Лос-Анджелес, 1969 год, закат «Золотого века» Голливуда. Звезда вестернов Рик Далтон (Ди Каприо) и его дублёр, каскадёр Клифф Бут (Питт), пытаются найти своё место в стремительно меняющемся мире киноиндустрии. Но всё безуспешно - с их последней нашумевшей картины прошло уже несколько лет. Рику достаются только небольшие роли злодеев и другие унизительные для большого актёра персонажи. Клифф не может получить работу каскадёра из-за своего тёмного прошлого, он живёт в трейлере со своей собакой и иногда оказывает мелкие услуги Рику, но амбиции Клиффа не уступают амбициям его напарника. На своём пути они будут встречать разных людей. Одной из них будет Шэрон Тейт (Робби) - актриса, модель, жена Романа Полански, известного голливудского режиссёра. Та самая, которая в скором времени будет жестоко убита последователями Чарльза Мэнсона - членами банды «Семья»…
Девятый художественный фильм знаменитого американского режиссёра Квентина Тарантино, над сценарием которого он работал пять лет. Это первая работа Тарантино, снятая на основе реальных событий. Картина выходит в прокат в год 50-летия со дня смерти Шэрон Тейт и её друзей, которые оказались с ней рядом в ту роковую ночь. Вот как описывает то время писатель Доминик Данн: «Волны шока, которые прошли через город, задели всех. Люди были убеждены, что богатые и знаменитые в опасности. Детей увозили из города. Были наняты охранники. Стив Маккуин взял пистолет, когда пошёл на похороны Джея Себринга (одна из жертв Мэнсона)». Круглые даты на этом не заканчиваются. Ровно 25 лет назад состоялась премьера второго и самого популярного фильма Тарантино «Криминальное чтиво». А 10 лет назад режиссёр презентовал миру своих «Бесславных ублюдков».
Название «Однажды… в Голливуде» выбрано отнюдь не случайно. Одним из любимых режиссёров Тарантино является Серджио Леоне - он снял фильмы «Однажды на Диком Западе» и «Однажды в Америке». Тарантино сказал, что Леоне оказал на его режиссёрский стиль и личность в целом огромное влияние.
Для «Однажды… в Голливуде» Квентин Тарантино собрал звёздный актёрский состав, позвав множество разных исполнителей на роли вымышленных и реальных людей.
Тарантино назвал исполнителей главных ролей Леонардо Ди Каприо и Брэда Питта «самым захватывающим звёздным динамическим дуэтом со времен Роберта Редфорда и Пола Ньюмана». Это будет первый фильм Ди Каприо за четыре года с момента получения его первой премии «Оскар» за роль в картине «Выживший» (2015). А вот роль Клиффа мог бы сыграть Том Круз. Он был утверждён на роль, но из-за съёмок в фильме «Лучший стрелок» был вынужден отказаться от участия в проекте. Добавим, что Ди Каприо и Питт хоть и имели небольшой опыт совместной работы в короткометражном фильме Мартина Скорсезе «Пробы» (2015), но вдвоём в кадре они появлялись крайне редко.
Квентин Тарантино утверждал, что написал роль вымышленного голливудского агента Марвина Шварца в фильме «Однажды… в Голливуде» специально для Аль Пачино. Кстати, это первое сотрудничество для Аль Пачино и Леонардо Ди Каприо. В картине также снялся ещё один любимчик Тарантино - Курт Рассел, а вот почти постоянный актёр Тарантино - Сэмюэл Л. Джексон – хотя и вёл переговоры о роли, но в фильме так и не сыграл.
«Однажды… в Голливуде» - последний фильм Люка Перри, исполнившего роль Уэйна Мондера, реальной звезды реального вестерн-сериала «Лансье» (1968-1970). Несмотря на серьёзные проблемы со здоровьем, актёр смог довести работу в фильме до конца, затем перенёс сильный инсульт в конце февраля 2019 года, а в конечном итоге скончался 4 марта 2019 года.
Интересно, что небольшие роли исполнили Майя Хоук, которая является дочерью Умы Турман (снялась в трёх фильмах Тарантино – «Криминальное чтиво», «Убить Билла» и «Убить Билла-2»), и Румер Уиллис, дочь Брюса Уиллиса (снялся у Тарантино в «Криминальном чтиве».
Джеймс Марсден, которого пригласили на роль молодого Берта Рейнолдса, в итоге не попал в финальную версию картины. Сам Берт Рейнолдс также должен был появиться в фильме - сыграть Джорджа Спэна, владельца ранчо в Лос-Анджелесе, где в 1960-е жили Чарльз Мэнсон и его «Семья». Рейнолдс успел принять участие в читке сценария, но скончался до начала съёмок. В итоге роль Спэна исполнил Брюс Дерн. Почему Марсден не попал в фильм - неизвестно. Возможно, Тарантино не захотел использовать образ Рейнолдса после его смерти.
Кстати, Тим Рот, Майкл Мэдсен, Джеймс Ремар и Дэнни Стронг также снялись в фильме, но их сцены были вырезаны на монтаже.
Съёмки «Однажды… в Голливуде» (бюджет - 100 миллионов долларов) прошли с 18 июня по 1 ноября 2018 года.
Один из ключевых элементов фильма «Однажды… в Голливуде» - вымышленный вестерн-сериал «Закон Баунти», в котором долгое время снимался герой Леонардо Ди Каприо. Чтобы лучше понять персонажа, Тарантино написал и отснял несколько сцен этого телевизионного вестера. А теперь Квентин Тарантино хочет снять вестерн-сериал «Закон Баунти» по-настоящему.
Премьера «Однажды… в Голливуде» состоялась 21 мая 2019 года в рамках основной конкурсной программы МКФ в Канне, где после завершения показа зрители устроили фильму шестиминутную овацию. Картина получила в Каннах приз за лучший саундтрек и «Собачью пальмовую ветвь» («Palm Dog») для питбуля Брэнди. «Собачью пальмовую ветвь» вручает международное жюри кинокритиков с 2001 года. Претендовать на награду могут как живые, так и анимированные собаки из картин, показанных в Каннах. В качестве приза вручается кожаный ошейник с надписью «Palm Dog».
На «Rotten Tomatoes» «Однажды… в Голливуде» имеет рейтинг одобрения 92 %, основываясь на 65 рецензиях, со средней оценкой 8.21/10. Критический консенсус сайта гласит: «Захватывающе безудержный, но твердо продуманный «Однажды… в Голливуде» уравновешивает провокационные импульсы Тарантино ясностью видения зрелого режиссёра». Агрегатор рецензий «Metacritic», который использует среднее взвешенное значение, присвоил фильму 88 баллов из 100, основываясь на 18 рецензиях, что указывает на «всеобщее признание». Кинокритик Питер Брэдшоу поставил фильму максимальную положительную оценку, назвав «Однажды… в Голливуде» «возмутительным, дезориентирующим развлечением».
Фильм уже обзавёлся скандалом. Накануне премьеры французская актриса Эммануэль Сенье, жена Романа Полански, в своем Instagram-аккаунте раскритиковала картину. По мнению Сенье, Тарантино не должен был снимать фильм о трагедии Романа Полански без его согласия и не обсудив все детали. Тарантино никак не отреагировал на заявление Сенье. А вот первоначально скептически относившаяся к фильму Дебра Тейт (сестра Шэрон Тейт), после встречи с Тарантино и Марго Робби поддержала проект.
«Однажды… в Голливуде» вышел в США 26 июля 2019 года и за первый уикенд собрал в американском прокате 40 миллионов долларов, показав лучший старт среди всех фильмов Квентина Тарантино. Кроме того, в первый день проката фильм собрал 16,8 миллионов долларов, также установив новый рекорд среди всех картин режиссёра.
7 августа в Москве Квентин Тарантино лично представит свой новый фильм «Однажды… в Голливуде».
Следующий, десятый фильм Тарантино, станет неким продолжением «Однажды… в Голливуде» и будет посвящен преступлениям Чарльза Мэнсона. Впрочем, Тарантино, который ранее говорил, что планирует покинуть режиссёрское кресло и уйти из кинематографа после выхода своего десятого фильма, недавно заявил в одном из интервью, что последним может стать и его девятый фильм.
ПРЕССА:
«Однажды… в Голливуде» - великолепная картина, лучше не бывает. И совсем другой Тарантино, не тот, к которому вы привыкли. Как минимум, более зрелый. Он больше не стремится в каждой сцене сострить или процитировать редкую классику старого кино, вызвав экстаз у немногочисленных зрителей, способных узнать цитату. Он просто (хотя что уж тут простого!) плетёт из воздуха потрясающий мир, объёмный и живой, волшебный и правдоподобный, и позволяет нам два с половиной часа в нём побыть. Ценнее подарка не придумаешь… «Однажды… в Голливуде» - фильм о том, на какие чудеса способно кино, и о том, как этот прекрасный искусственный мир может положить на лопатки реальность, в которой вынужденно обитаем все мы. Живём и миримся с этим – в отличие от Тарантино, который с упорством, достойным лучшего применения, продолжает искать по ту сторону камеры запасной выход» (Антон Долин, «Медуза»).
«Однажды… в Голливуде» - фильм-автопортрет, и центральная линия про совсем непохожих двойников - спивающегося актёра вестернов Рика Далтона, которого неумолимое время понизило до малого экрана, и его дублёра Клиффа Бута, ветерана войны, повидавшего на гражданке ужасы почище, чем в Корее, - трогательная попытка психоанализа. Рик - это настоящий Тарантино, сентиментальный, стареющий, влюблённый в Голливуд has-been, вынужденный по мягкости душевной уступить дорогу молодым. Хиппи, читай хипстерам, которые пришли убивать того, кто учил их убивать долгие двадцать пять лет и восемь фильмов. Клифф - это его wannabe альтер эго, тот невозможно клёвый, сексапильный, хладнокровный мужик, что курит, как Богарт, соблазняет, как Брандо, убивает, как Уэйн, в общем, главный герой наших влажных фантазий и ролевая модель на века. Два разных голоса в одной гениальной голове: истеричный дискант бьющейся в лапах продюсеров старлетки и смачный бас не привыкшей слышать «нет» суперзвезды. Вместе они способны на многое. Например, спасти жизни или, скажем, искусство от забвения. Короче, изменить ход истории. Чтобы однажды всё стало хорошо, хотя бы в Голливуде. Постмодерн, которого не случилось бы без Тарантино, в девятом его фильме, конечно, мета-мета: зритель проваливается из одной кроличьей норы в другую, бредёт по лабиринтам памяти (она тоже теперь с приставкой пост) - но автор милостиво выпускает свою жертву и на поверхность подышать «свежим воздухом» лос-анджелесских хайвеев, гриль-душком старейших дайнеров города, йодистым бризом Тихого океана. В «Однажды… в Голливуде» есть тихая всамделишная грусть, что одолевает на выходе из кинотеатра тёплым одиноким вечером, когда не знаешь - сесть сразу за руль или ещё пройтись по бульвару, когда куришь медленно, надеясь, что никотин поможет удержать дурман киновидений, пусть не рассеется он ни за что» (Зинаида Пронченко, «Кино ТВ»).
«И ежу понятно, что, если бы Тарантино просто хотел отправить длинную валентинку кинодеятелям прошлого, ему хватило бы такта выбрать другой исторический эпизод. В «Однажды… в Голливуде» есть сожаление о конце эпохи и о том, как всё могло пойти иначе, и настоящая горечь - хотя за аттракционами на первом плане их можно и не приметить. И, пожалуй, в данном случае это свидетельствует не о тонкости автора, а о том, что что-то не получилось. В финальных титрах трудно не почувствовать лёгкое разочарование: главный режиссёр своего поколения впервые за долгое время (насколько долгое - вопрос дискуссионный) был близок к по-настоящему грандиозному фильму - и всё-таки чуть недожал, не придумал и под конец выбрал путь насколько из ряда вон выходящий, настолько очевидный и, страшно сказать, вторичный. Ну что же. Насчет спойлеров Тарантино переживает зря: без них финал не станет лучше. Зато всё остальное и с ними не станет хуже: любовь не заспойлерить» (Станислав Зельвенский, «Афиша Daily»).
«Если уж и проводить параллели, «Однажды… в Голливуде» скорее ближе к «Джеки Браун», самому непопулярному фильму народного режиссёра. В нём Квентин, слегка отбросив лихой задор и кровожадность, пытался осмыслить свою любовь к «блэксплотейшену» - низкому жанру с фокусом на культуру афроамериканцев. Тут примерно то же, только шире: Квентин, всегда без меры цитировавший старое жанровое кино (особенно эксплуатационное), вдруг решил в него встроиться, уловить ускользающую «душу» эпохи, когда фильмы были лучше, люди проще и даже у порно устраивали гала-премьеры. Большой любитель мудрёной драматургии Тарантино вдруг отпускает героев погулять, даёт им спокойно потанцевать, посмотреть кино, сняться в кино или, не знаю, подраться с Брюсом Ли (великая, кстати, сцена). Это уже не фильм-рассказ и не фильм-игра, но фильм-наблюдение, и ритм ему Квентин выбирает соответствующий. Вторя названию, он с неторопливостью спагетти-вестерна рисует портрет времени, реконструирует мир Голливуда в самом его расцвете - что, по сути, и есть тот же Дикий Запад» (Ефим Гугнин, Film.ru).