и работают инкассаторами. Они охраняют чужие деньги, сочиняют стихи, ходят на петушиные бои и ищут лирику среди фальшивой пестроты огромных новостроек. Попытки найти лирическое настроение в окружающем мире приводят героев к выводу, что единственное подлинно поэтическое действие - это ограбление…
Сценарий к фильму был написан Александром Лунгиным и Сергеем Осипьяном ещё 10 лет назад. Перед съёмками Лунгин внёс в него ряд измений. «Большая поэзия» - стала первой самостоятельной режиссёрской работой Александра Лунгина (сын известного режиссёра Павла Лунгина) в полнометражном кино. До этого он был известен как сценарист («Горячие новости», «Парень с Марса», «Чёрная вода», «Дама пик», «Братство»), а как режиссёр поставил фильм «Явление природы» (2010) совместно с Сергеем Осипьяном и новеллу «Конец дежурства» в киноальманахе «Некуда спешить» (2012).
Главные роли в фильме исполнили Алексей Филимонов и Александр Кузнецов. Алексей Филимонов (1981 г. р.) - артист сложной актёрской судьбы и экстремально мощного таланта. Известность он получил, сыграв главную роль в фильме «Кислород» (2008) Ивана Вырыпаева, а первый актёрский приз - в 2013-м за «Ещё один год» Оксаны Бычковой. Кинокарьеру же начал с небольшой роли в фильме «Бумер. Фильм второй» в 2006 году. Другие заметные роли в кино: «Жить», «14+», «Про любовь», «Бык». Александр Кузнецов (1992 г. р.) стал большим артистом за крайне сжатые сроки, причём без особенного пиара и прочего «околокиношного» шевеления. Прорыв случился в 2018 году, когда он сыграл заметные роли в фильме Рустама Мосафира «Скиф», в фильме Кирилла Серебренникова «Лето», в чёрной комедии «Папа, сдохни» Кирилла Соколова, снялся в одной из главных ролей в картине Александра Горчилина «Кислота» (лауреат ежегодной премии «Chopard Talent Award» молодым актёрам в рамках ММКФ), а также исполнил заметные роли в сериалах «Ненастье» Сергея Урсуляка и «Содержанки» Константина Богомолова (вышел на экраны 7 марта 2019 года).
В съёмках картины участвовали инкассаторы, участники боевых действий в «горячих точках», поэты (рэперы и классические), организаторы нелегальных петушиных боев и спорт-инструкторы армейского спецназа.
Стихи сочинили специально для фильма: их написали известные поэты Андрей Радионов (он ещё выступил и в качестве актёра) и Фёдор Сваровский. Поэты в картине тоже снимались настоящие - это творческая группа Андрея Родионова в Театре.doc. То, что вы видите в фильме, это самый настоящий слэм, документальный. Главное стихотворение в фильме «Леха я или не Леха» написал Родионов, а Александр Лунгин потом дописал пару четверостиший («нужно было добавить что-то прямое и грубое»).
Фильм снимался при участии рэперов FACE, Грубый Ниоткуда, Obe 1 Kanobe и RE-pac. А рэп Лёхи в начале картины сочинил Алексей Филимонов. По словам режиссёра, актёр пришёл на съёмку и попросил: «Может, послушаешь, я тут какую‑то хрень набросал». Оказалось, прямо в десятку».
«Большая поэзия» снималась в московской Некрасовке. Это удивительный район, расположенный за МКАДом, рядом с мусорным полигоном и канализационными сооружениями. Сейчас Некрасовка расцвела яркими новостройками, но кое-где ещё сохранились старые деревянные дома. А с холма свалки открывается прекрасный вид на этот пост-индустриальный пейзаж.
Мировая премьера фильма состоялась на 30-м Открытом российском кинофестивале «Кинотавр». Там картина была удостоена приза за лучшую режиссуру и приза за лучшую мужскую роль (Александр Кузнецов). Международная премьера «Большой поэзии» прошла на 24-м МКФ в Пусане (Южная Корея), крупнейшем кинофестивале в Азии. Европейская премьера фильма состоялась в рамках 35-го МКФ в Варшаве. Кроме того фильм завоевал признание на Сахалинском МКФ «Край света. Восток» (приз за лучшую мужскую роль - Александр Кузнецов и Алексей Филимонов) и на 17-м МКФ стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» (приз за лучшую режиссерскую работу и приз организации по продвижению азиатского кинематографа NETPAC).
АЛЕКСАНДР ЛУНГИН:
«Мы написали сценарий с моим другом Сергеем Осепьяном лет десять назад, и он был совсем другой, почти комедийный. Думали Сергея Шнурова на главную роль позвать. Но с фильмом тогда не случилось, и все забыли уже про сценарий. А потом так вышло, что звонит однажды мой отец и говорит: «Слушай, у тебя есть какой‑нибудь сценарий? Давай попробуем его подать на господдержку». Полностью готовый сценарий был только один – «Большая поэзия». Мы его и подали, но я нисколько не верил, что всё это приведёт к какому-то результату. Но привело. Получили деньги на дебют. А потом я осознал, что прошло много лет, и сценарий страшно устарел, я сам изменился, уже не такой весёлый. И полгода думал, что же теперь делать, а потом взял и переписал всё заново. Осталась только общая канва: поэты, инкассаторы. И название. Остальное изменилось - настроение, герой, тема».
«Наша картина – малобюджетная… Мы вынуждены были снимать картину летом, хотя лучше бы - в конце осени. Это время года больше отвечает настроению фильма и состоянию героев. Но ничего не поделаешь. Когда так экономишь на съёмочных днях, в условиях нашего климата есть только два с половиной месяца для съёмок. На самом деле, мы до самого конца не знали, сможем закончить картину или нет. С продюсером Ветой Кречетовой договорились, что я не буду думать об этом, а она скажет мне, когда закончатся деньги. И каждый день я ждал, вечером она объявит: «Ну всё, стоп. Конец истории. Встретимся когда-нибудь потом». Однако чудом этого так и не случилось».
«Это фильм не совсем про войну. Если говорить честно, о боевых действиях под Луганском я знаю недостаточно, чтобы углубляться в эту тему… Герои могли служить где угодно. Мне было важно просто соотнести их истории с событиями, которые сделали их такими, какие они есть… Да, герои, действительно, аутсайдеры. Они одиноки и у них нет никого, кроме друг друга. Понять их дружбу не проще, чем проковырять дыру в кирпичной стене пластмассовой ложкой. Безусловно, они связаны диагональной симметрией: у каждого из них есть что-то, что ценно для другого, но незначительно для него самого. Лёша многое бы отдал, чтобы стать «крутым», как Виктор, а Виктору хотелось бы уметь, как Лёха, складывать слова в стихи. Надо понимать, что главный герой, Виктор - не жертва войны. Все вокруг так думают. Некоторые даже жалеют его. Однако на самом деле, он - её лорд, её господин. А Лёха - совсем другой. Он – обычный, но при этом у него есть особые способности. Лёха чувствует слова. И язык делает его более сложным и умным, чем он есть на самом деле».
«С Сашей Кузнецовым я познакомился ещё до того, как начал переписывать сценарий. К тому моменту он ещё не был такой звездой, но мне хотелось его снять. И я писал роль Виктора, ориентируясь на него. Изначально предполагал, что Лёху будет играть другой актёр, но когда Алексей Филимонов пришёл на пробы, всем сразу стало понятно, что сниматься будет он. Ему удалось вернуть потерянное в переписанном сценарии равновесие. В последней версии сценария выходило, что фильм - про Виктора, но в процессе съёмок у Лёши Филимонова получилось развить свою роль и «уровнять» героев… Я очень надеюсь, что «Поэзия» перезапустит его карьеру. Он давно не снимался в главной роли… А он сейчас в прекрасной форме - как отточенный карандаш. У актеров, как у спортсменов, это не длится вечно. Леша Филимонов уже взрослый на самом деле, ему 38 лет, просто выглядит сильно моложе, лицо такое. И он созрел совершенно для других ролей. Ему надо перестать играть молодых гопников».
«Я никогда не думал, что сделаю актёрский фильм. Но так уж вышло. И все парни - и Кузнецов с Филимоновым, и Федя Лавров с Женей Сытым проявили себя прекрасно. Одна из слабых сторон фильма, моей режиссуры, заключается в том, что я привык доверять словам больше, чем актёрам. Может быть теперь, после работы с ними, это изменится».
«Конечно, связь с «Таксистом» - прямая, это очевидно. У фильма есть и другие референсы. Их много: от «Дипана» до «Метро Манила» и «Тебя никогда здесь не было».
«Мы должны были снимать в Москве, поскольку экспедицию не потянули бы. Искали на окраине. Мой друг и наш локейшн-менеджер Рома Честнов проехал почти тысячу километров и нашёл интересный район. Он называется Некрасовка и построен вокруг мусорного полигона, по высоте превосходящего двадцатиэтажный дом… Плюс современный урбанизм, который напрочь лишился национальной природы. Трудно сказать, что это и где - Манила, Малага, Москва… Это жесткое и странное, я бы даже сказал несколько шизофреническое место: разноцветные, недостроенные кондоминиумы, пустыри, невероятно роскошные школы, напоминающие министерство культуры в Гааге и рядом с ними - чёрные, гнилые дачи сталинских времён. Было интересно окунуться в эту атмосферу и увидеть другую, почти неизвестную часть Москвы, которая держится в тени Садового кольца и Тверской. На самом деле, настоящая Москва - именно такая. В Некрасовке живёт 300 тысяч человек. Наверное, это больше, чем всё население центра».
ПРЕССА:
«Большая поэзия» обряжена в жанровую форму «криминальной драмы», к которой липнут ярлыки от «Брата» (1997) и «Бумера» (2003) до ангелов Нового Голливуда - Скорсезе с «Таксистом» (1976) или Сидни Люмета с «Собачьим полднем» (1975). Однако Лунгин продолжает линию «Братства», где исследовал ад войны и ад внутри человека. Потому «Поэзия» - в первую очередь высказывание об аде повседневном, набор сентенций, соединённый эффектными или как минимум фактурными сценами. Петушиные бои, чтение стихов, кривляющийся Филимонов, молчащий или курящий Кузнецов - магнетический образ новейшего российского кино; ёмкий артист, на чьем лице из фильма в фильм пытаются прочитать что-то про поколение околотридцатилетних» (Алексей Филиппов, «Искусство кино»).
«Не знаю, что сказали бы Ли Чхан Дон («Поэзия») или Джим Джармуш («Мертвец», «Патерсон»), увидев фильм «Большая поэзия», но что-то подсказывает, что уже само его название и главные герои - инкассаторы, прислуживающие одной рукой Аполлону, а другой - Меркурию с Марсом, пришлись бы им по вкусу… По трейлеру и аннотации «Большая поэзия» казалась диковинкой и курьёзом, а на деле же выстроена не просто остроумно, но и органично… Диалоги на высоте. Оператор Всеволод Каптур достойно работает с фактурой - она словно из фильма, сделанного «молодыми рассерженными», которые так любили прогулочки влюблённых по дымным стройплощадкам (кадры, снятые на натуре, по-эстетски эффектны). Такой себе Антониони для ущербного севера. Да что там - даже погружение в провинциальные поэтические будни не вызывает нареканий. Кто не писал стихов? Кто не знает, что поэзия нынче мелковата даже для поэтов? Слов не хватает. Биток бы подложить… При всём этом «Большая поэзия» - кино не только культурное, требующее от зрителя какой-то сноровки, но и довольно внятное. Персонажи узнаваемы. Помните спич про официанток из «Бешеных псов»? Там любая женщина может надеть передник и выйти в зал. У нас, в России, любой мужчина, служивший в армии, может надеть чёрную форму и встать на вахту. «Большая поэзия» без надрыва говорит о посттравматическом расстройстве, в котором живёт страна охранников. Умудряется найти слова, чтобы зафиксировать общую немоту и опустошённость. Ни ненависти, ни любви, ни похоти - одни петушиные бои на пустом месте. И осадочек от былых подвигов. Как жить, если впереди ничего уже нет? Как писать стихи, если нет языка? Что там советовал индеец Никто Уильяму Блейку? Пусть вместо нас говорят наши ружья» (Василий Степанов, «Сеанс»).
«Перед нами недо-«Брат», недо-«Таксист» - чрезмерно жёсткий и агрессивный фильм об очень странных людях без смысла жизни. И большая поэзия здесь только в мусорных свалках московского района Некрасовка да киргизах - устроителях петушиных боев (петухи в фильме не пострадали!). Стоило ли усложнять всё стихами, если всё равно снимаешь кино об ограблении банка - вопрос открытый» (Ольга Белик, «КиноПоиск»).
«Большая поэзия» - очень негромкий фильм, не скандальный, не истеричный. Не спекулирующий на удручающей социальной фактуре: петушиных боях в иммигрантском гетто или циклопической свалке на фоне недостроенных кондоминиумов. В городе Железнодорожный можно не только жить, но и писать стихи, и беседовать с умными и красивыми женщинами, не помышляя затащить их в койку. Вопреки логике, в современной России такая характеристика фильма «от обратного» дорогого стоит. Особенно военного фильма, а «Большая поэзия» - фильм о войне… Насилие - питательная среда для творчества. Даже если человек ищет в творчестве антитезу окружающему насилию, пробуждением дара он всё равно именно насилию обязан… В общем, в отличие от множества режиссёров Лунгину просто ответить на вопрос, о чём его фильм. О войне, о поэзии, о мужской дружбе. А о чём ещё стоит снимать кино? Разве что о любви? Но как-то так получилось, что как раз любовь в Железнодорожном не живёт» (Михаил Трофименков, «Коммерсантъ Weekend»).