ВОЙНА АННЫ
(Россия, 2018)
Режиссёр: Алексей Федорченко.
В главной роли: Марта Козлова.
В эпизодах: Любовь Ворожцова, Илья Белов, Александр Вахов, Константин Итунин, Егор Партин, Екатерина Соколова, Денис Трифонов, Сергей Фёдоров.
Жанр: драма.
Ноябрь 1941 года. Прошлого нет - его убили. Настоящее - смерть. Безопасно лишь внутри камина, стоящего в кабинете географии старой поселковой школы. Там Анна и устроила себе дом, стала жить. Но школа оказалась немецкой комендатурой, которая днём и ночью охраняется большими собаками. И любой звук и запах - враги, а голод и жажда - всегда... Так началась эта история, история выживания, история противоборства страшного мира взрослых и маленькой Анны. История девочки, победившей Войну…
«Война Анны» - фильм режиссёра Алексея Федорченко, который также принял участие в написании сценария совместно с Наталией Мещаниновой (постановщица фильмов «Комбинат «Надежда», «Сердце мира», сериала «Красные браслеты» и сценаристка лент «Ещё один год» и «Аритмия»). Алексей Федорченко родился в 1966 году в городе Соль-Илецке Оренбургской области. В 1967 году его семья переехала в Свердловск (ныне Екатеринбург), где он и живёт по настоящее время. Федорченко окончил Уральский политехнический институт в Свердловске (был инженером-экономистом оборонного завода) и сценарную мастерскую ВГИКа. Работал ассистентом режиссёра и руководителем продюсерского управления Свердловской киностудии. Его документальный фильм «Давид» удостоен призов международных фестивалей в Любляне и Стокгольме. Федорченко стал известен на весь мир после выхода в 2005 году фильма-мистификации «Первые на Луне», получившего приз за лучший документальный фильм программы «Горизонты» Венецианского кинофестиваля. В 2007 году снял игровой фильм «Железная дорога», а в 2010 году - нашумевший фильм «Овсянки», показанный на большом количестве кинофестивалей и получивший множество призов. Драму «Небесные жёны луговых мари» (2012) Федорченко снял на марийском языке, картина имела хорошую фестивальную судьбу и была удостоена приза им. Г. Горина «За лучший сценарий» (Денису Осокину), приза «За лучшую операторскую работу» (Шандору Беркеши) и диплома Гильдии киноведов и кинокритиков на XXIV открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи. «Ангелы революции» (2014) получили приз «За лучшую режиссуру», а также приз гильдии киноведов и кинокритиков на «Кинотавре» и специальный приз «Марк Аврелий будущего» IX-го Римского МКФ. Федорченко также автор нескольких документальных фильмов («Дети Белой могилы», «Банный день», «Ветер Шувгей», «Австралия»), игрового видеофильма «Шошо» (2006), телесериала «Похищение воробья» (2006) и новеллы «Хроноглаз» в киноальманахе «Четвёртое измерение» (2011). Награжден медалью «За заслуги перед космонавтикой». Член Европейской киноакадемии.
Главную роль в картине «Война Анны» исполнила шестилетняя актриса Марта Козлова, которая за весь фильм не произносит ни слова.
Съёмки фильма проходили в Екатеринбурге, а постпродакшн в Москве и Париже.
Премьера «Войны Анны» состоялась на Роттердамском МКФ в январе 2018 года. Российская премьера фильма прошла 3 июня 2018 года в рамках конкурсной программы фестиваля «Кинотавр» в Сочи. Там исполнительница главной роли Марта Козлова была награждена специальным дипломом жюри «За создание пронзительного образа войны глазами ребёнка». Всего картина была показана на 30 кинофестивалях и получила положительные отзывы критиков. «Война Анны» была удостоена: Гран-при киносмотра «Горький fest», приза за лучшую режиссуру Сахалинского МКФ «Край света» (Южно-Сахалинск), приза им. Юла Бриннера Марте Козловой на 16 МКФ стран АТР «Меридианы Тихого» (Владивосток), призов за режиссуру и лучшему оператору (Алишер Хамидходжаев) на Всероссийском фестивале исторического кино «Вече» в Великом Новгороде, приза за лучшую женскую роль (Марта Козлова) на кинофестивале «Евразия» (Астана), Гран-при МКФ в Севилье. «Война Анны» стала лауреатом кинопремии «Золотой Орёл» (лучший фильм, лучшая режиссура), премии кинокритиков «Белый Слон» (лучший фильм, лучшая женская роль, лучшая операторская работа), национальной кинематографической премии «Ника» (лучший фильм, лучшая актриса).
Ранее создатели «Войны Анны» заявляли, что кинотеатральный релиз картины не состоится. В течение 2018 года продюсеры проводили серию специальных показов фильма, которые вскоре превратились в настоящее культурное событие. Зрители посмотрели фильм в Третьяковской галерее, в «Гараже», Екатеринбургском Ельцин-центре и Пермском театре оперы и балета, в рамках Недели Памяти жертв Холокоста, в Музее Победы на Поклонной горе, во множестве других музеев и культурных центров, и на каждом показе зал был полным. В итоге под влиянием требований зрителей и высоких оценок критиков, продюсеры «Войны Анны» изменили своё решение: картина будет идти в кинотеатрах, но только с 9 по 12 мая. Также фильм сделает каждого зрителя участником благотворительной акции. Прокат проводится совместно с благотворительным фондом «Русфонд» - продюсеры фильма передадут часть прибыли в помощь тяжелобольным детям.
АЛЕКСЕЙ ФЕДОРЧЕНКО:
«Мне давно хотелось сделать очень локальный фильм в как можно меньшем пространстве. Мне очень нравятся такие фильмы по стилистике: это в основном ужастики. Застрявший лифт, камера, не выходящая из гроба. Что-то вроде «Погребенного заживо»… Мне хотелось минимальными средствами - визуальными и материальными - снять небольшой фильм о большой истории и закрыть огромную тему. Это была отдельная теоретическая задача. А когда я прочитал реальную историю в ЖЖ на полстранички, то понял, что нашёл сюжет. Это маленький документальный рассказ. Свидетельство одного человека, записанное со слов соседки: она вспоминает личный опыт пережитой войны и своего спасения - деталей в рассказе мало, но история реальная. История была поразительная, но мне чего-то не хватало: обобщений. Среду и обстоятельства в деталях нужно было придумать. Я придумал начало и финал, нашел Марту и начал писать сценарий, зная, на что мы выйдем - прорабатывая подробности, предметы и людей».
«Я нашёл Марту по фотографии, которую сняла её мама Марина, - она вообще делает потрясающие детские портреты. История уже была готова, но я её не мог представить визуально, пока у меня не было актрисы. Я зацепился за девочку и стал по ней писать сценарий. Работала Марта на полную катушку, целыми сменами со взрослыми актёрами. Получала задания тоже как взрослая актриса. Мне не надо было сюсюкать или что-то разжевывать ей: ставишь задачу - и она выполняет. Марта не сразу вжилась в роль - мне пришлось переснять первые сцены, в которых она ещё не чувствует себя уверенно. Постепенно она стала другой, по-настоящему превратилась в Анну и начала мне подсказывать, что могла и не могла бы сделать героиня… Такое ощущение, что ей нравилось существовать в этом мире. В этом камине, в котором пряталась её героиня, она даже проводила много времени и помимо съёмок. Перерыв, она - раз, туда шмыгнет, и ей там хорошо. Она сама как зверёныш, мы как будто документальное кино снимали».
«Наташа Мещанинова присоединилась и написала прекрасные диалоги… В фейсбуке несколько лет назад я прочитал Наташины истории о её детстве - сейчас они выпущены отдельной книгой. Я сразу же понял, что этот человек мне поможет: она пережила то же одиночество, что пережила моя Анна. Я поехал искать Наташу, предложил ей работу - у нас есть общие друзья, она училась у Марины Разбежкиной. Дело было давно, и тогда она ещё не выпустила ни одного фильма. Наташе ужасно понравилась история, и она отказалась: сказала, что совсем не в материале, не знает войну и её реалий. Я стал её ждать, не уговаривал - знал, что пройдёт время и она согласится. И она сама позвонила мне через год и сказала: «Я готова». Мы с ней, как и со всеми моими соавторами, общались в переписке. Наташа фантастически точно погрузилась в среду - она писала диалоги о жизни украинской деревни, как будто бы она сама оттуда. Я не понимал, как это возможно. Нужно не просто выстроить реплики вопросами и ответами, а воссоздать поток, когда фразы разных людей не цепляются друг за друга, а существуют параллельно… Придуманные сцены и прописанные диалоги на нескольких языках были сняты. Изначально в нашей истории Анна наблюдала очень многое вокруг себя, прячась в камине. Но постепенно мы стали сокращать жизнь вовне и закрываться с Анной. Всё окружающее постепенно становилось неважным - кругом так или иначе происходит смерть. Даже если дети вокруг играют с утятами, это всё равно смерть - и подробности оказались неважны».
«Обязательно нужно погружаться в вещественную сторону, смотреть на лица, фотографии, читать дневники, видеть предметы того времени, пропускать через себя воспоминания. Лично меня на работу в первую очередь подталкивают фотографии, а не фильмы или тексты. Когда я работаю, у меня тысячи фотографий, на каждый фильм в Pinterest собираю огромную папку. Опыт войны глобален, и национальность и место не имеют первостепенного значения, но знать и чувствовать места, о которых ты снимаешь, - очень важно. «Война Анны» - не история о холокосте, а судьба маленького человека, который побеждает в мировой войне. Но история в первоисточнике происходила на Полтавщине: это моя прародина. Мой отец родился конкретно в посёлке, про который я снимал. Я знаю этих людей - это мои родственники. И я был готов к обвинениям в том, что я несвоевременно нападаю на Украину, но для меня эта тема не имеет времени. Я имею право об этом говорить, потому что это мои тёти, дяди, деды и прадеды: многие герои фильмов опираются на реально знакомых мне прототипов. Я знаю этот мир, ужасно люблю Украину и её дух, застал мазанки и старух, которые пели замечательные украинские песни. Папа у меня пел народные песни прекрасным баритоном - я на этом вырос и имею право это снимать когда угодно. Поэтому я знал, что хочу найти, хотя и снимал на Урале, например, искал вырубленный сад, который одним штрихом может передать Украину, на которую напали. Срубленные яблони - это очень подходящий образ. Потом я купил большую библиотеку довоенных украинских учебников, потому что главное место действия - маленькая земская школа, превратившаяся в военную комендатуру. Каждый класс я насыщал предметами своего времени - 40-х, в крайнем случае 50-х годов. Все экспонаты, даже гербарии, настоящие - всё мы придумывали и восстанавливали: от панского дома к царской, а потом и советской школе. В процессе жизни нашей героини в доме меняется пространство, меняется наполнение кабинетов. Вначале это кабинет биологии, потом каптёрка для полицаев, потом комната французских киномехаников - в общем, дом, через который насквозь проходит война. Всё это надо было придумать и сделать подлинным… В этом фильме всё реально, каждый кадр имеет какие-то референсы с тем, что было на самом деле».
«Это очень предметный и тактильный фильм. Это фильм о том, что надо попить. Поесть хоть что-то. Сходить в туалет, чтобы не было запаха и тебя по нему не нашли. Где-то умыться. Сохранить кошку. Это очень близкое и осязаемое пространство. Мир Анны можно потрогать и понюхать».
«Люди, выращенные на штампах, конечно, сразу делают параллели с Анной Франк, задают вопросы. На это я отвечаю, что во время войны было много девочек по имени Анна. Только Анна Франк написала о себе, а остальные не успели».
«Сам по себе мир ребёнка - особая среда, которую непросто понять взрослому, и наша задача была создать форму, которая погрузит зрителя в реальность Анны. Реальность, в которой здоровое пространство - лишь внутри камина, где девочка устроила себе гнездо, дом. Вне - сумасшедший мир взрослых. Мы видим его через кипящую амальгаму старого зеркала. Робинзону было проще - он был взрослым, он был не один, у него был целый огромный остров. Анне - шесть лет, ей некому помочь, в немецкой комендатуре еду можно найти лишь случайно. Так началась эта история борьбы за жизнь, продолжавшаяся больше двух лет. История противоборства огромного страшного мира взрослых и Анны. История Мировой войны, в которой победила маленькая девочка».
«Хотелось разом закрыть для себя тему войны. Что значит закрыть? Не вообще в кино, а именно для меня как режиссёра - уверен, что после «Войны Анны» не буду больше ничего снимать о войне. Кажется, я всё про неё понял».
ПРЕССА:
«Это кино о том, как шестилетняя девочка победила во Второй мировой. Пусть это была лишь битва за воду и еду с врагом, который не знал о её существовании. Усердие, с которым выполнен микроскопического размера материальный мир, поражает. Когда перед тобой на экране девочка, которая, по идее, должна была бы в этой школе учиться вместо того, чтобы выживать, понемногу теряет человеческий облик, то на тебя с непререкаемой мощью наваливается осознание всей неестественности и чудовищности положения как девочки, так и всего человечества, вынужденного убивать себе подобных. Поразительное кино» (Егор Беликов, ТАСС).
«Война Анны» умно придумана, и её, конечно, можно смотреть по-разному. Как кино о детстве на Великой Отечественной, например. Тут традиция большая: от «Жила-была девочка» и «Иванова детства» до «Иди и смотри». Как предельно мрачный анализ феномена войны вообще и особенно тех военных конфликтов, о которых мы узнаем сегодня из выпусков новостей. Это очень современное кино: в нём нет своих и чужих, только чувство опасности, злая, страшная стихия, которая пронизывает пространство смертью и мерзостью, меняя значения и функции любых предметов и существ… Наверно, при определённом сдвиге оптики в этом коротком и страшном фильме можно найти даже развлекательный аспект: Аня - это почти Ньют из «Чужих», девочка, брошенная на чужой планете среди монстров. Кроме того, мы ведь любим смотреть на жизнь после апокалипсиса, не правда ли? Перед нами жуткая в своих подробностях хроника выживания… Вынесите за скобки оккупацию, и это кино превратится в метахоррор, историю о призраке, который выходит ночью из своего убежища и осматривает пустынные владения» (Василий Степанов, «Сеанс»).
«Необратимые изменения времени и пространства слышны за кадром, в фрагментах завораживающей музыки Шнитке - пожалуй, единственной отсылки к канону советского военного кино (Шнитке звучал и в противоположном по духу стоическом «Восхождении» Ларисы Шепитько, где основным местом действия тоже была комендатура). Звуковой ландшафт «Войны Анны» выстроен с неслыханной для отечественного кино тщательностью - там очень мало музыки, но хочется немедленно выпустить саундтрек со всеми этими шорохами и звуками, шёпотами и криками (художник по звуку - Венсан Арнарди, много работавший с Жан-Пьером Жене, в частности, над «Амели»). Главные же соучастники Федорченко здесь, несомненно, сценаристка Наталья Мещанинова и оператор Алишер Хамидходжаев… Раз за разом драматургия создаёт невероятную ситуацию, а камера доказывает её как теорему, обнаруживая неожиданное решение - практически с той же изобретательностью, с которой находит новые способы выжить спрятавшаяся Анна» (Антон Долин, «Медуза»).