ВЫШЕ НЕБА
(Россия, 2019)
Режиссёр: Оксана Карас.
В ролях: Таисия Вилкова, Филипп Авдеев, Виктория Толстоганова, Алексей Агранович, Полина Виторган, Дарья Жовнер, Артём Немов, Анастасия Богатырева, Ирина Денисова, Валентин Самохин.
Жанр: драма.
Восемнадцатилетняя Вася Тихонова приезжает с родителями в подмосковный пансионат. У девушки - врождённый порок сердца, поэтому она находится под бдительным присмотром матери. Одновременно с приездом Тихоновых в пансионате происходит убийство, а затем внимание Васи привлекает парень, прошлое которого окутано тайной. Девушка не догадывается, что после этой встречи её жизнь изменится навсегда, а чувствам будет суждено взлететь выше неба…
Оксана Карас (1979 г. р.) с 1998 года работала на телевидении ведущей, корреспондентом, спортивным комментатором, кинообозревателем, автором и режиссёром документальных фильмов (каналы «НТВ-ПЛЮС Спорт», ВГТРК «Культура»), позднее окончила ВГИК. В 2008 году Карас в качестве режиссёра выпустила сериал «Братья-детективы», а также написала сценарий и выступила режиссёром короткометражки «Кастинг», которая получила Гран-При Международного фестиваля «Невиданное кино» в Эстонии. Первую полнометражную картину «Репетиции» (по собственному сценарию) Карас сняла в 2013 году. В 2016 году вышел «Хороший мальчик», над которым Карас работала как режиссёр, сценарист и монтажёр. Фильм получил Гран-при XXVII Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», а также заработал «Золотую ладью» за III место в зрительском конкурсе «Выборгский счёт» в рамках XXIV фестиваля российского кино «Окно в Европу». Далее как режиссёр Карас сняла сериал и одноимённый фильм «Отличница» (2017) и картину «У ангела ангина» (2018).
Сценарий «Выше неба», который написала Екатерина Мавроматис, режиссёр увидела ещё в конце 2014 года. И с тех пор, он, по признанию Карас, претерпел довольно много изменений. Но детективная интрига и история главной героини - восемнадцатилетней девушки с пороком сердца, жизнь которой всего за одну неделю необратимо меняется, - оставались всегда. Проект картины «Выше неба» режиссёр презентовала в 2017 году на питчинге Министерства культуры РФ. Тогда же она сняла и тизер будущего фильма – с юной актрисой Марией Крыловой и Семёном Трескуновым, который играл главную роль в «Хорошем мальчике». Но затем актёрский состав новой картины претерпел изменения, а Крылову и Трескунова режиссёр сняла в ленте «У ангела ангина».
Главную роль в «Выше неба» исполнила Таисия Вилкова (1996 г. р.). Свою первую роль она сыграла в 7 лет в многосерийном фильме «Звезда эпохи» Юрия Кары. Широкую известность актриса получила после выхода на экраны молодёжного сериала «Деффчонки» (2012—2014) на канале ТНТ, где исполнила одну из главных ролей. С 2010 по 2016 годы Вилкова сыграла в российских фильмах и сериалах: «Выкрутасы», «Склифосовский», «Вангелия», «Чемпионы», «Григорий Р.», «Фарца», «Дед Мороз. Битва Магов». Важная веха в карьере Таисии – роль Лизы Данишевской в серии фильмов проекта «Гоголь». В дальнейшем Вилкова дублировала польскую актрису Михалину Ольшаньскую в «Матильде», снялась в одной из главных ролей в многосерийном остросюжетном детективе «Отличница» (премьера на «Первом канале»), сыграла в картине «Ёлки новые». «Выше неба» - третья совместная работа Таисии Вилковой и Оксаны Карас после «Отличницы» и «У ангела ангина».
Партнёром Вилковой стал Филипп Авдеев (1991 г. р.). В 2001 году он дебютировал на театральной сцене - в мюзикле «Норд-Ост». 23 октября 2002 года, в момент начала захвата здания боевиками готовился выйти на сцену во втором акте мюзикла. Смог спрятаться в гримёрке и через несколько часов, проведённых в заложниках, вместе с другими членами труппы выбраться через окно. С 2003-го - актёр Детского музыкального театра юного актёра. Тогда же дебютировал в кино («Тайна Голубой долины»), играл в киножурнале «Ералаш». После окончания школы поступил в Школу-студию МХАТ (мастерская Кирилла Серебренникова), которую окончил в 2012 году. Тогда же в составе театральной труппы «Седьмая студия» пришёл работать в «Гоголь-центр». В 2014 году в рамках основной конкурсной программы 25-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» состоялась премьера фильма Ивана Твердовского «Класс коррекции», в котором Филипп исполнил главную роль. Другие заметные кинороли исполнил в фильмах Кирилла Серебренникова «Лето» и Александра Горчилина «Кислота». Для съёмок в «Выше неба» Филипп Авдеев, герой которого профессионально занимается парапланеризмом, научился управлять парапланом.
В «Выше неба» также сыграли: Полина Виторган (дочь актёров Максима Виторгана и Виктории Верберг), Дарья Жовнер (после роли в «Тесноте» отказывалась от всех предложений, но ей очень понравился сценарий «Выше неба»), Алексей Агранович и Виктории Толстоганова (супруги в жизни здесь играют родителей и впервые вместе снимаются в кино).
Съёмки фильма «Выше неба» начались летом 2018 года и проходили в подмосковном пансионате на Николиной горе.
Во время съёмки купания в реке Таисию Вилкову и Филиппа Авдеева унесло сильное течение, о котором никто не подозревал. Благодаря дежурившему на площадке спасателю актёров удалось вернуть на съёмочную площадку.
Специально для фильма актрисы научились играть на музыкальных инструментах: Вилкова - на гитаре, Жовнер - на кахоне, Виторган - на ханге.
Картина была участником основной конкурсной программы Открытого Российского фестиваля «Кинотавр», где была удостоена приза за лучшую женскую роль (Виктория Толстоганова).
ЕКАТЕРИНА МАВРОМАТИС, сценарист:
«Были два момента, которые сошлись воедино. У меня появились проблемы с сердцем, и было знакомо чувство невозможности дышать, всякие пугающие состояния. И чтобы как-то с этим справиться, я уехала в загородный пансионат. Это бывший ведомственный пансионат, находится он в Рублёво-Успенском направлении. И меня настолько впечатлила тамошняя природа, что в голову пришёл этот замысел».
ОКСАНА КАРАС:
«Я писала в декабре 2014 года сценарий про тяжёлые созависимые отношения мамы и дочери. Моя подруга режиссёр Катя Телегина это увидела и сказала: «Оксана, такой сценарий уже есть, не мучайся». И познакомила меня со сценаристом Катей Мавроматис… Как говорят, общий невроз - повод съезжаться. У нас с Катей оказалось много общих травм и схожего личного опыта - мы быстро сошлись. Конечно, сценаристам всегда непросто, потому что к тебе приходит какой-то человек с улицы и говорит: «Здравствуйте, я режиссёр, у вас потрясающе талантливый, крутой текст, но, знаете, его нужно переписать на 60 процентов»… Работать над текстом вместе с режиссёром - это психологически как будто начинать всё заново. Я очень благодарна Кате, что она доверилась, и за четыре года, которые ушли у меня на поиски финансирования, сценарий изменился ну очень сильно. Сначала это была история про токсичные взаимоотношения мамы с дочерью, а на выходе стала драма об истинности института семьи, о её распаде, о сложных взаимоотношениях родителей и детей, о манипуляциях взрослых, об этом странном возрасте, когда сексуальная независимость детей уже началась, а финансовой ещё не случилось. Вот эти вещи стали намного более важными… В больше степени это драма взросления, история первой любви и семейная драма, хотя, конечно, есть детективный движок, и иногда мы даже немножко уходим триллер – так, чтобы тревога на протяжении всего фильма сохранялась».
«Что касается главной героини, то изначально мы с Катей Мавроматис думали, что это должна быть анемичная, тонкая, очень бледная девочка, странной болезненной природы. А потом я решила, что, может быть, нужно искать совсем противоположное. И Тася Вилкова, которая в итоге играет эту роль, находится абсолютно на своём месте».
«Я очень быстро нашла Тасе «сестру» - Полину Виторган. Внешне они совершенно не похожи друг на друга, но когда я их увидела вместе, то поняла, что в прошлых жизнях они были сестрами, братьями, близкими родственниками, Зитой и Гитой. Они подружились на пробах, а на съёмках вообще стали неразлучны. Полина - прекрасная актриса, современная, с огромным драматическим и комедийным потенциалом, у неё абсолютно документальное существование в кадре. Плюс она сейчас в таком возрасте находится, когда «девочка созрела», и своей сексуальностью перекрывает всё и всех. И это как раз то, что необходимо картине. Я долго не могла найти Риту - подругу главной героини, экзальтированную барышню, у которой очень важная роль в фильме. Очень много актрис посмотрела, но больше всего я болела Дашей Жовнер после «Тесноты». Я знала, что она много отказывает и ждёт большой роли, но на удачу отправила ей сценарий и пригласила на пробы. Неожиданно Даша сразу откликнулась, специально приехала из Варшавы, а после проб я в неё влюбилась окончательно. С мальчиком была последняя мука - нужно было найти героя уже конкретно под Тасю, чтобы они были парой. Съёмки должны были начаться через месяц, а мальчика так и не было. В финале длинного кастинг-марафона остались Филипп Авдеев и Саша Кузнецов - оба сильнейшие артисты «Гоголь-центра». Но именно Филипп с Тасей создали пару, причём с таким французским флером в кадре. Мы Филиппа в шутку зовем нашим Луи Гаррелем, Тася тоже что-то такое французское выдает а-ля Адель Экзаркопулос, а Даша Жовнер - моя Марион Котийяр. Мы с артистами веселились, что нашли всем какие-то французские прототипы».
«Сначала мне казалось, что я найду маму, и всё срастётся. Ко мне приходили замечательные актрисы, которых я люблю, обожаю, боготворю, снимала их и дальше хочу снимать. Одна другой лучше. Но всё упёрлось в то, что нужен родительский тандем. Тогда я начала искать папу, и пригласила Лёшу Аграновича, такой вот нестандартный заход был. Он сказал, что придёт с женой. И вот дверь открылась, и вошла великая русская актриса Виктория Толстоганова, а с ней Алексей Агранович. И пробы, мне кажется, уже были формальностью. Как-то сразу стало понятно, что это викина роль. А вместе Алексей с Викой дают какой-то важный надкинематографический контекст, который и не сыграешь. Мне очень с ними радостно работать, потому что они современные, молодые, яркие, демократичные, сложные, оба с очень сильными характерами и с потрясающим чувством юмора».
«Был такой американский фотограф - Сол Лейтер. Снимал в 1940-е и 1950-е годы. Считается пионером уличной цветной фотографии. Это его стилистика – подглядывание, съёмка через прозрачные препятствия, запотевшие стекла, размытые силуэты, окна по первому плану, отражения, любовь к просроченной плёнке, которая даёт такой двусмысленный блур… Вот и оператор-поставщик Сергей Мачильский притащил мне альбом с фотографиями Сола Лейтера для вдохновения. Предложил снимать так. Это было очень точное попадание в интонацию «Выше неба». Такое чувственное, ощущенческое, с какими-то намёками и аллюзиями. Рассказ через некоего наблюдателя, который следит за жизнью этой семьи».
«Я хотела сказать, никого не критикуя, ни к чему не призывая, что жить надо в любви и правде. Если что-то заканчивается, позвольте этому закончиться. Если отношения умерли, не надо их продолжать. Если лошадь сдохла - слезьте с неё. И наоборот - если между вами происходит что-то большое и важное, пусть весь мир подождёт, никого не слушайте, идите смело навстречу чувству».
ПРЕССА:
«Как и в прежних своих работах, Карас особое внимание уделяет визуальному решению картины и её атмосфере и довольно тщательно создаёт замкнутый мирок персонажей, настолько шаткий, что ещё немного - и всё рухнет. Визуальным образцом послужили фотографии знаменитого Сола Лейтера с его эффектом съёмки будто сквозь запотевшее стекло, ощущением вуайеризма и отстранённости одновременно. Здесь сильны чеховские мотивы: пансионат (снимали в «Соснах»), отдыхающие, облачённые в светлые одежды, плетёные стулья и беседки, нелепо выкрашенный в аляповатый синий цвет пляж. Всё это дает ощущение как французской беззаботности, так и грядущей чеховской драмы» (Андрей Захарьев, «КиноПоиск»).