Готэм, начало 1980-х годов. Артур Флек живёт с больной матерью, которая с детства учила его «ходить с улыбкой», и может быть поэтому мечтает о карьере комика. Но пытаясь нести в мир хорошее и дарить людям радость, Артур сталкивается с человеческой жестокостью и безразличием окружающего мира. И больше всех издевается над ним Томас Уэйн, самый богатый человек города, на которого всю жизнь работала мать Флека. Постепенно Артур приходит к выводу, что этот мир получит от него не добрую улыбку, а ухмылку злодея Джокера…
Сюжет фильма представляет собой историю происхождения суперзлодея Джокера и никак не связан с другими фильмами по комиксам DC. У Джокера нет одной оригинальной истории происхождения. Только в комиксе Алана Мура «Убийственная шутка» была рассказана история мужчины, связавшегося с преступностью, а позже - упавшего в чан с химикатами не без участия самого Бэтмена. Джокер неоднократно появлялся на большом экране. Его играли Сесар Ромеро, Джек Николсон, Хит Леджер и Джаред Лето. Однако именно новая лента стала первым сольником этого персонажа. Создатели картины решили отойти от привычных кинокомиксов, сделав новую картину мрачной драмой, напоминающей культовые ленты Мартина Скорсезе (который, кстати, выступил здесь продюсером). Да и бюджет составил всего 55 миллионов долларов, так что спецэффектов и экшена здесь немного.
За режиссуру фильма взялся Тодд Филлипс - американский кинорежиссёр, продюсер и сценарист, наиболее известный по фильмам «Убойная парочка: Старски и Хатч», «Мальчишник в Вегасе» (премия «Золотой глобус» за «Лучший фильм - комедию или мюзикл») и его продолжения, «Впритык», «Парни со стволами». Также он был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший адаптированный сценарий» за фильм «Борат». Свою карьеру Филлипс начинал с документального кино. Так, его первой полнометражной работой стала документалка «Ненавистный» о жизни и смерти панк-звезды Джи-Джи Аллина, второй - фильм о тёмной стороне студенческих сообществ «Дом братства», снятый в 1998 году для НВО и получивший награду на кинофестивале «Сандэнс». В качестве продюсера Филлипс брался за проекты, которые к комедийному жанру не относятся: это оскароносная «Звезда родилась», политическая драма «Вся королевская рать» и криминальный сериал «Области тьмы». Филиппс признался, что на создание фильма повлияли фильмы Мартина Скорсезе «Таксист», «Бешеный бык» и «Король комедии», в которых играл актёр Роберт Де Ниро. Когда сценарий был закончен, Филипсу потребовался год, чтобы убедить «Warner Bros.» согласиться с его видением картины и дать фильму «взрослый» рейтинг. Логично, что крупная кинокомпания хотела снизить рейтинг, чтобы сделать фильм доступным для более широкой аудитории. Но режиссёр оставался непреклонен в мнении, что без жестоких и тёмных мотивов фильм будет совершенно иным - и в итоге отстоял свой сценарий. Интересно, что полностью готового сценария у съёмочной группы не было - прописана была только канва сюжета, тогда как подробности придумывались по ходу съёмок.
Боссы студии хотели, чтобы роль Джокера исполнил Леонардо Ди Каприо. Среди других потенциальных исполнителей этой роли были Брэдли Купер, Джейк Джилленхол, Адам Драйвер, Джеймс Франко, Уилл Поултер, Дэн Стивенс, Пол Дано, Калеб Лэндри Джонс, Иван Реон и Билл Скарсгард. Играть Джокера Леонардо Ди Каприо отказался. Он предпочёл съёмки в фильме Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде».
А в роли злодея, облаченного клоуном, на этот раз предстал Хоакин Феникс (1974 г. р.) - американский актёр, известность которому принесли фильмы «Гладиатор» (номинация на «Оскар») и «Ярды». За роль Джонни Кэша в фильме «Переступить черту» Хоакин Феникс получил премию «Золотой глобус» и вторую номинацию на премию «Оскар». Также снимался в фильмах «Знаки», «Таинственный лес», «Хозяева ночи». В 2012 году Феникс за исполнение роли Фредди Куэлла в ленте «Мастер» Пола Томаса Андерсона был удостоен множества наград и номинаций, среди которых кубок Вольпи за лучшую мужскую роль на Венецианском МКФ и третья в карьере номинация на «Оскар». В 2013 году Феникс исполнил главную роль в фильме Спайка Джонза «Она», в 2014 году вновь снялся у Пола Томаса Андерсона в картине «Врождённый порок», в 2015 году сыграл в «Иррациональном человеке» Вуди Аллена, в 2017 году в «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси, а в 2018 – в «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» Гаса Ван Сента. Кстати, по-настоящему карьера Хоакина началась в далёком 1995-м с роли в фильме Гаса Ван Сента «Умереть во имя». Нельзя не вспомнить и о том, что за два года до этого дебюта трагически рано погиб от передозировки наркотиками старший брат Хоакина - актёр Ривер Феникс, сыгравший свою лучшую роль в «Моём личном штате Айдахо» всё того же Ван Сента.
Феникс признался, что не сразу дал согласие сниматься в «Джокере» и предварительно тщательно всё обдумал. Он постоянно общался с режиссёром и пытался понять, какую именно историю тот планирует рассказать. Удовлетворившись, Феникс согласился, но признался, что проект его «напугал до усрачки». Готовился он серьёзно. Прочитал множество книг про убийц политиков и решил сделать своего героя таким, чтобы ни один психолог не смог поставить ему диагноз и вообще как-то определить его личность, затем отказался искать мотивацию персонажа. Несколько месяцев репетировал смех своего персонажа, прежде чем смог найти подходящий тон, причём какое-то время ему казалось, что у него ничего не получится. Также актёру пришлось сбросить 23,5 килограмма, что, по его словам, помогло в работе над образом Джокера, так как это похудение «начало сводить с ума» из-за короткого периода, в который оно произошло. Плюс ко всему Феникс заставлял коллег по фильму «Джокер» нервничать во время съёмочного процесса, поскольку в любой момент мог уйти с площадки. И бедные другие актёры начинали думать, что это из-за них, но они на самом деле были ни при чём - всё дело в том, что Хоакин просто не чувствовал правильный настрой».
Алек Болдуин рассматривался на кандидатуру Томаса Уэйна, но переговоры зашли в тупик. Фрэнсис Макдорманд отказалась от роли Пенни.
Зато в картине принял участие Роберт Де Ниро. Он сыграл ведущего ток-шоу Мюррея Франклина - это дань «Королю комедии» Скорсезе, в которой Де Ниро исполнил роль комика-неудачника Руперта Папкина, преследующего ведущего юмористической передачи. Также в «Джокере» снялись Зази Битц из второго «Дэдпула» в роли возлюбленной главного героя и Фрэнсис Конрой из сериалов «Клиент всегда мёртв» и «Американская история ужасов» в роли матери Флека. Томаса Уэйна и его сына Брюса сыграли Бретт Каллен и Данте Перейра-Олсон.
Оригинальную музыку к фильму написала Хильдур Гуднадоттир, автор саундтрека к прогремевшему сериалу «Чернобыль». Мрачная, тревожная музыка (струнные, ударные и в финале уже духовые) точно отражает изменение состояния Артура - от подавленности до абсолютного отчаяния и, наконец, освобождения. Музыка - то, что персонаж постоянно слышит внутри себя и оттого постоянно танцует (Феникс превращает это в невероятный пластический перформанс). Тодд Филлипс говорит, что поступил необычно: отправил Гуднадоттир сценарий сразу же целиком, отчего композитор была счастлива, так как понимала весь лейтмотив.
На 76-м Венецианском МКФ «Джокер» завоевал главный приз - «Золотого льва».
Рейтинг фильма на IMDB составил 9,6 баллов из 10 (10,7 тысяч оценок), что делает его самым высокооценённым кинокомиксом в истории. До этого лидерство удерживал нолановский «Тёмный рыцарь», который также полюбили из-за Джокера Хита Леджера. Его рейтинг - 9 баллов.
ТОДД ФИЛЛИПС:
«Я обожаю «Тёмного рыцаря». И после этого был Джаред Лето, и мне тоже понравилось. До этого был Джек Николсон, и это мне тоже нравится… В Штатах комиксы - это вроде как наш Шекспир. И можно сделать много-много версий Гамлета. В будущем будет множество версий Джокера».
«Я хотел сделать жанровое кино в формате кинокомикса. Сейчас это самый актуальный жанр, поэтому с ним интересно экспериментировать. Почему я выбрал Джокера? У этого персонажа нет устоявшегося канона, предыстории. Это развязало мне и сценаристам руки, поэтому с основной задачей - сделать сумасшедшее кино о нарастающем безумии - мы вроде как справились. Но я буду кривить душой, если скажу, что не подсматривал некоторые идеи… «Таксист» оказал огромное влияние на меня и моё творчество. Этот фильм входит в число моих любимых. Но я хотел передать настроение всех значимых фильмов 70-х: «Злые улицы», «Серпико», «Король комедии». Источников вдохновения было много. Даже мюзиклы - мы пересмотрели кучу музыкального кино, чтобы создать пластику Хоакина».
«Люди сходят с ума уже много лет, для кого-то это секрет? Но я не согласен с тем, что ставлю диагноз. Я лишь показываю реальность. И так вышло, что быть нормальным сегодня - признак безумия. В этом и состоит ключевое отличие моего Джокера. Он не хочет видеть мир в огне. Просто поиск себя завел его на путь хаоса, а окружающие его в этом поддержали».
«Джокер» оказался очень сложным фильмом. Мне было очень важно рассказать собственную историю, которой не было ни в комиксах, ни в кино. И мне дали невероятную творческую свободу! При этом производство было постоянно связано с кучей договоренностей, согласований. Долго обсуждался рейтинг R. Поэтому я надеюсь, что картину ждёт успех. Тогда, возможно, студии будут давать больше денег и возможностей для таких экспериментов».
ХОАКИН ФЕНИКС:
«Я не читал «Убийственную шутку». Остальное тоже прошло мимо меня. Да и с точки зрения актёрского мастерства мне куда интереснее показывать людям что-то новое, чем базироваться на устоявшихся образах. Первое, от чего я отталкивался, когда начинал думать о моём персонаже, - блокнот с неудачными шутками. Я провёл с ним несколько дней, пытался понять: какой человек скрывается за этими записями. Это стало скелетом».
«Больше всего репетиций понадобилось для выработки смеха. Мне очень понравилась идея Тодда сделать смех частью болезни Артура… Поэтому сам смех я решил сделать нездоровым. И на это ушло куча времени! Тодд помогал мне, как мог: говорил, какая нужна интонация, показывал видео про людей с синдромом Туретта. Больше всего мне помогло похудение. Когда несколько месяцев ты живёшь на триста калорий в день - начинаешь сходить с ума. Я серьёзно. Резкий сброс веса влияет на психику… Худоба Артура, его физическая немощность контрастируют с привычным образом персонажа. Мне это показалось интересным. Повторюсь, я не хочу быть лучшим Джокером - я хочу быть другим».
«Для меня это фильм о том, насколько сильно можно загнать человека в угол, чтобы тому было просто нечего терять. И вот эта потеря всех моральных устоев и страхов может привести к тому, что даже самый жалкий из нас может превратиться в могущественное чудовище».
ПРЕССА:
«Филлипс на пресс-конференции напомнил, что создателей оригинального Джокера вдохновил старый фильм «Человек, который смеётся». Сам режиссёр об этом не думал, для него вдохновением были фильмы 1970-х, включая, конечно, скорсезевских «Таксиста», «Бешеного быка» и «Короля комедии» - фильмы о надломленных одиночках, слетевших с катушек. В новом Джокере легко можно углядеть Трэвиса Бикла (есть даже парочка интерпретаций культовых сцен «Таксиста»), но в целом Филлипс больше хотел передать бунтарскую стилистику тех картин и дух того Нью-Йорка - прообраза Готэма. На это работают и стилизованные под старые фильмы титры, и цветовая гамма. «Джокер» будто бы снят на плёнку и начинается в ярких красно-жёлто-синих тонах, которые по мере погружения героя в бездну безумия становятся всё мрачнее и мрачнее, с грязным оттенком. Лишь в редкие минуты счастья Артура теплота и яркость красок возвращается… В результате перед нами настоящий пик максимально серьёзной и реалистичной экранизации по мотивам комиксов, шекспировская трагедия, снятая комедиографом. Студия DC взяла уверенный реванш перед «Marvel» в борьбе за зрителя и «Оскар» (Ольга Белик, «КиноПоиск»).
«Джокер» не вывел жанр кинокомикса на новый уровень, но определённо стал одним из самых ярких и запоминающихся его представителей. Историю Артура Флека можно смело ставить в один ряд с «Логаном» и «Тёмным рыцарем», но проект в то же время совершенно уникальный. Мрачная цветовая палитра с резкими яркими акцентами, фокус на мелких деталях, из которых собирается живой потрет Готэма, олдскульные хиты вперемешку с виолончелью Хильдур Гуднадоттир и атмосфера 70-х идеально коррелируют с сюжетом. Вне сомнений, «Джокер» - это актёрское кино, в котором всё внимание на себя перетягивает Хоакин Феникс… Хоакин снова превзошёл себя в профессиональном плане, когда казалось, что выше головы он уже не прыгнет» (Олеся Трошина, Film.ru).
«Джокер» - тотальный бенефис Хоакина Феникса, идеального Пьеро, которому из всего актёрского арсенала оставили чаплиновскую физическую комедию (в сцене светского приёма суперсильные мира сего, в том числе и Уэйн-старший, смотрят на широком экране «Новые времена»), клоунаду и смех, истерический, вроде бы искренний, а прислушаешься - маниакальный. Он - герой общества тотального лицемерия («Всегда дари людям радость, сделай счастливое лицо», - увещевала сумасшедшая мама), готового построить культ из новости о клоуне-убийце в перегретом мире перед самой точкой кипения, завязшего в энтертейнменте, воспринимающего лишь знакомые телеформаты. Мама - анархия, папа - «Вечерний Ургант»… Это идеально зрительское кино, стилизованное под старину, которое на деле оказывается опасно актуальным. В нём нет героя-спасителя, нет злодея-харизматика, оба они - две крайности биполярного, амбивалентного и, видимо, последнего гениального артиста наших дней Хоакина Феникса. Только он одной кривой ухмылкой способен замотивировать любого зрителя на оппозицию Системе без надежды её сломить и без возможности жить дальше внутри собственной поломанной черепной коробки» (Егор Беликов, «Искусство кино»).
«Наш будущий Джокер Артур Флек - типичный герой нью-йоркских 70-80-х, мелкий, травмированный человек с фантазиями. Что-то между Рупертом Папкиным и Трэвисом Биклем, Раскольниковым с его нравственными парадоксами и Поприщиным, представляющим себя королем Испании. Нужно сказать, что сценаристы не пожалели сил (если не качественно, то количественно), чтобы объяснить метаморфозы Флека - его поворот к Джокеру… Хоакин Феникс - гениальный лицедей. Мы это знаем, и это знают жюри всех фестивалей мира - у него столько премий, что, наверно, будет некуда поставить ещё одну. На него очень интересно смотреть, особенно на громадных крупных планах: когда детали образа формирует уже не пластика движений, а форма ногтей, следы на коже, морщины. (Его правда гримировали под таксиста Бикля или просто показалось?) Другое дело, что для своей новой роли Фениксу уже нечего придумывать - всё это он уже играл: и социопата, и бытового сумасшедшего, и мстителя. Даже за мамой уже ухаживал (вот, например, у Линн Рэмзи). Преодолеть «ленивую» драматургию Феникс не в силах. Хохот отменный, блестящие сцены с пробежками (Чаплин тоже в строку), но что делать с тем, что герой пуст? Трудно сделать его глубже - тем более, что пространства для тайны сценарий уже не оставил. Этот Джокер представляет только энтомологический интерес» (Василий Степанов, «Сеанс»).
«Каким бы депрессивным и гнетущим ни был Готэм, рождённый его худшими кошмарами Джокер всегда был аномалией. Брюс Уэйн, напротив, - настоящим королём. У него, классической персонификации «добра с кулаками», всегда была народная любовь, она и поддерживала его в трудную минуту. «Джокер» Филлипса, отвечая запросу современности, выворачивает привычную легенду наизнанку, показывая иную систему координат, не в пример более внятную. В ней именно семейство Уэйнов - враждебная горожанам элита, высокомерные жлобы, живущие в своей усадьбе за счёт задыхающегося Готэма. Джокер же впервые – не психопат-одиночка, не террорист, не лидер бандформирования. Он воплощает народные чаяния, он кумир миллионов - воплощенная анархия и свобода от удушающих иерархий. Его чернейшее чувство юмора (куда там серьёзничающему Бэтмену!), его беспринципность и безжалостность, его чистая беспримесная ненависть к власть имущим отзовутся в сердце и памяти многих. Каким бы отвратительным ни был он сам, как бы ни пугали обывателей его слова и поступки, нет сомнений, что после мировой премьеры фильма маски зелёноволосых клоунов-убийц будут нарасхват» (Антон Долин, «Медуза»).