Ален, успешный парижский издатель, изо всех сил пытающийся приспособиться к цифровой революции, испытывает серьёзные сомнения по поводу новой рукописи Леонара, одного из его давних авторов. Селена, жена Алена, известная актриса, придерживается противоположного мнения…
Фильм снял известный французский режиссёр Оливье Ассайас (1955 г. р.) - сын французского режиссёра и сценариста Жака Реми. В 1979 году Ассайас, вдохновлённый движением пост-панка, снял свой первый короткометражный фильм «Авторское право». С 1980 по 1985 годы работал критиком для журнала «Кайе дю синема», написал книгу про Ингмара Бергмана, сделал несколько короткометражных фильмов, писал сценарии для Андре Тешине. В 1986 году снял свой первый полнометражный фильм «Беспорядок». В 1994 году его фильм «Холодная вода» был показан в программе Особый взгляд Каннского кинофестиваля. У себя на родине режиссёр за свою более чем тридцатилетнюю карьеру успел снять два десятка фильмов и пару сериалов, а его главным достижением считалась многочасовая сага «Карлос» (2009) о террористе семидесятых годов Ильиче Рамиресе Санчесе. Российскому зрителю Ассайас, в первую очередь, известен благодаря альманахам «Париж, я люблю тебя» (2006) и «У каждого своё кино» (2007). Некоторую известность в узких кругах имели «кино о кино» «Ирма Веп» (1996) и кибер-драма «Демон-любовник» (2002), в рамках одного из фестивалей «Орлёнок» показывал фильм Ассайаса «Летнее время» (2008), а в рамках проекта «Настоящее кино» демонстрировались «Что-то в воздухе» (2012, приз за лучший сценарий на МКФ в Венеции), первый англоязычный фильм Ассайаса «Зильс Мария» (2014, участвовал в конкурсной программе 67-го Каннского МКФ) и «Персональный покупатель» (2016, приз за режиссуру на МКФ в Канне).
Когда Оливье Ассайас писал сценарий к «Двойной жизни» (начал ещё в середине 2000-х годов), он вдохновлялся картиной Эрика Ромера - «Дерево, мэр и медиатека» (1993).
Первоначально фильму хотели дать название «E-Book» («Электронная книга»), но позднее режиссёр изменил название, поскольку посчитал, что «E-Book» звучит как-то «слишком технично и холодно».
Как и в своих предыдущих работах Ассайас предпочитал в большинстве случаев снимать без предварительных репетиций, чтобы дать актёрам больше возможностей для импровизации.
Жюльет Бинош ранее уже снималась у Ассайаса в фильмах «Летнее время» (2008) и «Зильс-Мария» (2014).
Съёмки «Двойной жизни» прошли в Париже. Фильм снят в формате «Супер-16».
Фильм «Двойная жизнь» был показан в основной конкурсной программе МКФ в Венеции, а также на других МКФ: в Торонто, Теллуриде, Милане и Нью-Йорке.
ПРЕССА:
«Ассайас - автор, как все французы, литературоцентричный, но книгоиздание - в первую очередь пример консервативной и при этом быстро меняющейся отрасли, метафора, если угодно. К которой потом цепляется хоть политика, хоть личная жизнь, хоть телесериалы. В каком-то смысле это лёгкий, шутливый парафраз «Зильс-Марии». Режиссёр помещает самодовольных героев в ситуацию перманентного экзистенциального кризиса и смотрит, как они будут реагировать… Поскольку это комедия, близорукость и пороки персонажей, социально близких автору парижских умников, служат объектом добродушной иронии. Моменты для хохота можно пересчитать по пальцам (характерно, что почти все они связаны с фильмом Михаэля Ханеке «Белая лента»), но через невозмутимость, с которой Ассайас аранжирует бесконечные абстрактные споры и любовные неурядицы, неизменно просвечивает лёгкая издёвка. Чем больше эти люди говорят - а помимо книг они обсуждают постправду, фейк-ньюс, выборы, объективацию женщин и прочие актуальные вопросы, - тем меньше им доверия: кто готов прислушиваться к героям водевиля? При этом… режиссёр, конечно, не только высмеивает интеллигенцию на сломе эпох, но и сочувствует ей. Сам Ассайас не знает будущего электронной книги или великой французской культуры, но он не унывает и готов рассматривать разные варианты» (Станислав Зельвенский, «Афиша daily»).
«В эпоху постов и шеров граница между публичным и личным давно стёрлась, поэтому, например, скандалы, рождённые из экзальтаций отдельных лиц и развернувшегося вокруг них консенсуса, так сильно влияют на профессиональную репутацию. Эта не самая новая истина тут стала центральным месседжем. «Двойная жизнь» - это в первую очередь даже не фильм (все его художественные достоинства, мягко говоря, неоднозначны), а памфлет, почти публицистика. Как и любой хороший режиссёр, Оливье Ассайас часто выбирает форму, отталкиваясь от тематики… Новый фильм Оливье Ассайаса хочет казаться искусственным и поверхностным parce que c'est la vie. За это его можно бесконечно ругать, но такая критика, в общем, беспочвенна. Беньямин писал, что в эпоху технической воспроизводимости мы потеряли ауру произведения искусства, и Ассайас самоотверженно лишил фильм этой ауры, отказавшись от виртуозного и формально консервативного киноязыка» (Гордей Петрик, «Искусство кино»).
«Двойная жизнь» - это комедия, разговорная, интеллектуальная, но при этом, как свойственно французам, искромётная и сексуальная… Залог успеха пятнадцатой картины постановщика в её отточенном и практически безупречном балансе. Сценарий и актёрская игра, вопросы о современном обществе и личные отношения персонажей: всё это живёт на экране в гармонии, способствующей фильму создать обличающий скриншот сегодняшнего дня… У Оливье Ассайаса получилась блистательная разговорная комедия с яркой галерей персонажей, воплощённой на экране когортой первоклассных французских актёров и актрис. «Двойная жизнь», по непонятным причинам оставшаяся без приза за лучший сценарий на прошедшем Венецианском кинофестивале, - это безумно остроумная, едкая и чертовски актуальная сатира с мелодраматическим каркасом от режиссёра, от которого меньше всего можно было ожидать настолько лёгкое и смешное кино» (Вадим Богданов, theconversation.ru).
«Двойная жизнь» продолжает в творчестве Ассайаса, вслед за «Демоном-любовником», «Ирмой Веп» и, конечно же, «Персональным покупателем», столь важную для него тему мутации культуры и её выразительных средств, гиперинфляции образов, отмирания транслируемой ими морали, превращения искусства вообще и кинематографа в частности из субъекта в объект. Кино больше не создаёт и не диктует смыслы, а значит, не формирует реальность, отданную на откуп кибертехнологиям и соцсетям, сделавшим банальными все наши инстинкты. Особенно тягу к насилию. Кажущиеся типичным примером галльского мариводажа, «Двойная жизнь», несмотря на многословную болтовню о вечной оппозиции чувства и долга, всё же ближе не к Эрику Ромеру или Клоду Соте, а к стоящему особняком во французском кинематографе второй половины ХХ века Клоду Миллеру. Вроде бы полный юмора словесный пинг-понг персонажей на самом деле пронизан чёрной меланхолией. Пытаясь найти себя в этой жизни, они отчасти догадываются, что, как бы ни старались угнаться за временем, в грядущем им места нет. И пускай на часах время цифры, но аналога душе - по-прежнему самому мощному энергоносителю, человечество так и не изобрело» (Зинаида Пронченко, «Кинорепортёр»).