В КЕЙПТАУНСКОМ ПОРТУ
(Россия, 2019)
Режиссёр: Александр Велединский.
В ролях: Евгений Ткачук, Владимир Стеклов, Александр Робак, Юрий Кузнецов, Сергей Сосновский, Светлана Хомич, Виталий Кищенко, Анфиса Черных, Ангелина Притуманова, Юрий Ваксман, Виталий Хаев, Юлия Ауг, Виктор Раков, Максим Лагашкин, Анна Уколова, Виктория Смирнова, Данил Стеклов, Филипп Ершов, Арсений Робак.
Жанр: причудливое переплетение драмы, трагикомедии и фарса.
Моряк, Пахан и Салажонок. Они встретились лишь однажды - летом 1945 года на Дальнем Востоке - с оружием в руках и с серьёзными намерениями. Всё закончилось перестрелкой, и каждый из участников уверен, что убил двух других… Однако судьба подарила всем им долгую, насыщенную событиями жизнь. Моряк, оставив службу, обосновался в Севастополе, работал пожарником в местном театре, хотя всегда мечтал стать артистом. Салажонок обосновался в Ленинграде и стал достаточно известным драматургом. Пахана же жизнь забросила в Южную Африку, в город-порт Кейптаун. Пройдёт более полувека с той роковой встречи лета 1945-го и в один из дней в разных точках Земли произойдут события, которые сплетут судьбы трёх участников давних событий в сложный узор…
Автором сценария и режиссёром картины является Александр Велединский. Он родился 27 июля 1959 года в Горьком. В 1981 году закончил Горьковский Политехнический институт (электрооборудование судов). В 1993-1995 г. г. учился на Высших курсах сценаристов и режиссёров в мастерской А. Прошкина и В. Приёмыхова. В 1995 году за 18-минутный короткометражный художественный фильм «Анфан террибль» получил Специальный диплом жюри фестиваля «Святая Анна». В 2000 году выступил соавтором сценария телесериала «Дальнобойщики». В 2001 году снял по своему сценарию короткометражный художественный фильм «Ты да я, да мы с тобой» по мотивам рассказа В. Пьецуха с Сергеем Маковецким в главной роли. Фильм принял участие в 54-м Каннском МКФ, в программе «Особый взгляд». На 35-м МКФ EXPO в Нью-Йорке фильм получил «Приз за лучший дебют». Также картина стала обладателем Гран-при за «Лучший короткометражный фильм» на «Киношоке» в Анапе, приза «Гранатовый браслет» на кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине, приза за лучший короткометражный фильм на кинофестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге. В 2002 году Велединский совместно с А. Сидоровым и И. Порублёвым становится автором сценария телесериала «Бригада». В этом же году он выступает режиссёром-постановщиком и соавтором сценария телесериала «Закон». В 2004 году Велединский снимает полнометражный фильм «Русское» по собственному сценарию, написанному по мотивам произведений Эдуарда Лимонова. На XX КФ «Окно в Европу» в Выборге эта лента признана «Лучшим игровым фильмом». В 2004 году Велединский по сценарию, написанному совместно с И. Порублевым, снимает фильм «Живой». 2013 годом датированы его последние до сегодняшнего времени режиссёрские работы – мини сериал «Ладога» и сверхуспешный фильм «Географ глобус пропил» (Гран-при XXIV Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр», премии «Золотой орёл» за режиссуру и «Ника» за лучший фильм года).
Сценарий «В Кейптаунском порту» написан более 20 лет назад, он стал одним из первых проектов, с которым Александр Велединский пришёл в кино. В основе сценария - любимая песня отца режиссёра и его же рассказ о том, что случилось с ним в 1945 году. Долгое время Велединский безуспешно предлагал постановку продюсерам, картину пытались запустить в производство аж с 2000 года. Но постоянно мешали проблемы с бюджетом. Наконец, в 2008 году проект стартовал. В главной роли должен был сниматься Олег Иванович Янковский, ему очень нравился сценарий. Но, к сожалению, в 2009 году Олега Ивановича не стало. В какой-то момент Велединский решил остановить картину, понимая, что второго Янковского не может быть на свете. Но потом он поменял своё решение и – «повернул характер героя на 180 градусов» (эту роль сыграл Владимир Стеклов). И в 2015 году съёмки возобновились - 27 августа в День кино! Фильм снимался три года: на Дальнем Востоке, в Крыму, Санкт-Петербурге и, конечно, в Кейптауне. В итоге Велединский в 2018 году привёз картину на XXVI международный кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге, где его впервые показали на церемонии открытия 10 августа в недоделанном виде. В Выборге фильм был награждён специальным призом жюри.
ВЛАДИМИР СТЕКЛОВ:
«Впервые эту историю я прочёл, когда ещё не был знаком ни с Велединским, ни с его творчеством. Да собственно, он тогда только закончил Высшие режиссёрские курсы. И прочитав сценарий «В Кейптаунском порту», мне не то, что захотелось принять участие в его съёмках, а - бегом-бегом, вдогонку отправиться за этим человеком. Вскоре мы с ним познакомились - на съёмках его дебютной короткометражки «Ты да я, да мы с тобой». И все эти годы я, как и многие люди, которые работали с Сашей, ждал, когда же случится «В Кейптаунском порту». Поэтому, когда он мне позвонил и сказал: «Запускаюсь!», я был безумно рад оказаться вновь в орбите Сашиного кино».
АЛЕКСАНДР ВЕЛЕДИНСКИЙ:
«Эту историю мне рассказал отец лет 40 назад. Меня тогда поразил факт: если бы события начали развиваться иначе, я бы не родился. Моего отца убили бы. Причём свои и по глупости, уже после войны… Было так: мой отец в 1945 году на Дальнем Востоке возвращался с самоволки и встретил бывших штрафников, что не сулило ничего хорошего. Штрафники моряков ненавидели - почему-то были уверены, что те совсем не воевали и просто отсиживались в тылу. Преступления свои штрафники кровью смыли, но мозги-то остались прежними. Люди они жестокие, лихие и прохода морякам не давали. Было даже такое негласное указание для моряков: «Увидишь штрафника - или стреляй первым, или беги». Моему отцу тогда повезло. Он был в гражданском, максимум, оставил тельняшку, и его сразу не вычислили. Попросили закурить, он дал, и когда уже уходил, штрафники начали дергать затворами и стреляли вверх. Так было в жизни… Отец мне эту историю рассказал, потом вдруг, когда отца уже не было, мне она вспомнилась, и почему-то захотелось представить, что со всеми этими героями стало, какую жизнь они могли прожить. Так постепенно написался сценарий».
«В Кейптаунском порту» я писал в 1990-е годы, и это было славное время в моей жизни. Я ложился спать с мыслью о том, что напишу завтра то-то и то-то, просыпался и сразу шёл к компьютеру. Это длилось почти год. Вечерами я сидел с друзьями, мы обсуждали материал, они много советовали, помогали, подсказывали... Денег не было ни копейки. Это всё было ещё до «Бригады», писалось в стол, со смутной надеждой когда-нибудь поставить. Потом его начали читать продюсеры. Многим очень нравилось. Но когда заходил вопрос о бюджете, почему-то всем сценарий казался несказанно дорогим. Знаете, какую кличку ему придумали тогда? «Дорогой арт-хаус». Я считаю, что не соответствуют действительности ни первое, ни второе слово. Во-первых, он не дорогой… Во-вторых, никакой это не арт-хаус. Авторское кино - безусловно, но это три жанровые истории, просто сплетённые между собой».
«Действие у нас идёт сразу в трёх местах - Кейптаун, Петербург и Крым. Я ненавижу линейное кино. Мне это скучно. А ещё знаю точно: если твой фильм нравится тебе самому, значит, он понравится ещё минимум миллиону человек».
«Кино-то вообще не о войне и не о совести, а о тех невидимых связях, которые собирают нас всех в одно целое. О случайностях, которые имеют свою высшую логику. В общем, о судьбе».
ПРЕССА:
«Я ненавижу линейное кино!» – признался Велединский на пресс-конференции в Выборге. Действительно, драматургия его фильма как пазл из событий разных эпох. Привычная зрительскому сознанию хронология событий взорвана, перемешана. Стоит признаться, складывать этот пазл непросто даже поднаторевшему зрителю (и есть опасения, что многим фильм покажется запутанным), но сюжетные узелки развязываются к финалу виртуозно. Непростая форма тут отнюдь не эффектная игрушка, но прямое следствие содержания, даже, если хотите, идеологии, сформулированной в слогане к фильму: «Если есть Зло, значит, есть и Добро». Грехи далекого прошлого (история завязывается в 1945-м) герои искупают ближе к концу жизни, а это середина 90-х… В случае фильма «В Кейптаунском порту» Велединского стоит поблагодарить не только за тренаж зрительского внимания, но и за то, что подарил значительные киноработы не самым, увы, востребованным нынче актёрам старшего поколения - Владимиру Стеклову, Юрию Кузнецову, Сергею Сосновскому» (Дарья Борисова, «Независимая газета»).
«В Кейптаунском порту» просто распирает от содержимого: целый век, пусть даже вторая его половина, пусть даже в авторской сжатой интерпретации, банально не вмещается в любой отведённый хронометраж. И Велединский, которого как режиссёра в своих фильмах всегда больше, чем требуется, подгоняет без устали свой объёмный сюжет, как гигантский корабль с железной палубой до небес. Но эта махина всё же, скрипя шестерёнками, вопреки всему идёт вперёд до самого финала. Это очень стариковский фильм, но он не занудный: его скорее можно сравнить с дедушкиным рассказом о былом, который может затянуться до ночи, но прервать прародителя внук всё равно не осмелится… Здесь в ролях десятков персонажей играют, кажется, все актёры, которых удалось привлечь, но при этом в титрах нет совсем ярких звёзд вроде географа-Хабенского. Велединский всё очень тонко рассчитал: в его картине нет главного героя-человека, здесь протагонист - само неумолимое время, которое всё летит вперёд, не останавливаясь. С другой стороны, как сам себе заявляет в конце фильма Велединский, разница между XX и XXI веком только в том, что мы их так пронумеровали: так года считать проще. Так что даже больше, чем ХХ веку как таковому, он посвящает фильм аналоговому, то есть материальному ощущению реальности, уходящему понемногу в наше загадочное цифровое время, которое, уж так сложилось, началось, скорее, после встречи миллениума» (Егор Беликов, ТАСС).
«Очень «мужская» история, в которой есть место бандитам, военным, морякам и сентиментальности, а её основой становится эпическая байка, похожая на изобретательный тост на ностальгическом застолье… Фильм оставляет впечатление немного старомодной, хотя и симпатичной работы, которой пошло бы на пользу быть немного менее «разговорчивой» и более динамичной визуально. Нелинейная структура заставляет вспомнить о «Криминальном чтиве» и «Вавилоне», и сама головоломка явно рассчитана на то, что зритель будет смотреть картину несколько раз» (Юлия Кузищина, «Киномания»).
«Как нередко бывает с картинами, использующими в названии строчки известных песен, для понимания «В Кейптаунском порту» нужен тонкий музыкальный слух и поэтическое мировосприятие, позволяющее разглядеть сложный узор из нескольких ключевых тем и оценить хитроумие, с которым они переплетаются. Сторонникам обыденной логики и предсказуемой сюжетной основательности, возможно, будет неуютно смотреть это произведение, от которого не стоит ожидать привычного прямолинейного повествования с завязкой, кульминацией и развязкой, расположенными именно в этой тривиальной последовательности… От этих самых толстых сюжетных линий отпочковываются более тонкие, образующие ажурную сетку, в которой воспоминание может незаметно, без швов перетечь в театральную постановку, сон - в явь, а персонажи из «прошлого» непринужденно комментируют «настоящее», пользуясь тем, что в данной концепции времени и прошлое, и настоящее, и будущее происходят одновременно… С этой точки зрения жанр «В Кейптаунском порту» можно определить как «экзистенциальный детектив», где главный вопрос не «кто убийца?», а «кто победит - добро или зло?» Вопрос, понятное дело, риторический, поскольку никакой окончательной победы или поражения в этой битве быть не может. Точно так же неясен окончательный исход стычки между французскими и английскими моряками, о котором рассказывает жестокий шансон «В Кейптаунском порту» (Лидия Маслова, «Сеанс»).