ВЕРНОСТЬ
(Россия, 2019)
Режиссёр: Нигина Сайфуллаева.
В ролях: Александр Паль, Евгения Громова, Алексей Агранович, Марина Васильева, Павел Ворожцов, Анна Котова-Дерябина, Василий Рихтер, Анастасия Денисова, Кирилл Каганович, Михаил Тройник.
Жанр: драма.
Лена - талантливая акушер-гинеколог, её муж Серёжа - артист провинциального драмтеатра. Близость и нежность у них есть, секса - нет. Лена подозревает, что Серёжа завёл роман на стороне, но она мучается молча и не выдаёт свою ревность. Вместо того чтобы выяснить отношения с мужем, Лена сама начинает изменять ему со случайными мужчинами. Она, конечно, не думала, что её параллельная жизнь окажется не менее подлинной, чем основная. И не менее реальной. И настолько опасной…
Режиссёр картины Нигина Сайфуллаева родилась в Душанбе в 1985 году. В 2005-м окончила факультет истории искусств Российского Государственного Гуманитарного Университета, затем Институт Проблем современного искусства, а в 2010 году - Высшие курсы режиссеров и сценаристов (мастерская В. Хотиненко, П. Финна и В. Фенченко). Первый короткометражный фильм «Хочу с тобой» был участником конкурсной программы Кинотавра-2010. «Шиповник» - второй короткометражный фильм, лауреат фестиваля «Святая Анна», участник конкурсной программы «Кинотавра». Также Сайфуллаева работала в качестве режиссёра на сериалах «Деффчонки» и «Любит не любит». Первой полнометражной работой режиссёра стала драма «Как меня зовут», снятая в 2014 году. На «Кинотавре», где состоялась премьера фильма, он был награжден специальным призом за «Легкое дыхание и художественную целостность». Картина также получила главный приз фестиваля «Балтийские дебюты» и была показана на МКФ в Сан-Себастьяне в конкурсе дебютантов «Новые режиссёры» (это был первый российский фильм в этой программе за последние 11 лет). В 2017 году Нигина выступила одним из сценаристов фильма «Про любовь. Только для взрослых» (сняв там одну из новелл) и драматического сериала «Детки» (и стала его режиссёром). Кстати, муж Нигины - Михаил Местецкий, режиссёр короткометражек «Ноги - атавизм», «Одна историческая ошибка» и полного метра «Тряпичный союз», лидер группы «Шкловский» и сценарист фильма «Легенда № 17».
Сценарий фильма «Верность» написан Сайфуллаевой совместно с Любовью Мульменко. Любовь Мульменко (1985 г. р.) - российский журналист, редактор, драматург и сценарист - окончила филологический факультет Пермского государственного университета по специальности «журналистика» (2008 год) и курсы арт-журналистики института «Pro Arte» в Санкт-Петербурге (2009 год). Живёт и работает в Москве. Автор сценариев таких ярких фильмов, как «Комбинат «Надежда» (режиссёр Наталья Мещанинова), «Ещё один год» (режиссёр Оксана Бычкова), «Как меня зовут», а также сценариев к сериалам «Красные браслеты» и «Детки».
Главную героиню фильма искали на протяжении четырёх месяцев. В результате на роль Лены была утверждена актриса Евгения Громова. Она снималась в сериале Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба» (2012), в фильме «Городские птички» (2016), «Второе зрение» (2016), сыграла главную роль в сериале «Алмазный эндшпиль» (2017). В главной мужской роли Нигина Сайфуллаева изначально видела Александра Паля («Горько!», «Все и сразу», «Горько - 2!», «Парень с нашего кладбища», «Без границ», «Тряпичный союз», «Ледокол», «Хороший мальчик», «Жизнь впереди»).
«Верность» - участник основной конкурсной программы «Кинотавра-2019», по итогам которого была удостоена Специального диплома жюри «За безграничную веру актёров в режиссёра».
СЕРГЕЙ КОРНИХИН, продюсер:
«Нигина, как современный европейский автор, не видит проблемы в том, например, чтобы актёры раздевались в кадре. Она тонко чувствует драматургическую необходимость, перед ней не стоит задача шокировать публику. Из фильма в фильм (а я работаю с Нигиной с самой первой её короткометражной картины «Шиповник») она не боится высказываний на сложные темы и умеет попадать в болевые точки нашей действительности. В этой честности, бескомпромиссности и способности находить нерв истории я вижу огромную кинематографическую ценность».
НИГИНА САЙФУЛЛАЕВА:
«Хотелось изучить феномен женской измены и разобраться в противоречивых мотивах, которые движут женщиной. В русском языке много позитивных понятий для описания любвеобильного мужчины - «ловелас», «герой-любовник», «он полигамен по природе своей». А для женщины - только диагнозы: «проститутка», «шлюха», «гулящая» и прочее. Я не пытаюсь оправдать свою героиню. Да, она ведёт себя аморально, делает больно своему партнёру. Но мне важно было показать ситуацию объёмно и разрушить стереотипы, а не выносить приговор изменяющей женщине».
«В кастинге я не боюсь ошибиться никогда. Поняла, что нужно выбирать не головой, а ждать, когда придёт ощущение. Я не знала заранее, должна ли Лена быть худая или полная, рыжая или красная. Должно быть чувство, будто происходит что-то магическое. Тогда ты останавливаешь кастинг, потому что всё случилось. С Женей так и было. Но есть ключевой момент: эту роль не смогла бы сыграть женщина, которая в глубине души не желала бы этой демонстрации. То есть для интроверта эта роль была бы вся на преодолении - а я такой метод работы не люблю. Из разговора с Женей стало понятно, что она мечтает прожить такую жизнь. Не буквально, как в фильме, конечно. А вот Паля мы не искали, потому что он в течение нескольких лет видел, что мы это пишем, и ждал. При этом они с Женей учились в ГИТИСе, и когда он узнал о нашем выборе, стал шутить: «Да-да, Жене очень подходит эта роль». Притом, что она очень закрытая внешне. Это то, что нам в фильме и было нужно… В случае с Сашей не нужно специально аргументировать для зрителя, почему женщина с ним. Его психофизика, манера, взгляд - это и есть аргументы. Я люблю Паля, конечно, не только за природное обаяние, но и за человеческое содержание и выдающиеся актёрские способности. И второе… Мне было важно, чтобы в герое не было плейбой-эффекта. В нём есть мужская привлекательность, стержень, но нет похоти. Мне хотелось показать героя, чья сексуальность ненавязчива. Мы же привыкли к образу крутого брутального мужчины - брутального именно в сексуальном измерении - в противовес святой жертвенной женщине. Хотя в жизни далеко не всегда так».
«Секс - сюжетообразующая конструкция фильма. Не развлечение для зрителя, а основа для эмоционального и психологического развития героини. Поэтому в сценарии секс был описан достаточно детально, со всей мотивационной палитрой. В разных эротических сценах героиня переживает разные состояния. Если хочешь добиться достоверности, нельзя заставлять актёров «заниматься сексом», согласно подписанному договору. Они не должны делать то, чего не хотят. Или то, о чём не понимают - зачем это нужно? Сексуальные эпизоды мы разбирали не менее подробно, чем драматические. Вместе докапывались до сути и находили верное решение».
«Я знаю людей, для которых измена в принципе невозможна, знаю и тех, для кого это норма. В «Верности» я фокусируюсь на том, как человек решается на измену, какой это сложный процесс. Героиня ведь не планировала изменять. Её поступок спровоцирован неуверенностью в себе. Это распространённая ситуация: женщина просто пытается проверить, привлекательна ли она. Ещё один дурацкий, но популярный мотив - желание отомстить. Плюс обида на партнёра, недосказанность в отношениях… Но потом всё это уходит на второй план, а на первый выходит бессознательное. Героиня выясняет отношения уже не с мужем, а с самой собой. И для неё становится сюрпризом собственная решительность и огонь, который она в себе обнаружила».
«Верность» - парадоксальное, но, вместе с тем, точное название, потому что наша героиня остаётся верной себе. Она осознала свою сексуальность, поняла, что нравится мужчинам, но не ушла после этого ни в монастырь, ни в бордель. Она сделала выводы и стала лучше понимать, кто она и чего хочет».
ЕВГЕНИЯ ГРОМОВА:
«Для меня этот фильм про то, что прежде, чем принимать какое-то решение, нужно озвучить его, подышать в сторонку и убедиться в том, что поступаешь правильно. Что ты не обманываешь себя. Проблема героев, прежде всего, в том, что они не разговаривают. Разговор случается после того, как все разрушающие жизнь события уже произошли. «Верность» - важное напоминание о том, что мы можем быть рядом 24 часа, спать в одной кровати, но это не означает, что мы понимаем друг друга. Многие супружеские пары узнают в героях себя. И я надеюсь, что фильм откроет для них потребность в разговоре о своих пристрастиях и фантазиях. В этом нет ничего стыдного, это развивает и обогащает отношения. Наконец, «Верность» заводит разговор и о том, что можно быть раскрепощённой не только на стороне, но и с мужем».
ПРЕССА:
«Здесь сняты буквально все табу. При этом порнографической механистичности нет и следа, фильм говорит исключительно об эмоциональной жизни человека, а не о технике секса (как раз техники его героям временами не хватает, и это одновременно трогательно и убедительно). К тому же эротика здесь всё же приём, хоть и исключительно мощный, но вовсе не самоцель. «Верность» прежде всего психологическая драма… Фильм раскачивается как качели между игрой в добропорядочность и желанием запретного, закомплексованностью и бесстыдством. В этом смысле «Верность» (название фильма - остроумный антоним основной интриги и одновременно анаграмма «Ревности») - кино и очень русское, восходящее к грешным и непоследовательным героиням Достоевского и толстовской «Анне Карениной», и европейское, вызывающее в памяти драмы Клузо, Малля и Шеро. А больше всех - Бергмана, безусловного виртуоза в этой теме… «Верность» никого не обвиняет и не оправдывает, не стигматизирует и не восхваляет. Здесь нет места ни морализаторству, ни аморальности. Но и отстранённым исследованием феномена супружеской измены картину не назвать. С удивлением и сочувствием авторы смотрят на то, как многие из нас проживают не свои жизни, сами этого не замечая, пока счастливая или несчастная случайность не позволит будто бы впервые разглядеть себя в зеркале… Пока наше кино с фирменной угрюмостью выясняет отношения с политической и социальной реальностью, то убегая от неё, то безуспешно пытаясь её заарканить, Сайфуллаева выходит на люди с оскорбительно радикальным тезисом: единственная заслуживающая внимания реальность - это наши чувства, а единственная свобода, за которую стоит сложить голову, - свобода их выражать» (Антон Долин, «Медуза»).
«Что неизменно хорошо удается Нигине Сайфуллаевой и её соавтору Любови Мульменко, это очень живые, естественные диалоги. Распространённой проблемы российского кино, когда герои говорят какие-то вымученные и явно придуманные фразы, здесь нет, все общаются как в жизни… Благодаря юмору эта серьёзная в общем-то история смотрится легко. А уж гомерически смешная фраза Паля «Абсолютно противоположное мнение» во время очень серьёзного разговора точно станет крылатой. И, конечно, завидна лёгкость, с которой Нигина Сайфуллаева подходит к эротическим сценам… Режиссёр признаётся, что ей хотелось показать, что секс между героями - это естественно и нормально, «чтобы зритель тоже в этот момент не смущался, чтобы не было стыда». Уже второй раз Сайфуллаева показывает, что русские актёры далеко не такие нерешительные и закрепощенные, как принято считать. Надо только найти подход» (Лиза Сурганова, «КиноПоиск»).
«Верность» оказывается ревностью наоборот (не трудно догадаться, каким было рабочее название фильма, всего пара букв поменялись местами), она не просто зажигает факел, разыскивая близость, она впускает в комнату солнечный свет, обличая и изгоняя всякий стыд, всякий детсадовский наливной румянец. Фильм бесстрашно говорит об эмоциональной измене, которая похуже сексуальной, о внешнем и внутреннем наказании для женщины, которая себя познает, об измене из верности, для самоутверждения при повышенной важности партнёра. И о дверях в отношениях, которые, однажды открыв, больше не закроешь, можно только идти дальше, решая выпорхнувшие из них задачки. Это бесстрашный фильм ещё и потому, что, будучи, безусловно, одиночным путешествием женской самости, он умеет быть и фильмом про двоих, впустить Другого» (Ольга Касьянова, «Сеанс»).
«Верность» поражает какой-то невероятной, нездешней свободой в описании телесности. В игре Евгении Громовой и Александра Паля нет ни стыдливой закрепощённости, ни порнографической техничности, ни сладострастного излишества. Всё буднично, просто, внятно - одним словом, как у людей. Фильм Нигины Сайфуллаевой заслуживал бы отдельного места в истории российского кино, даже если бы был просто красивой и тонкой эротической мелодрамой об угасших и вновь вспыхнувших чувствах. Но он намного больше этого» (Ксения Реутова, «Киноафиша»).
«Картина проходит по границе между привычными ландшафтами ромкома и мелодрамы, но выдерживает тональность (эротической) драмы даже в самых хрупких разговорах по душам, где смешное нередко рождается как авторским замыслом, так и неуловимым сходством между комикующей сбивчивостью и трудностью в выражении чувств… Необыкновенно мягкий, неакцентный Паль теряется даже на фоне тихой Громовой, но вскоре недоговорённость и аккуратные объятия сменяются невероятно точными постельными сценами и рассыпающимися прямо во рту фразами сложного разговора. Именно умение этот разговор оформить в сгусток пережитого, а не репортаж, высказывание или стеснительный прикол, и помещает Сайфуллаеву в какую-то уникальную для российского кино нишу, где умеют заниматься сексом, говорить как в жизни и существовать вне моральных оценок, но редко – одновременно» (Алексей Филиппов, «Искусство кино»).