ДЕВЯТАЯ (Россия, 2019)
Режиссёр: Николай Хомерики.
В ролях: Евгений Цыганов, Дмитрий Лысенков, Дэйзи Хэд, Юрий Колокольников, Евгений Ткачук, Джонатан Солвей, Игорь Черневич, Иван Решетняк, Мария Скуратова, Анна Христич.
Жанр: мистический детектив.
Петербург конца XIX века охвачен массовым увлечением оккультными науками и эзотерикой. Британка-медиум Оливия Рид (Хэд) приезжает в столицу Российской империи с гастролями и собирает на своих публичных спиритических сеансах толпы людей. В это время в городе происходит серия ритуальных загадочных убийств. На улицах похищают девушек, их изувеченные тела находят в самых разных концах города. Расследованием занимаются молодой полковник полиции Ростов (Цыганов) и его помощник Ганин (Лысенков). С каждой новой жертвой дело становится всё запутаннее. Подозрение приводит Ростова к Оливии, и он решает обратиться к ней в надежде, что её подлинная или мнимая способность вызывать духов погибших может помочь выйти на след убийцы…
Режиссёром «Девятой» был приглашён Николай Хомерики. Он родился в Москве в 1975 году. Ребёнком жил в Сочи, Новороссийске, Абхазии, потом вернулся в Москву и получил экономическое образование. Школьные мечты стать актёром были забыты. Зато именно в студенческие годы Хомерики стал посещать московский Музей кино, просматривая по три-четыре картины в день и постепенно влюбляясь в кинематограф. После окончания учёбы Николай работал бухгалтером в компании «Coca-Cola», а через несколько лет продолжил образование за рубежом. Поступил сразу в два нидерландских университета - в Маастрихте и в Амстердаме. Потом в Амстердаме они с другом открыли фирму, которая занималась импортом бытовой химии из Нидерландов в Россию. В Голландии Хомерики тоже нашёл видеотеку с классическими фильмами, брал по пять кассет за раз, пересматривая классику и находя картины, которые в Москве увидеть было невозможно. Тогда же пришла мысль всё-таки попробовать себя в режиссуре. В 2000 году Хомерики окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерскую В. И. Хотиненко, П. К. Финна, В. А. Фенченко). Первой его киноработой стал трёхминутный этюд «Капля», который получил приз кинофестиваля в Сопоте, жюри которого возглавлял Кшиштоф Занусси. В 2001 году Хомерики получил грант МИД Франции на обучение. В 2005 году окончил в Париже аспирантуру режиссёрского факультета государственной киношколы «La Femis». В конце учёбы Филипп Гаррель пригласил его работать ассисентом на фильме «Постоянные любовники», который получил «Серебряного льва» на Венецианском МКФ. В 2005 году короткометражная картина Николая Хомерики «Вдвоём» участвовала в Каннском МКФ в конкурсе студенческих работ «Cinefondation» и получила второй приз. Первым самостоятельным полнометражным фильмом Николая стал «977» (2006). Эта картина была конкурсантом программы «Особый взгляд» Каннского МКФ. Следующий фильм - «Сказка про темноту» (2009) был в конкурсной программе «Кинотавра» и всё того же «Особого взгляда». Хомерики известен также картиной «Сердца бумеранг» (2011), телесериалами «Синдром дракона» (2012) и «Тайны города Эн» (2015). Есть в фильмографии Хомерики и своеобразный фильм-призрак - триллер «Беляев» по сценарию Геннадия Островского, работа над которым началась в 2007 году, но была остановлена из-за проблем с финансированием. В последнее время Николай Хомерики расширяет своё амплуа «фестивального режиссёра» в сторону жанрового кино: если фильм «Сердца бумеранг» шёл в прокате всего одной копией в московском «Пионере», то его фильм-катастрофа «Ледокол» (2016) и психологический триллер «Селфи» (2018) выходили уже на тысяче с лишним копиях. С «Девятой» Хомерики продолжает осваивать мейнстримовое кино и, кажется, идёт по стопам недавнего «Дуэлянта» и «Гоголя» («с Роднянским мы снимаем не сиквел «Дуэлянта», а фильм «Девятая» - там совсем другие герои, но вселенная, если можно так сказать, та же»).
«Девятая» - уже не первая работа, в которой Евгению Цыганову в кадре приходится расследовать таинственные ритуальные убийства. Весной 2019 года состоялась премьера сериала «Мёртвое озеро», сюжет которого схож с происходящим в «Девятой».
Изначально роль Оливии должна была исполнить Кая Скоделарио, но в итоге её сыграла английская актриса Дэйзи Хэд, наиболее известная по роли Грейс Этвуд в телесериале «Обвиняемая» и по участию в хоррор-боевике «Другой мир: Войны крови».
Роль Ганина исполнил Дмитрий Лысенков («Сталинград», «Дуэлянт», сериалы «Белая гвардия», «Шерлок Холмс», «Бедные люди»).
Вообще над фильмом работала настоящая кинематографическая «команда мечты». Ведущие продюсеры - Александр Роднянский и Сергей Мелькумов. Авторы сценария - Марина и Сергей Дяченко – известный писательский дуэт, работающий в жанрах современной научной фантастики, фэнтези и сказки, лауреаты самых престижных литературных премий в области фантастики в постсоветском пространстве, а также сценариисты фильмов «Обитаемый остров» и «Он - дракон», сериалов «Белая гвардия» и «Тёмный мир: Равновесие». В работе над сценарием участвовал и Александр Родионов - российский драматург и киносценарист, один из организаторов «Театра. DOC». Он сценарист фильмов Бориса Хлебникова («Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь», «Пока ночь не разлучит», «Долгая счастливая жизнь»), Николая Хомерики («977», «Сказка про темноту», «Сердца бумеранг»), Валерии Гай-Германики («Все умрут, а я останусь», «Да и да»), сериалов «Дневник убийцы» и «Доктор Рихтер». Оператор картины тоже именитый кинематографист – это Максим Осадчий («Президент и его внучка», «9 рота», «Жара», «Вдох-выдох», «Обитаемый остров», «Два дня», «Кококо», «Сталинград», «Дуэлянт», «Петербург. Только по любви», «Легенда о Коловрате», «История одного назначения»). Музыку написал композитор Игорь Вдовин. Он - один из создателей и вокалист первого состава группы «Ленинград», основатель проектов «Отцы водорода» и «Симфоническое кино», сотрудничал с различными музыкантами и музыкальными коллективами («АукцЫон», «Колибри», «2ва Самолёта», «Карибасы», Земфира, «Самое большое простое число» и др.). Ему принадлежит авторство музыки к фильмам «Богиня: Как я полюбила», «Garpastum», «Русалка», «Игла Remix», «Дуэлянт», «Петербург. Только по любви», «Осколки», «Селфи», «Давай разведемся», «Мысленный волк», «Вторжение».
Исторический фон картины - Петербург второй половины XIX века, неспокойный и турбулентный город. С одной стороны, в нём орудуют анархисты и террористы. С другой - это время, когда все знаменитые салоны повально заразились новым заморским увлечением - спиритизмом. Эта практика по-настоящему стала популярной в США и в Великобритании. Сам Белый дом пал под натиском таинственных спиритических ритуалов. Тогдашний президент Авраам Линкольн и первая леди США Мэри Тодд Линкольн проводили спиритические сеансы после смерти сына. Специалистов по контактам с духами становилось всё больше, конкуренция побуждала их уезжать из Америки в поисках адептов, поклонников и покровителей. Спиритуалистам без боя сдались сначала Франция, затем Италия и, наконец, не устояла перед мистикой и Россия. В 1856 году, после того как Александр II вступил на престол, он готовил масштабную реформу - отмену крепостного права - и ощущал острую нужду в беседе с духом покойного отца, императором Николаем I. Тогда-то в Россию и пригласили известного европейского медиума Дэвида Юма. Всего «столовращатель Юм» провёл три сеанса. На них присутствовали члены императорской фамилии и некоторые приближённые из высшего круга. Слух о том, что сам государь взывает к духам, пролетел по всей стране - так спиритизм ушёл в народ. Через несколько лет мощная волна спиритической мании, которая воспринималась как развлечение для заскучавших дворян, стала всеобщей истерией, мода на столоверчение, спиритические сеансы и разговоры с духами продержалась без малого около 60 лет.
Съёмки «Девятой» проходили в исторических интерьерах Санкт-Петербурга: в Воронцовском дворце, в особняках Гагариной, Половцова и Брусницыных, в усадьбе Демидовых.
Для достижения максимальной достоверности при пластическом и художественном гриме ран и увечий у персонажей-жертв в фильме художники по гриму и реквизиту использовали оригинальные анатомические атласы XVIII и XIX веков, иллюстрированные детальными гравюрами и описаниями. Адреса, по которым герои фильма Ганин и Ростов находят жертв, действительно вписываются в пентаграмму на реальной географической карте Санкт-Петербурга. Роли трёх из девяти жертв исполнили девушки-каскадеры, сыграв сложнейшие сцены под водой, под землёй и в огне. Накануне съёмок сцены, в которой очередную жертву находят под водой в Воскресенском канале, полиция Санкт-Петербурга действительно обнаружила там жертву преступления.
Тренажёр для физических упражнений в кабинете князя Голицына («мускульная радость») был выполнен по изображениям и чертежам начала XIX века. Работами руководил художник-постановщик Сергей Иванов. А скелет тираннозавра для кабинета князя Голицына был выполнен по реальному скелету из Берлинского музея.
Сцену с погоней по строительным лесам с дальнейшим их обрушением актёры Цыганов и Ткачук сыграли сами, самостоятельно выполнив все трюки.
Для фильма было написано три финала, два из которых были полностью сняты. Никто из группы не знал, чем же в действительности закончится история. Для съёмок финала было собрано и одето 800 актёров массовых сцен.
АЛЕКСАНДР РОДНЯНСКИЙ:
«Девятая» - абсолютно зрительский фильм, он рассказывает, в очень ироничной форме, захватывающую историю, способную вызвать отклик у современной аудитории. Новейший технологический инструментарий, масштаб производства и точность проработки деталей эпохи, сильная детективная линия - всё это позволит перенести зрителей в интригующий мир Петербурга второй половины XIX века, окутанный повальным увлечением спиритизмом и оккультными науками. Мы постарались уйти, добавив элементы современного комикса, от привычного ощущения жанра костюмного триллера как чего-то отжившего, такого нафталинового кино для пенсионеров. «Девятую», при всей аутентичности предметного мира, костюмов и локаций, отличает принципиально иной тон повествования - современный, ироничный и в чём-то даже самоироничный».
НИКОЛАЙ ХОМЕРИКИ:
«Мне нравится пробовать себя в разных жанрах. Это очень интересный опыт - снимать и авторское кино, и большие зрительские проекты, каковым, безусловно, является наша «Девятая». Когда я прочёл сценарий фильма, мне очень захотелось поработать с этим материалом: мне понравилась идея, люди, характеры, пространство, в котором происходит действие. Петербург второй половины XIX века - отдельная, безумно интересная Вселенная. Город, замерший в предчувствии и ожидании перемен, спасения от которых люди искали по-разному, в том числе и в ставшем столь популярном спиритизме. Во время съёмок мы всё время следовали нашему изначальному замыслу: во всём должна присутствовать мистика, в каждом кадре должен быть какой-то мистический элемент, даже если речь идёт о реальных портретах. И этого мы старались добиваться, в том числе благодаря работе оператора-постановщика Максима Осадчего: это и верхний свет, и как будто бы немного провальные тени, глаза, которые смотрят из темноты и поблескивают. Одним словом, в каждом кадре нужно было всё время этого добиваться. Кроме того, «Девятая» - во многом проект необычный, это смешение жанров: это и мистический триллер, и детектив, и романтическая любовная линия главных героев, и ироничная манера повествования, и даже комикс».