ГРЕХ
(«Il Peccato», Россия-Италия, 2019)
Режиссёр: Андрей Кончаловский.
В ролях: Альберто Тестоне, Якоб Диль, Франческо Гаудиелло, Александра Дейнега, Федерико Ванни, Глен Блэкхолл, Орсо Мария Гуэррини, Анита Питито, Массимо Де Франкович, Никола Адобати, Никола Де Паола, Антонио Гарджиуло, Риккардо Ланди, Симон Тоффанин, Юлия Высоцкая, Адриано Кьярамида, Роберто Серпи.
Жанр: биографическая драма.
В центре сюжета - несколько лет из жизни гениального художника и скульптора Микеланджело Буонарроти, который параллельно работает над двумя проектами: гробницей папы Римского Юлия и фасадом Базилики Сан Лоренцо во Флоренции. На него давят его заказчики - с одной стороны Медичи, с другой - Делла Ровере, и Микеланджело оказывается втянутым в борьбу между самыми могущественными семьями Италии. Чтобы выполнить оба заказа он вынужден лгать и предавать, ссориться со своей семьей, быть в конфликте с самим собой. Но вместе с тем он грезит идеей создать что-то настолько прекрасное, что сможет искупить его грехи…
Фильм снят 82-летним Андреем Кончаловским (настоящее имя - Андрей Сергеевич Михалков). Он - президент киноакадемии «Ника», Народный артист РСФСР (1980), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1990), Государственной премии Казахской ССР (1972) и двух призов «Серебряный лев» Венецианского МКФ за режиссуру («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» 2014 года и «Рай» 2016 года). Картина создана Фондом Андрея Кончаловского по поддержке кино и сценических искусств и итальянской кинокомпанией «Jean Vigo Italia» совместно с «Rai Cinema» при участии Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», Министерства Культуры Российской Федерации и Первого канала.
Идея снять фильм о Микеланджело Буонарроти (1475-1564) впервые родилась у Андрея Кончаловского, когда он прочитал поэтический ответ Микеланждело своему другу, потомку старейшего рода Флоренции, Джованни ди Карло Строцци, который, увидев в гробнице Медичи скульптуру «Ночь», написал Микеланджело следующие строки: Ты видишь Ночь, в столь сладкой позе спящей:
сам Ангел здесь ваял, резцом играя.
Буди скорей, она ведь как живая! –
увидишь Ночь, с тобою… говорящей. Вот что ответил Микеланджело: Мне дорог сон, хочу я с камнем слиться,
забыть позор, утрату за утратой…
Не видеть и не ведать – вот отрада!
Утихни! Не буди! Дай сном забыться. Четверостишие Микеланджело поразило Кончаловского. Его не оставлял вопрос – почему великий гений Возрождения в отчаянии хотел бы не видеть этого мира, стать камнем, забыться вечным сном? Так началось восьмилетнее путешествие Кончаловского в поисках истинного Микеланджело и недостатков, которые скрывались за его гением, что привело режиссёра к созданию фильма «Грех». Название картины отсылает к тяжёлому характеру Микеланджело, который был причиной многих его проблем: Микеланджело мог быть в разные моменты жизни то скромным, то тщеславным, то скупым, то щедрым, мог быть жестоким, нерешительным, бескомпромиссным, что сильно отличалось от возвышенности и чистоты его искусства.
Сценарий Кончаловский написал в соавторстве с Еленой Киселевой, которая до начала совместной работы с Андреем Кончаловским Елена Киселёва не работала в киноиндустрии, а занималась журналистикой. Фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина» стал её дебютом в качестве соавтора сценария полнометражной картины. После него, продолжая работу с Кончаловским, она приняла участие в написании сценариев к фильмам «Рай», «Грех» и «Дорогие товарищи» (будущий фильм Кончаловского).
Оператором-постановщиком «Греха» Александр Симонов, получивший известность после картины «Бумер. Фильм второй» (2006). С 2007 года он активно сотрудничал с режиссёром Алексеем Балабановым, снял фильмы «Груз 200», «Морфий», «Кочегар», «Я тоже хочу». Симонов был оператором фильмов Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и «Рай». Съёмки «Греха» проходили с использованием 6 камер, что обеспечило широкий выбор кадров и материала во время монтажа картины.
Музыку к фильму написал знаменитый советский и российский композитор Эдуард Артемьев. Он широко известен как автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. Лауреат четырёх премий «Ника» за лучшую музыку к фильму («Лимита», «Водитель для Веры», «12», «Герой»). Лауреат пяти премий «Золотой орёл» за лучшую музыку к фильму («Доктор Живаго», «12», «Дом», «Легенда № 17», «Солнечный удар»). Лауреат премии «Святой Георгий» XXIII Московского международного кинофестиваля «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2001).
Кончаловский принципиально не хотел приглашать на главные роли известных итальянских актёров, так как это нарушило бы главную идею фильма - создания ощущения максимальной достоверности. Поиск актёров осуществляли две команды кастинга, перед которыми стояли принципиально разные цели. Первая команда работала по традиционной схеме и проводила пробы итальянских артистов, неизвестных широкой аудитории. Вторая команда работала по принципу стрит-кастинга и в течение четырёх месяцев искала подходящие лица непрофессиональных актёров среди рабочих мраморных карьеров и прохожих на улицах Тосканы. Главной сложностью кастинга стала задача по поиску актёра на главную роль Микеланджело, так как для режиссёра было принципиально не только попадание в задуманный образ, но и идеальное портретное сходство с историческим персонажем. Поиски главного героя заняли около 8 месяцев, и в итоге Кончаловский предложил роль Альберто Тестоне из-за его поразительного сходства с сохранившимися портретами художника. Тестоне имел в прошлом небольшой актёрский опыт, но мало снимался в кино, поменяв профессию актёра и каскадера на мастера по изготовлению зубных имплантатов и протезов.
В картине также снялся немецкий актёр Якоб Диль («Милый Ханс, дорогой Петр»), который уже работал с Кончаловским над картиной «Рай». Небольшую роль сыграла и супруга режиссёра, 46-летняя актриса и телеведущая Юлия Высоцкая.
Фильм снят целиком в Италии. Съёмки картины начались 28 августа 2017 года в карьерах Пьетрасанты, где Микеланджело добывал мрамор для своих творений, а затем продолжились в Тоскане, Флоренции и завершились в Риме 4 декабря 2017 года в павильоне, в котором была построена часть интерьеров и декорация Сикстинской капеллы в реальную величину. Помимо работы над постройкой инфраструктуры для воспроизведения полного цикла добычи мрамора, художник-постановщик Маурицио Сабатини тщательно воссоздал улицы, площади, галереи, дворы, таверны, рынки, частные дома, дворянские резиденции и папские дворцы.
При подготовке к съёмкам художники картины погружались в эпоху, изучая по рисункам и гравюрам одежду эпохи Ренессанса. Специально для фильма было создано более 600 костюмов, 100 из которых были полностью сшиты вручную. Эту работу Кончаловский доверил российскому художнику по костюмам Дмитрию Андрееву.
Премьера фильма «Грех» состоялась 27 октября 2019 года перед закрытием XIV Римского МКФ. Примечательно, что премьера картины должна была состояться ещё на Венецианском МКФ 2018 года, но режиссёр принял решение отменить показ, так как не успевал завершить монтаж.
АЛИШЕР УСМАНОВ, генеральный продюсер:
«Я с большим трепетом отношусь к Италии и восхищаюсь её культурным и историческим богатством. Сложно переоценить значение этой страны для русской культуры. В эпоху Возрождения меценатство считалось делом крайне ответственным: благотворители учились поддерживать художников, верить им и ценить их, не вмешиваясь в творческий процесс. Именно этот принцип я беру за основу, когда сотрудничаю с выдающимися деятелями культуры».
АНДРЕЙ КОНЧАЛОВСКИЙ:
«Когда я впервые прочитал знаменитое четверостишие Микеланджело в ответ на стихотворение Джованни ди Карло Строцци, восхваляющее его скульптуру «Ночь», меня заинтересовал призыв к молчанию как противоядие от боли и стыда. Меня удивило, что Микеланджело может иметь такой взгляд на жизнь, и я хотел узнать о нём больше, чтобы начать понимать его. Я начал жадно читать книги на эту тему, а также письма и стихи Микеланджело, которые, как мне кажется, открыли мне личность художника».
«Героем фильма может быть сапожник или великий гений, но он должен стать нам близким из-за того, что мы видим его слабости, его пристрастия, его ожесточение. Он должен стать нам близким, потому что мы сами испытываем те же страсти и гонимся за той же мечтой».
«Мой фильм - это не размышление о живописи Микеланджело. Я вовсе не хотел снимать фильм о его произведениях. Моей задачей было показать человека Ренессанса, который был гениальным художником и вместе с тем обычным человеком со своими слабостями, страхами и недостатками. На самом деле я больше заинтересован не талантом Микеланджело как таковым, а самим персонажем и его отношениями с эпохой, полной вдохновения и красоты, и в то же время кровавой и жестокой».
«Я не хочу видеть красивые портреты в кадре. Я хочу видеть людей в грязной одежде, пропитанной потом и пылью. Запах должен проходить сквозь экран и доходить до зрителей, ибо именно такой на самом деле и была эпоха Возрождения».
АЛЬБЕРТО ТЕСТОНЕ:
«Когда я понял, что меня могут выбрать для съёмок в фильме Андрея Кончаловского, я был невероятно рад, но почти сразу же я осознал, что это огромная ответственность. Незадолго до начала съёмок у меня начались серьёзные проблемы со здоровьем, и так совпало, что меня утвердили на роль именно в тот момент, когда я должен был пройти курс сложных медицинских манипуляций. Я убеждён, что режиссёр считал эту информацию, увидел это в моих глазах. После того, как я ему рассказал, что со мной произошло, он ответил, что моё лицо рассказало ему об этом. Я подумал, что я должен ему довериться и делать то, что он бы хотел, чтобы я делал. Работать с Кончаловским было крайне интересно. Мы изучали текст сцены, а сразу же после того, как мы эту сцену репетировали, мы полностью её изменяли и начинали всё заново, и в этой спланированной режиссёром импровизации рождался образ Микеланджело».
АНТОНИО ФОРЧЕЛЛИНО, историк, главный эксперт по жизни и творчеству Микеланджело в Италии:
«XVI век стёрт из современного воображения телесериалами и голливудскими фильмами, которые предлагают нам столетие, сотканное из изображений ухоженных рук, лакированных ногтей, взбитых волос, где даже такие великие художники, как Рафаэль, Микеланджело и Леонардо, выглядят, как жеманные кокетки, присевшие у ног власть имущих. Это изображение эпохи Возрождения больше напоминает мир моды с его фальшивым блеском, но никак не искусство, пропитанное кровью и страстью итальянского Возрождения. Андрей Кончаловский в своём фильме «Грех» разрушил эту поддельную вселенную эпохи Возрождения, изобретённую кино и сериалами. И не только потому, что, будучи Маэстро кино, он смог технически и визуально воссоздать историю до последней детали: руки испачканы, ногти сломаны от работы, волосы пропитаны потом, мраморной пылью, золотыми листьями и синим лазуритом, - ведь именно такими художники Возрождения и изменили лицо мира! Возможно, эстетика данного фильма воспринимается как должное в руках такого мастера, как Кончаловский. Однако то, что он сделал, та сила кулака, которым он разбил эту поддельную медиа-вселенную, доказывает его огромный талант как художника. Только глубоко творческий человек мог узнать и показать нам такую фигуру, как Микеланджело Буонарроти, показать яростную страсть его творчества, которая всегда находилась между божественной благодатью, необъяснимым даром и амбициями, жадностью, желанием преуспеть и не останавливаться ни перед чем, даже перед своими чувствами. Когда ты смотришь этот фильм, ты плачешь и приходишь в некоторое замешательство, настолько сильно он отличается от всего, к чему мы привыкли за последние тридцать лет, настолько сильно он отличается от всего поддельного, что пытаются донести до нашего воображения. Посмотрев фильм «Грех», вы попадаете в настоящие дома, вы испытываете настоящие чувства эпохи Возрождения, вы можете ощутить изысканные запахи и невыносимые зловония. У вас складывается впечатление, что, наконец, вы поняли что-то важное, поняли, что ключом к итальянскому Ренессансу и творчеству Микеланджело была смелость, возможно, слишком циничная, но смелость выходить за все границы, которые держали людей в плену тысячи лет, и за этими границами открылась дорога, которая привела к современности. И, как бы то ни было, фильм запомнится как одна из немногих интерпретаций искусства прошлых веков, предлагаемых современным кинематографом».