БыкБЫК
(Россия, 2019)
Режиссёр: Борис Акопов.
В ролях: Юрий Борисов, Стася Милославская, Сергей Двойников, Алексей Филимонов, Игорь Савочкин, Александр Самсонов, Александр Левин, Мария Звонарёва, Егор Кенжаметов, Афина Кондрашова, Роман Колотухин.
Жанр: драма.

1990-е годы. Время свободы, видеосалонов, первых рейвов, а ещё пустых прилавков, безработицы и разгула преступности. Молодой лидер банды Антон Быков по прозвищу «Бык» (Борисов) вынужден зарабатывать любыми способами, чтобы обеспечить свою семью. Однажды, не успев вовремя скрыться после очередной «стрелки» на районе, Бык попадает в отделении милиции, откуда его вызволяет один из московских авторитетов. Чтобы расплатиться за оказанную услугу, Быку и троим его друзьям нужно будет разгромить рынок, который «крышует» одна из самых опасных преступных группировок…

Фильм по собственному сценарию поставил Борис Акопов – и это его полнометражный дебют. Он родился в 1985 году в Москве. В 8 лет был принят в Московскую Академию Хореографии. По окончании хореографического училища работал в московских театрах «Кремлёвский балет», «Большой театр», «Театр Классического Балета» и других. Много гастролировал по Европе, США и Азии. В 2008 году ушел из балета из-за травмы. Работал на киноконцерне «Мосфильм» в качестве техника, снимался в массовке и эпизодах. В 2010 году устроился режиссёром монтажа на телевидение. В 2011 году поступил во ВГИК (мастерская А. А. Эшпая и В. А. Фенченко). Дипломный короткометражный фильм Акопова «Рай» получил в 2016 году приз за лучшую режиссуру на международном студенческом фестивале ВГИК, а также особое упоминание жюри под председательством Кшиштофа Занусси. Сценарий «Быка» во многом основан на рассказах отца режиссёра, который в 90-е работал следователем.

Производством фильма занимался продюсерский центр «ВГИК-Дебют» при поддержке Министерства культуры РФ. «ВГИК-Дебют» во главе с Фёдором Поповым с начала 2010-х годов пытается взять на себя роль посредника между самым известным профессиональным вузом страны и киноиндустрией. В его копилке «Рок» Ивана Шахназарова и нашумевший «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта.

Главные роли в картине исполнили Юрий Борисов (сериалы «Молодая гвардия» и «Ольга», фильмы «Хрусталь», «Е-34») и Стася Милославская (сериалы «Красные браслеты», «90-е. Весело и громко», «Обычная женщина», фильмы «Коробка», «Близкие»).

Оператором-постановщиком «Быка» стал ещё один выпускник ВГИКа Глеб Филатов. Он снял 4 короткометражных фильма, среди которых «Рай» Бориса Акопова. «Бык» - дебют в полнометражном кино. В настоящее время выступает оператором-постановщиком полнометражного дебюта Анастасии Пальчиковой «Маша» и сериала Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Колл-центр».

Картина снята всего за 20 смен в Твери и Москве.

Фильм «Бык» - обладатель Гран-при и приза за операторскую работу Открытого Российского фестиваля «Кинотавр», а также Гран-при программы «К Востоку от Запада» МКФ в Карловых Варах.


ФЁДОР ПОПОВ, продюсер:
«Я «положил глаз» на Бориса сразу, как только его фильм победил на ВГИКовском фестивале, а через год мы пригласили его возглавить студенческое жюри, и именно тогда я предложил ему сотрудничество. Потому что одно дело - просто классный режиссёр, а другое - когда у него есть сценарий. Сценарий «Быка» был отличным, но если бы я не знал самого Бориса, может и не решился бы запустить его. В успехе предприятия меня убедила именно личность режиссёра. Я знал, что его отец был следователем в 90-е, что Борис прочувствовал всё, о чём написал, а не просто прогуглил».

БОРИС АКОПОВ:
«Я взялся за эту историю, потому что решил понять, откуда я сам родом, я имею в виду - ментально. Мне было важно вспомнить, каким было моё детство, что происходило со мной, со страной, в каком времени меня воспитывали родители - им ведь было очень тяжело, а нам, наоборот, всё интересно. В 90-е я был совсем юным, но тем не менее именно в то время я начал осознавать себя как человека - мои первые рефлексии по поводу окружающей действительности начались тогда. Несмотря на обстоятельства, которые нас окружали, у меня было счастливое детство. В Балашихе, где я жил, было сурово и какие-то мои реальные воспоминания вошли в сценарий… Но для меня, как для ребёнка, все это было захватывающее, аdventure, приключение, а не «о боже, какой ужасный мир нас окружает». И вот когда я повзрослел, то понял, что нужно вернуться в ту среду, из которой я вышел, осмыслить её».
«Найти своего сценариста, как и оператора (ведь это твои уши, глаза и мысли!) - очень сложно. Примерно так же, как найти жену. Поэтому стал писать сценарии самостоятельно. Это странно, но я не помню момента, когда возникла идея «Быка», и как я её записал… Основой были рассказы отца, также частично я опирался на серию книг в трёх томах «Москва бандитская» Николая Модестова и на свои, ещё детские, воспоминания. Реальные герои из фильма, возможно, никогда не пересекались в жизни, но тем не менее существовали… В фильме всё соткано из документальных событий, людей, бандитов, как в лоскутном одеяле. Я просто связал их вместе, в единое целое».
«На роль главного персонажа я искал актёра, который бы уже типажно шёл в разрез с устоявшимся образом эдакого здорового парня с отсутствующим взглядом, настоящей машиной для убийств. Хотелось отойти от клише и сделать героя здоровым духом и слабым телом. Характер Быка построен на преодолении, и от этого становится ещё сильнее. Мой персонаж - «бык» не по физическим данным, а по внутренней мощи и энергии… На роль Быка было два претендента, и оба отличные. Но Юра всё же был глубже, у него в кадре включалась не только органика, но ещё и какая-то философия. Я уже готов был его утвердить, как вдруг его агент сказал, что наши сроки Юре не подходят и сниматься у нас он не будет. Мы начали работать с другим артистом, но вдруг случайно друг моего оператора снял квартиру вместе с актёрами, один из которых знал Юру, и по этой странной цепочке до Юры дошла информация, что у нас снимается другой. И тогда Юра сам мне позвонил и сказал: «Как же так? почему? я полгода работаю над этой ролью! Я поменяю график!».
«Нам было важно найти точные локации. Период их поисков был очень длительным. Дело в том, что, как оказалось, город моего детства Балашиха, описанный в сценарии, совершенно не подходил - его давно застроили. Поэтому мы отправились в экспедицию. Это был потрясающий опыт: лютой зимой с командой ездили по разным городам, ночевали в гостиницах, искали натуру. Мы побывали в Ярославле, Туле, Новомосковске, но в итоге остановили свой выбор на Твери - этот город сохранил аутентичность того времени».
«Я не так уж хорошо знаю музыку 90-х, но я копал, искал, выбирал… Я не хотел использовать хиты-хитяры, которые из каждого утюга до сих пор звучат, я хотел найти песни, которые не очень известны, и чуть с ума не сошёл, пока слушал часы записей, потому что хотелось взять всё. Но в некоторые композиции я влюбился по-настоящему. Я скидывал их артистам, чтобы они слушали и вдохновлялись, и сам заслушивал их до дыр. Я долго торговался с исполнителями, выпрашивал скидки, говорил, что я дебютант, отправлял им сценарий, уговаривал, и почти все шли на 50-процентный дисконт. Самыми неуступчивыми оказались агенты группы «Мираж» - они не скинули ни рубля, а мне очень нужна была их песня «Солнечное лето» - пришлось заплатить за нее тысяч триста. Зато мы очень подружились с автором песни группы «Анонс» «Оля и СПИД» Юрием Хейфецем, он оказался врачом, консультировал меня по поводу кардиомегалии».
«Наверное, мне просто близок сам криминальный жанр, он всегда меня привлекал как зрителя. Там есть всё самое важное: жизнь, смерть, любовь. Хоть я и закончил киновуз, но пытаюсь оставаться честным зрителем и получать удовольствие от просмотра кино. Криминал, драма, детективная составляющая - мне просто всё это нравится. Я грешным делом решил, что было бы самым честным сделать фильм, от которого сам бы получил удовольствие. Уже на этапе написания сценария я был намерен снять зрительское кино. В «Быке» я изначально использовал все его составляющие: герои, любовная линия, темпоритм, даже какой-то юмор. Получился многослойный пирог. Мне вообще кажется, что сегодня не стоит упираться в какой-то конкретный жанр, а снимать так, чтобы каждый мог найти в фильме что-то для себя. Это должен быть эмоциональный аттракцион, маятник, метроном, чтобы было и смешно, и грустно - мы ведь идём в кино, чтобы получить эмоциональную разрядку или зарядку. Я хотел сделать эмоциональный фильм, а это, по-моему, и определяет суть зрительского кино».


ПРЕССА:

«Бык» наследует отечественному перестроечному кино, таким фильмам, как «Авария - дочь мента» (1989) Михаила Туманишвили или кассовый хит 1988 года «Меня зовут Арлекино» Валерия Рыбарева, зафиксировавшим ощущение тотальной нестабильности, разрушенного порядка, на место которому пришла не новая система, а её полное отсутствие. Но если в этих картинах, снятых непосредственно в то время, в котором происходят события, напрочь отсутствовала дистанция, что задавало несколько заполошную интонацию, то Акопов смотрит на 90-е с приличного расстояния. Это позволяет препарировать их уже отстранённо, но в то же время даже с некоторой ностальгической нежностью. Конечно, о бескомпромиссном приговоре умирающему СССР, который выносил в своих фильмах Алексей Балабанов, речь уже тоже не идёт. Картина Акопова продолжает новейший тренд в кинематографе постсоветского пространства. Это фильмы о 1990-х, снятые молодыми людьми, заставшими то время подростками или даже совсем ещё детьми, такие как «Теснота» (2017) Кантемира Балагова и «Хрусталь» (2018) Дарьи Жук… Бандиты, разборки, рынки, рестораны, стоящие заводы и обшарпанные квартиры, наркоманы на каждой лестничной клетке и болтающиеся без присмотра дети - всё это в разговоре о 90-х уже стало общим местом, но Акопов, как Балагов и Жук, пропускает эти приметы времени через свою личную оптику. Ближе к финалу в его картине всё более важной становится роль детей, маленьких свидетелей эпохи, - именно из такого детского взгляда, похоже, и вырос фильм» (Юлия Шагельман, «Искусство кино»).

«Хотя в этом есть доля эксплуатации повторяющихся из фильма в фильм декораций, образов и определенного отношения к 1990-м, в «Быке» это именно что фон, который дебютант Акопов использует, чтобы выстроить жанровое кино. В нём есть что-то с прицелом на популярные фильмы про английских фанатов, «Бойцовой рыбки» Копполы или «Злых улиц» Скорсезе. В чём фильму точно не откажешь, так это в абсолютно киношном мышлении режиссёра-дебютанта, чьё умение небанально разводить мизансцены и приводить под единый знаменатель накопленные эмоции сразу же бросается в глаза» (Максим Сухагузов, «Афиша Daily»).

«Бык» собирает из примет девяностых музыкальную пьесу, где либретто второстепенно (и откровенно скучно), а на первом плане - движение, ритм, пейзаж, лица, эмоциональные синусоиды. Не ясный портрет эпохи, а пластический этюд на высоком градусе, в горячем свете допотопных фонарей. Акопов, бывший артист балета, меломан и композитор, сценарным щипкам (в которых он, по собственному признанию, ничего не понимает) предпочёл знакомый путь телесных ощущений - и в этом преуспел. Перед нами - дебютант-визионёр, который не фальшивит и не скромничает. Иногда разве что слишком старается - и насыщенность задирает так, что может укачать» (Ольга Касьянова, COLTA.RU).

«В «Быке» нет ни одной нарочитой линии. Бандитские разборки, любовный треугольник, отношения между уличной братвой - всё это словно не придумано, а взято прямо из жизни полной горстью. Сказать за это спасибо следует абсолютно всем, кто работал над картиной: Борису Акопову, который не только снимал, но и писал сценарий и подбирал музыку, молодому оператору Глебу Филатову, для которого это первая полнометражная работа, актёрам, среди которых трудно даже выделить кого-то одного. Но мы всё же отметим потрясающую работу Юрия Борисова: роль Антона для него сейчас едва ли не лучшая за всю карьеру. Этот образ во многом очень близок Даниле Багрову из «Брата»: за лицом «реального пацана» просвечивает мальчишка, во многом хороший, наивный и даже беспомощный. Возможно, поэтому «Бык» выглядит чем-то вроде окна в наше непридуманное прошлое, которое было ещё совсем недавно и всё ещё болит, несмотря на тонны «кино про бандитов». В том и ценность фильма Бориса Акопова: он заставил нас вспомнить, что страны, показанной на экране, не стало всего через шесть лет, но она всё ещё с нами - в кладбищенских крестах, в полуразрушенных городах, в генах и в крови. Как после войны» (Клара Хоменко, «Time Out»).



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта