ДОЖДЛИВЫЙ ДЕНЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ
(«A Rainy Day in New York», США, 2019)
Режиссёр: Вуди Аллен.
В ролях: Тимоти Шаламе, Эль Фаннинг, Селена Гомес, Джуд Лоу, Диего Луна, Лив Шрайбер, Келли Рорбах, Ребекка Холл, Аннали Эшфорд, Черри Джонс, Уилл Роджерс, Сьюки Уотерхаус, Гриффин Ньюман.
Жанр: драмеди.
Он - из состоятельной семьи Нью-Йорка, она - из небольшого городка в Аризоне. Выросший на Манхэттене Гэтсби (Шаламе) мечтает показать Эшли (Фаннинг) свой любимый город. Судьба даёт ему шанс, когда девушку отправляют взять интервью у известного режиссёра для студенческой газеты. Однако этот дождливый день изменит их жизнь навсегда – им почти не удастся провести время вместе. В проливной суете мегаполиса Эшли окажется в мире кинематографической богемы, а Гэтсби встретит Чен - младшую сестру своей бывшей девушки (Гомес)…
Работа над «Дождливым днём в Нью-Йорке» была завершена ещё в 2017 году (съёмки в Нью-Йорке с 11 сентября по 23 октября 2017 года), но на волне движения #MeToo всплыла история 25-летней давности - приёмная дочь Вуди Аллена Дилан Фэрроу выступила с публичным заявлением и напомнила, что ещё в 1992 году обвинила Аллена в сексуальном насилии. Из-за этого скандала ряд актёров объявили о том, что сожалеют о работе над фильмом (правда, Джуд Лоу назвал всю эту травлю Аллена позором), а студия «Amazon» отказалась выпускать и продвигать фильм и теперь состоит в длительной судебной тяжбе с режиссёром (сумма иска составляет $68 миллионов). «Дождливый день в Нью-Йорке» так и не вышел в американский прокат (но в мае 2019 года СМИ сообщили, что «Amazon» вернула Аллену права на дистрибуцию картины в США). Европа оказалась радушнее: первый кинотеатральный показ состоялся 26 июля этого года в Польше, а осенью «Дождливый день» пройдёт в ряде стран Европы (в т. ч. в России), Азии, Южной и Центральной Америки.
Главные роли в картине исполнили Тимоти Шаламе (телесериал «Родина», фильмы «Интерстеллар», «Леди Бёрд», «Зови меня своим именем», «Красивый мальчик») и Эль Фаннинг («Вавилон», «Дежа вю», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Где-то», «Супер 8», «Малефисента», «Неоновый демон», «Роковое искушение», «Как разговаривать с девушками на вечеринках», «Малефисента: Владычица тьмы»).
Оператором фильма стал трёхкратный обладатель премии «Оскар» («Апокалипсис сегодня», «Красные», «Последний император») итальянец Витторио Стораро, который прежде работал с Алленом на съёмках фильмов «Светская жизнь» и «Колесо чудес». Стораро использовал различный свет и способы съёмки, чтобы подчеркнуть различия между характерами Гэтсби и Эшли. Для Гэтсби – пасмурную погоду, дождь и стационарную камеру, а для Эшли - тёплые цвета, солнце и съёмки на мобильный стэдикам.
«Дождливый день в Нью-Йорке» стал фильмом открытия 45-го фестиваля американского кино в Довиле (Франция).
ВУДИ АЛЛЕН:
«Я был очень рад представившейся возможности перенести действие фильма в романтический ландшафт дождливого Нью-Йорка… Мы хотели, чтобы дождь стал символом романтичности и любви в картине. Нью-Йорк очень красив в серые, туманные и дождливые дни. Есть что-то особенное в мягком освещении и вымытых начисто улицах… На Эшли дождь навевает тоску, а Гэтсби видит в нём романтику».
«По замыслу Гэтсби, это должен был быть удивительный уикенд с Эшли, но всё идёт не по его плану. Гэтсби говорит: «У города свои планы». Время всегда против нас. Вы можете пытаться им управлять или даже попытаться его обмануть, но, в конечном счёте, у вас ничего не получится».
ПРЕССА:
«Любой фильм Аллена - разумеется, о нём самом, манхэттенском интеллигенте-невротике, который по уши влюблён в Нью-Йорк и его неустанно воспевает. Шаламе в фильме просто его альтер эго - актёр, играющий его в молодости. Фирменно ироничные монологи, им произносимые, - продолжение монологов Аллена из какого-нибудь «Манхэттена» 1979 года. А главным персонажем становится сам великий город - его всё так же жадно рассматриваешь. Но как неспособна утомить любовь, так невозможно соскучиться с Алленом - в примерно ту же воду ступаешь с радостью» (Валерий Кичин, «Российская газета»).
«Современный Гэтсби предпочёл бы вообще остаться в стороне от пустых великосветских тусовок, вести тихую и скромную жизнь обычного ньюйоркца, только зацикленного на старых фильмах и джазовой музыке, которую сам вовсе не прочь наигрывать на пианино в каком-нибудь небольшом баре. И элегическая интонация, прочитываемая не только в звуковом ряде, а Аллен довольно часто использует в своих картинах давние мелодии, но и в том, как запечатлён прославленным итальянским оператором Витторио Стораро, который в третий раз сотрудничал с Вуди Алленом, нынешний Нью-Йорк, больше похожий по атмосфере на мелодрамы и романтические комедии «золотой поры Голливуда», позволяет лучше проникнуться столь плодотворным для людей искусства и прочих городских мечтателей особым «осенним настроением»… Но в отличие от ряда драматических, трагикомических и вообще комедийных фильмов Аллена, «Дождливый день в Нью-Йорке» имеет собственную интонацию, в которой сочетаются романтика и ирония, сентиментальность и сарказм, поэзия и проза, возвышенность чувств и язвительная мудрость. Несмотря на то, что отдельные сюжетные повороты, включая финал, кажутся предугадываемыми, автор не боится быть демонстративно старомодным, никак не пытается заигрывать с современной публикой и непременно угождать её вкусам. Он честен и искренен, прежде всего, по отношению к самому себе и своему творчеству, снимая кино вполне легко и непринуждённо, вопреки преклонному возрасту. И оставляет в итоге хорошее впечатление от просмотренного - на удивление доброе и приятное» (Сергей Кудрявцев, ivi.ru).
«Картина получилась очень лёгкой, почти воздушной - и местами очень забавной. Она не обязывает зрителя к глубоким размышлениям, хотя при желании ему есть, над чем подумать - о превратностях судьбы, о том, что тот самый «успешный мир» имеет свою грустную изнанку и о том, что молодости чужд пафос и кич - и поэтому молодые люди так прекрасны. Фильм создаёт настроение, очень подходящее для тоскливого осеннего вечера, когда перестает радовать окружающий мир и люди. И он подойдёт для любой компании - юмор и атмосфера, при всей их неповторимости, получились «универсальными» (Мария Михайлова, «Кино-Панк»).