ДАВАЙ РАЗВЕДЁМСЯ! (Россия, 2019)
Режиссёр: Анна Пармас.
В ролях: Анна Михалкова, Антон Филипенко, Светлана Камынина, Максим Лагашкин, Федор Лавров, Анна Рыцарева, Надежда Маркина, Сергей Рост, Дарья Румянцева, Майя Скородумова, Матевей Бурмистров, Ольга Альбанова, Татьяна Малькова, Алексей Ведерников, Виталий Даушев, Людмила Князева.
Жанр: драмеди.
В один прекрасный день жизнь успешного врача Маши переворачивается вверх дном: на работе аврал, дети требуют постоянного внимания, а главное - от неё уходит муж Миша. Маша начинает отчаянную борьбу за своего неверного мужа, она не готова вот так просто взять и уступить его фитнес-тренеру Оксане. Силы, конечно, неравны. Маше уже прилично за тридцать, а Оксане совсем немного после двадцати. Но, с другой стороны - за Машиной спиной богатый жизненный опыт и двое малолетних детей. В этой ситуации она готова использовать весь свой боевой арсенал, включая потусторонние силы. Вот только, неожиданно, новая жизнь открывает новые возможности…
Картину поставила российский режиссёр и сценарист Анна Пармас (1970 г. р.). C 1995 по 2004 год она была режиссёром и сценаристом телепроектов с участием Дмитрия Нагиева и Сергея Роста «Осторожно, модерн!», «Полный модерн!», «Осторожно, модерн! 2», «Осторожно, Задов! или Похождения прапорщика» и режиссёром ток-шоу «Однажды вечером». С 2004 по 2007 год в качестве режиссёра и сценариста Пармас работала на различных телеканалах, а также на студии «Беларусьфильм», где сняла мини-сериал «Нежная зима». В 2007 году Авдотья Смирнова предложила Анне написать совместный сценарий (комедийная мелодрама «Ты меня любишь?» - пока лежит на «полке»). Впоследствии в соавторстве они создали сценарии успешных фильмов «Два дня» и «Кококо» (приз за сценарий на кинофестивалях «Амурская осень», Благовещенск и «Виват, кино России!», Санкт-Петербург). В 2015 году Пармас выступила режиссёром видео на песню «ВИП» группы «Ленинград», а затем стала режиссёром последующих клипов группы: «ЗОЖ», «Экспонат» (144 миллиона просмотров!), «В Питере - пить», «Сиськи», «Экстаз», «Кандидат», «Кабриолет». В 2016 году Пармас по своему сценарию поставила новеллу «Девочки» в киноальманахе «Петербург. Только по любви», а в 2018 году - новеллу в картине «Ёлки последние». Продолжилось и творческое сотрудничество с Авдотьей Смирновой, с которой Анна написала сценарий фильма «История одного назначения» (2018, приз им. Г. Горина фестиваля «Кинотавр», премии «Золотой орёл» и «Ника» за лучший сценарий). В начале июня этого года начались съёмки сериала «Вертинский» в постановке Смирновой по сценарию Анны Пармас.
Главную роль в «Давай разведёмся!» исполнила Заслуженная артистка России Анна Михалкова - советская и российская киноактриса, продюсер, телеведущая, старшая дочь кинорежиссёра Никиты Михалкова. Её дебютом в кино стала эпизодическая роль девочки в фильме своего отца «Очи чёрные» (1987). Снималась в фильмах: «Свои», «Изображая жертву» (премия «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую женскую роль второго плана), «Связь» (премия «Золотой орёл» за лучшую женскую роль), «Сумасшедшая помощь» (премия «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучшую женскую роль второго плана), «Жизнь и судьба» (премия «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России и премия «Ника» за лучшую женскую роль второго плана), «Кококо» (приз «Кинотавра» за лучшую женскую роль), «Любовь с акцентом» (премия «Золотой орёл» за лучшую женскую роль), «Про любовь. Только для взрослых», «Селфи», «История одного назначения». Роли в сериалах: «Живи и помни», «Пьяная фирма», «Красные браслеты», «Доктор Рихтер», «Обычная женщина» (премия лучшей актрисе на фестивале сериалов «Series Mania», Лилль и премия «Золотой орёл» за лучшую женскую роль на телевидении).
Премьера «Давай разведемся!» состоялась в рамках конкурсной программы 30-го кинофестиваля «Кинотавр», где картина была удостоена приза за лучший дебют (Анна Пармас) и приза имени Григория Горина за лучший сценарий. Также «Давай разведемся!» был признан лучшим фильмом «Кинотавра» по итогам зрительского голосования. В ноябре картина получила Главный приз за самую яркую и современную комедию на ХХ российском фестивале кинокомедии «Улыбнись, Россия!» в Туле - ежегодного смотра музыкальных и комедийных фильмов. Там же диплом за талантливое исполнение главной женской роли присудили Анне Михалковой.
АННА ПАРМАС:
«Я очень хотела, хотела, хотела снять кино, только я не знала про что. Мне нужна была какая-то идея и тема на целый полный метр. Пока её не было, я не рыскала в поисках продюсеров. А как только поняла, что знаю, про что хочу снять фильм, в этот момент подоспели «Лабутены» - и всё сложилось наилучшим образом».
«Как-то я общалась с женщиной, которая рассталась с мужем 6 лет назад, но говорила о нём так страстно и с такой ненавистью, как будто это произошло с ней вчера. Она всё ещё не развелась с ним, так бы я сказала. Она всё ещё жила 6 лет назад. Именно тогда у меня первый раз появилась мысль написать историю о расставании двух людей, которые собирались жить вместе всю жизнь и умереть в один день, но что-то пошло не так... Красивая мечта разрушилась и каждый винил в этом другого. Обычное дело. Никто не виноват и все виноваты. Только мне почему-то сразу стало понятно, что эта история не должна быть рассказана как трагедия, драма, или даже мелодрама. Конечно, это должна быть комедия. Для меня этот жанр единственный, который помогает преодолеть невыносимую тоску о несостоявшемся счастье. Сожаление о потерянном времени для меня - это верная дорога в ад. Спускалась по этой лестнице и я. И не раз. Могу вам точно сказать - в конце дороги тупик. И тут уже вам решать, стоять ли перед закрытой дверью 6 лет или всю жизнь. Или просто выдохнуть и «пошкандыбать» дальше - в другую сторону. И посмотреть, что же будет дальше. Потому что «дальше» обязательно будет. По-моему, в этом и есть смысл. И счастье».
«В моей голове сложилась концепция под названием «комедия про развод». А потом помог Сергей Владимирович [Шнуров] – у него в альбоме «Рыба» есть песня «Просто»: «Просто светят звёзды, просто во Вселенной». И у меня родилась концепция финала фильма, в котором должна звучать эта песня и должно возникнуть ощущение, что всё «как-нибудь да будет». Имея в голове эти две высокие точки, я начала метаться в процессе написания сценария. Я писала его около года вместе с двумя чудесными девушками, Машей Шульгиной и Лизой Тихоновой - моими соавторами. Было нервно, как всегда, наверное, в дебюте. Мне всё не хватало чего-то, я чувствовала, что всё не так, всё не эдак. В какой-то момент Маша с Лизой даже сказали мне: «Анна Яковлевна, а можно великой будет вторая ваша картина? Можно, эта будет просто хорошей?» Но в итоге мы как-то этот сценарий закончили».
(об Анне Михалковой) «Во-первых, у Анны удивительная внешность. Обратите внимание на её лицо: ты же на него смотришь, смотришь и не насмотришься никак. Как сказал однажды оператор фильма «Кококо» Максим Осадчий: «Она каким-то образом светится изнутри – на неё свет можно не ставить». Но главное, я пока не встретила другой русской актрисы, которая бы так невероятно тонко и точно играла смешное. Она не просто играет, она существует - она это смешное чувствует. Она даже драму умеет так сыграть, что люди, глядя на неё, улыбаются. Я её очень люблю и очень уважаю как артистку. Другой такой, кто умеет это делать, я не знаю».
(об Антоне Филипенко) «Его я разглядела в клипе [«Экстаз»] и поняла, что у Антона есть невероятный комедийный талант. Но дело было в том, что Антону Филипенко 33 года, и я боялась, что их с Аней разница в возрасте будет очень видна на экране, но всё же решила позвать его на пробы. Когда Анна Никитична впервые увидела Антона – он её на 11 лет младше – то спросила у меня: «Девушка, у тебя всё в порядке с головой?» Но на пробах Антон был очень забавным, да и вообще – он выдержал пробы с Анной Никитичной, а Анна Никитична очень строгая артистка. В итоге я спросила у Антона, согласится ли он набрать для роли килограммов 10 и отрастить усы. Он сказал: «Да конечно! Безусловно!» И я подумала, что это может быть очень интересно, и мы заключили с ним сделку. И что вы думаете? Он поправился на 12 килограммов, а когда уже под конец мы снимали начальную сцену в бассейне, я увидела на скамейке рядом с детьми эту фигуру – с грудью, с животом и ляжками, - то была абсолютно счастлива. Всё удалось… При этом он параллельно снимался ещё в каком-то сериале, в котором играл героя-мачо. Мало того, что он там всех уговорил, чтобы его персонаж был с усами, так с ним там ещё и костюмеры проекта намучились: когда Антон начал поправляться и перестал влезать в одежду, которую ему купили, они просто взвыли… Антон совершил актёрский и человеческий подвиг – он жрал постоянно, не переставая что-то точил. Но и по профессии он тоже очень крепко отработал, ведь его персонаж Миша - это совершенно не Антон, от себя он отталкиваться вообще не мог, поэтому он произвёл все необходимые наблюдения. Он этот характер увидел, закрепил, почувствовал и сделал совершенно другого человека. Поэтому я и могу сказать, что Антона, я надеюсь, ждёт большое будущее».
АННА МИХАЛКОВА:
«Когда Аня Пармас предложила сниматься, я, конечно, сразу согласилась. Такая роль - подарок. Хотя, по-моему, она в начале хотела делать фильм о ребятах помладше, потому что эта история типичная для кризиса 30-летних, но всё-таки решила сделать так, как есть. «Давай разведёмся!» - драмеди, мне импонирует, что о такой серьёзной теме мы говорим в таком жанре, с юмором и иронией. Это хорошо. Это терапия. Насмешить людей очень сложно, природа юмора у всех разная, а у русских людей она особенная. Анна Пармас создаёт юмор и ситуативный, и текстовой. Держать их вместе очень сложно, потому что получается несколько наотмашь. И для меня задача состояла в том, чтобы независимо от комизма ситуации, играть живого человека. Надеюсь, получилось».
АНТОН ФИЛИПЕНКО:
«Аня моя крёстная мама в кино, хотя дебютировал я у неё в клипе, но можно сказать, что только благодаря ей и барахтаюсь - снимаюсь. Тогда я за свой счёт поехал в Питер, где шёл кастинг клипа «Экстаз», хорошо подготовился, но волновался, дошёл до второго тура. В итоге Аня выбрала меня. Так мы и познакомились, а позже она пригласила в свой фильм «Давай разведёмся!». Здесь тоже были пробы, я их прошёл, при условии, что надо набрать вес - минимум 10 килограммов - и отрастить усы. Я немножко моложе своего героя, и меня «старили» - рисовали морщинки, в общем - выкрутились. Какой он мой герой? Конечно, положительный. Ты должен оправдывать своего героя в любой ситуации. А там уже зритель решает - принимать его или нет. Я когда читал сценарий, хохотал, всегда держал в голове чувство юмора Анны Пармас, она умеет тонко и очень смешно про жизненные ситуации рассказывать. Самой сложной для меня оказалась сцена, когда мой герой, приходит домой и копается в холодильнике в поисках еды. Причём, на пробах эта сцена легко получалась, а на площадке мы очень много дублей сделали. Тишина, мы с Аней Михалковой вдвоём в кадре, вокруг, естественно, много людей, но меня сбивал звук холодильника. Никак не получалось сказать: «А дальше посмотрим, с кем дети останутся», потом продолжение фразы: «с тобой или с нами». По сюжету герой говорит это жене и сам пугается того, что сказал, а я пугался раньше времени. И Ане Пармас не очень это нравилось. Я в штопор вошёл и никак не мог сделать, как надо. Но в итоге справились. Мне кажется, что у нас получилось весёлое кино про жизнь. Про людей. Про нас».
ПРЕССА:
«Формально режиссёрский дебют - хотя говорить о дебюте, когда перед тобой автор с таким послужным списком, как у Анны Пармас, язык не очень-то поворачивается, - не сразу получил название-спойлер. И в этом невольно видится какой-то особый смысл. Ещё во время съёмок фильм именовался по песне группы «Ленинград» - «Просто светят звёзды» (она в итоге празднично завершает картину), а на экран выходит с заголовком по мотивам популярной телепередачи - «Давай разведёмся!». В этом, не знаю уж, насколько осознанном, движении от одной массовой зрительской группировки (той, что в интернете смотрит срежиссированные Анной Пармас клипы «Ленинграда») к другой - той, что не прочь зависнуть на шоу Ларисы Гузеевой, - просматривается искреннее желание выйти из гетто предвзятых представлений о том, что есть какое-то особое «авторское кино», которое показывают на фестивалях, а есть условное «народное», и вместе им не сойтись никогда. «Давай разведёмся!» удачно выступает на нейтральной территории - там, где пару лет назад собирала овации «Аритмия» Хлебникова и Мещаниновой (за неё отвечали те же продюсеры - Сергей Сельянов и Наталья Дрозд)» (Василий Степанов, «Сеанс»).
«Тут стоит напомнить, что рабочее название картины - «Просто светят звезды», фраза из песни Шнура, в которой говорится, как о*****о (невероятно) просто и просто о*****о. Именно эта тональность и важна Пармас: жить надо не так, чтобы было мучительно больно, а в гармонии с собой и миром. И, помимо безусловного фем-посыла режиссёр умудрилась легко и просто, немного в стиле «ленинградских» клипов, в то же время самобытно затронуть важную тему. Нельзя полностью связывать своё счастье с кем-то ещё, нужно уметь любить и уважать себя. Что ценно, Пармас сделала это без унижения и высмеивания каждой из сторон. Разлучница Оксана (Анна Рыцарева) не выглядит подколодной змеей, а Миша - мерзким изменником. Пармас в этой истории ко всем относится с сочувствием и нежностью. Просто вот так вышло, каждый искал своё счастье, и кто-то в итоге нашёл его внутри себя» (Ольга Белик, «КиноПоиск»).
«В клипах для «Ленинграда» и в новелле для фильма «Петербург. Только по любви», в сценариях «2 дня» и «Кококо» и вот, наконец, в полном метре Пармас неизменно изучает душу обычной женщины, чей бунт, порой беспощадный, порой изобретательный, но всегда лишённый мстительности или злорадства, вдруг оказывается более освобождающим и конструктивным, чем иные способы, которыми заявляют о своих правах современные героини» (Юлия Гулян, «Искусство кино»).
«Это настоящий гимн сестринству, без ненависти к ближней, без унижения женского достоинства мамы-одиночки, которая остаётся наедине с одним кредитом, двумя детьми и тремя работами. И вот это уже точно в новинку для российского кино, хотя фильм, конечно, оказывается в тренде западном, долгожданном, доползшем наконец и до нас. Но «Давай разведёмся!» - не о зарубежных коллизиях, он совершенно «наш», без локализованного юмора, а только с шутками, основанными на российских реалиях. Здесь на невиданных дорожках забытых детей из детсада забирают менты, там коттеджный поселок с неблагозвучным названием «Концы» в маркетинговых целях переименуют обязательно в «Новую Англию», но он от этого «Концами» быть не перестанет… Во многом это удалось, благодаря блестящей сценарной работе - здесь нет ни одной фразы «в молоко», всё написано с тончайшим знанием именно что разговорного, а не литературного русского языка, когда каждую смешную реплику хочется со смехом пересказывать друг другу за столом» (Егор Беликов, «Forbes»).
«Анна Михалкова в роли немолодой и очень обычной женщины - настоящая богиня, Антон Филиппенко на редкость органичен в роли мужчины, призвание которого заботиться о детях и стариках. Отдельное удовольствие - работа Фёдора Лаврова, который играет крутого мужика в его комическом изводе, и за чьей ролью виден лукавый женский прищур создательниц картины. Не стереотипы важны в жизни, а суть человека, и если принять это, мир не перевернётся. Вот о чём сняла Анна Пармас свой фильм - очень смешной, очень добрый и очень нужный современной России» (Клара Хоменко, «Time Out»).