ФРАНЦУЗ (Россия, 2019)
Режиссёр: Андрей Смирнов.
В ролях: Антон Риваль, Евгения Образцова, Александр Балуев, Евгений Ткачук, Михаил Ефремов, Роман Мадянов, Нина Дробышева, Наталья Тенякова, Александр Анисимов, Лилия Багирова, Люси Арон, Сергей Уманов.
Жанр: драма.
В 1957 году французский студент Пьер Дюран приезжает в Москву на стажировку в МГУ. Здесь он знакомится с балериной Большого театра Кирой Галкиной и фотографом Валерой Успенским. Благодаря этим знакомствам, Пьер погружается в культурную жизнь Москвы, не только официальную, но и подпольную. За год в Москве Пьер проживает целую жизнь, совершенно не похожую на всё, что он знал. Но стажировка и знакомство с разными сторонами быта советских людей - не единственная цель Пьера. Он ищет своего отца, бывшего белого офицера Татищева, который был арестован в конце 30-х…
Фильм по собственному сценарию поставил знаменитый советский и российский режиссёр, сценарист и актёр Андрей Смирнов (1941 г. р.). У Смирнова были непростые отношения с советской системой. Киноновеллу «Ангел» из киноальманаха «Начало неведомого века» (1967) - про Гражданскую войну - изругали, почти уничтожили. «Белорусский вокзал» (1970) вышел чудом. «Осень» (1974) можно было посмотреть только в глухом Подмосковье, хотя Бергман назвал её «великолепным концертом камерной музыки». Цензура изрезала и изуродовала фильм «Верой и правдой» (1979). В конце концов режиссёру это надоело и он стал осваивать ремесло сценариста, пьесы писать пьесы, ставить спектакли, сниматься как актёр. В его послужном списке приз за лучшую мужскую роль в фильме «Чернов/Chernov» на МКФ в Карловых Варах (1990) и премия «Ника» за лучшую мужскую роль в фильме «Дневник его жены» (2001). Возвращение в режиссуру состоялось с «Историей одной бабы» (2011, премия «Ника» за лучшую сценарную работу). Картина «Француз» - шестая полнометражная работа Смирнова (первая - «Пядь земли» 1964 года – снята совместно с Борисом Яшиным). Первые наброски сценария «Француза» были сделаны Андреем Смирновым ещё в 2012 году, сценарий под названием «Тёмная вода» был опубликован за несколько лет до выхода фильма.
На главную роль пробовалось несколько французов, а утверждён Антон Риваль. У Антона мать русская, а отец - француз. Он вырос в Париже, разговаривает на двух языках без акцента, закончил школу-студию МХАТ, играл на сцене Табакерки и МХАТа.
Прима-балерина Большого театра Евгения Образцова получила главную роль после того, как она снялась в небольшой французской картине, и французский агент посоветовал авторам «Француза» взять её в проект.
Роль Татищева - бывшего белого офицера - была написана специально для Александра Балуева. Он стал одним из первых, кто прочёл сценарий. В картине у него одна большая сцена, которая снималась в Переславле-Залесском дня три или четыре. По словам режиссёра, он сказал актёру пару реплик за весь съёмочный период, а в остальном - просто наслаждался его игрой.
Двух старух-аристократок играют звёзды нашего театра и кино, замечательные артистки - Нина Дробышева из Театра имени Моссовета, которую можно вспомнить ещё по работе в знаменитом фильме Григория Чухрая «Чистое небо», и Наталья Тенякова, вдова Сергея Юрского, артистка МХАТа.
Картина «Француз» посвящена памяти Александра Гинзбурга - одного из первых советских диссидентов. Герой Евгения Ткачука Валера Успенский упоминает в разговоре с Пьером имя «своего кореша Алика» и независимый журнал «Грамотей», который тот издаёт. Это отсылка к самиздатскому поэтическому альманаху «Синтаксис», который выпускал Гинзбург, и за который он получил свой первый срок. И все стихи, прочитанные в картине, взяты из «Синтаксиса».
В роли Анны Федоровны, завхоза дома культуры в Переславле-Залесском, где происходит разговор Пьера с Татищевым, снялась Вера Лашкова - соратница Алика Гинзбурга, машинистка, которая занималась перепечаткой самиздатских сборников «Белая книга» (материалы дела Синявского и Даниэля, собранные Гинзбургом). Посвящение в конце фильма - «Памяти Алика Гинзбурга и его друзей, кто хотел жить не по лжи» - адресовано Вере Лашковой в частности.
У подпольного художника в фильме тоже есть свой прототип. Это Оскар Рабин (1928-2018), один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово» и всемирно известной «Бульдозерной выставки». Авторы фильма воспроизвели барак, в котором в Лианозове Рабин жил со своей женой, и копии его работ использованы в фильме.
Все лагерные истории в фильме опираются на подлинные факты из истории ГУЛАГа. В списке консультантов фильма первое место в титрах занимает ныне покойный Арсений Рогинский, президент «Мемориала», который внимательно вычитал сценарий, сделал поправки и всё выверил до года и до названия каждого лагеря.
«Француз» стал фильмом закрытия 30-го Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр».
АНДРЕЙ СМИРНОВ:
«Когда я заканчивал предыдущую картину «Жила-была одна баба», у меня возникла идея сделать фильм о человеке, который прошёл ГУЛАГ и решил уйти от цивилизации. Я начал её разрабатывать, а потом оторвался от замысла - тогда я ставил сериал на основе фильма «Жила-была одна баба». В начале 2012 года сценарий начал складываться, но я понял, что нужен новый взгляд. И решил построить сюжет на истории французских стажёров, которые в 50-е приезжали в нашу страну… Первыми были Мишель Окутюрье, замечательный историк, знаток русской литературы, недавно умерший. Луи Мартинес, который перевёл «Евгения Онегина»… Среди славистов был и Жорж Нива, собравшийся жениться на Ирине Емельяновой, дочери Ольги Ивинской. Его скрутили, выслали из России, и с горя он пошел добровольцем воевать в Алжир, после тяжёлого ранения чудом остался жив… Прежде чем писать сценарий, я их объехал. Был там такой Жак Катто, тот, что перевел и издал трёхтомник переписки Достоевского с замечательным комментарием. Он был помешан на наших художниках, в его доме я видел коллекцию советской неформальной живописи шестидесятых: Зверев, Целков, Янкелевский, Кабаков - собрал её в юные годы. Общался с Женевьевой Жоаннэ-Костанди, которая со своим мужем перевела «Красное колесо» Солженицына. Люди выдающиеся. Я расспрашивал их, как они здесь жили. В фильме есть рассказанные ими подробности… Тогда большинству из них было за 80, и многие умерли, пока я работал над картиной. Обычно я работаю медленно, но на этот раз закончил сценарий меньше, чем за год - 31 декабря 2014 года, за полтора часа до наступления Нового года. В конце 2015 мы нашли финансирование, запустились, но за месяц до съёмок «лопнул» банк, в котором хранились деньги спонсоров, а заодно и всё то, что мы с женой заработали за последние сорок лет. Мы буквально остались ни с чем. Группу пришлось распустить. Вновь найти деньги на съёмки удалось только спустя полтора года. 18 февраля 2018 года был первый съёмочный день, а 6 июня - последний. Так появилась эта картина».
«Съёмки картины я вспоминаю с радостью, потому что у меня была изумительная группа, и атмосфера на площадке царила дивная - настоящая творческая атмосфера. Все понимали, что мы снимали кино не ради денег, ради чего-то особенного. Конечно, это воздействовало на артистов. Вообще, актёрские работы - главное в этом фильме».
«На главную роль пробовалось несколько французов, но Риваль оказался для нас настоящим кладом. Во-первых, у него такая же биография, как у моего героя. За исключением того, что у персонажа русские оба родителя, а у Антона - только мама (его папа - француз)… Конечно, у него не было большого опыта съёмок, поэтому в работе над ролью ему помогала моя жена. Тем не менее, мне кажется, на площадке мы с Ривалем понимали друг друга с полуслова. Думаю, у него большое будущее в кино. После просмотра картины многие даже сравнивали его с молодым Аленом Делоном».
«Чтобы подчеркнуть идею верности исторической правде, мы с замечательным оператором Юрием Шайгардановым («Собачье сердце», «Страна глухих») сразу выбрали чёрно-белую стилистику… Такая стилистика точнее соответствует эпохе. Даже на съёмках монитор был изначально настроен на чёрно-белое изображение. Думаю, это было правильным решением».
(о попытке показать фильм в Каннах) «Канн не захотел. И Венеция не захотела. Вообще, не думаю, что у «Француза» есть перспективы западного проката… В фильме есть диалог: «Витька, ты когда-нибудь пробовал «Вдову Клико»?» - «Нет, а что это?» - «Классическая марка французского шампанского».- «Тройной одеколон на картошке пробовал, а вот «Вдову» как-то не случилось». Эту фразу оказалось невозможно перевести ни на французский, ни на английский. Как объяснить, что студентов посылали в обязательном порядке убирать картошку на полях и что одеколон герой пробовал в качестве напитка, а не парфюмерии? Через фильм проходят фигуры людей отсидевших, в нём много вещей, которые и русской публике сегодня мало понятны. Особенно молодой».
«Прежде всего мой фильм о становлении поколения «шестидесятников», в которое я влился на правах младшего… Вся эта вольница выбилась из асфальта после XX съезда, на фестиваль студентов приехала бессчётная толпа иностранцев. Меня не было в это время в Москве: нас из французской школы послали во Францию. Но это был важнейший рубеж. Герой Ткачука говорит: «Понимаешь, в нашей стране джаз уже не запрещён, но ещё не разрешён». Так и было… Искусство, которое приближает свободу, по своей сути враждебно Молоху. Но это осознание, что мы имеем права на какую-то свободу, оно же пришло в шестидесятые, и прежде всего к новому поколению. Такие люди, как Гинзбург, Бродский, - новая генерация».
«Это скорее моё размышление о том, что значило прожить жизнь в России двадцатого века. По большей части, судьбы у людей того времени были трагическими… Вот такие люди, как тот же Алик Гинзбург… ну как он мог появиться, откуда? Никаких условий, все дырки заткнуты. Откуда возник человек, взявший на себя смелость сделать «Белую книгу» процесса Синявского и Даниэля? И ведь не только послал её в мир, но экземпляр принёс и в ГБ. Необузданная внутренняя свобода! Откуда берутся эти люди? Но они берутся.
Россия большая страна, во все времена воспроизводит отважных талантливых людей, красивых женщин. В каждом поколении появляются люди с внутренним чувством свободы».
«Мне кажется, главное в фильме - история России XX века, в которой всё неразделимо. И аристократки старухи Обрезковы, родившиеся где-то в начале XX века, и бывший крестьянин автослесарь Устюгов, и кадет, потом белый офицер, потом зэк Татищев по прозвищу Граф, которого играет Балуев… Сто лет прошло с Октябрьского переворота, но мы до сих пор в кино не осваиваем нашу историю. Она остается терра инкогнито. А если заглянуть в этот колодец, будешь потрясён драматизмом судеб людей, которые пережили революцию, погибли в Гражданской войне, целые поколения разъехались в разные страны».
ПРЕССА:
«Француз» Андрея Смирнова - темпераментное, честное художественное высказывание о стране, её людях, её травмах… «Француз» не ретрокино. Андрей Смирнов и оператор Юрий Шайгарданов рассматривают дальнее время, будто оно никуда не утекло. Приоткрыли дверь, и вот она - робко расцветающая и тут же подмерзающая оттепель. Короткий вздох свободы… Здесь нет любования эпохой, хотя Смирнов знает-чувствует её кожей, подмечает сотню неслучайных подробностей. Столичные посиделки в арт-среде, где сквозь асфальт запретов пробивается альтернативная официозу культура: бесчинные музыканты играют би-боп и Чарли Паркера, рисковые любители литературы выпускают самиздатовский «Синтаксис», любители запрещённой живописи ездят на электричках в Лианозово - на вернисажи в бараках, где можно увидеть живопись Рабина, Краснопевцева, Кабакова. Есть в фильме и подмятая режимом провинция. И люди, которых можно изувечить, разорвать в клочки их жизнь, но не сломать до самой смерти. Пьер Дюран изучает творчество Петипа, разыскивает русских предков, до одури влюбляется. И погружается в воронку страны, в которой прошлое, настоящее и будущее меняются масками, как в фантасмагорическом карнавале» (Лариса Малюкова, «Новая газета»).