9 мая в 16.30 «Орлёнок» и Синематека «Искусство кино» при поддержке «Мосфильма» представят на большом экране легендарный фильм Михаила Калатозова «ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ». Фильм Калатозова, снятый по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», - знаковая картина оттепельной культуры. Фильм рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. В центре киноповести - трагическая история двух влюблённых, Вероники и Бориса, которых война разлучила навсегда. Их роли исполнили Татьяна Самойлова и Алексей Баталов. Картина «Летят журавли» стала шедевром операторского мастерства Сергея Урусевского. Ручная камера со сверхширокоугольным объективом в непрерывном движении создавала ощущение полёта, отразившегося в названии. «Летят журавли» - единственный российский фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Премьера отреставрированной копии фильма прошла на Берлинском МКФ, теперь эту версию увидят и нижегородцы.
Кстати, успех к картине «Летят журавли» пришёл далеко не сразу, но, несмотря на холодные отзывы Хрущёва, а за ним и советской критики, фильм получил главный приз Каннского МКФ, мировое признание и в конце концов изменил советский кинематограф. Во многом способствовал этому 19-летний Клод Лелуш, будущий постановщик культовой мелодрамы «Мужчина и женщина». Летом 1957 года он оказался в Москве для того, чтобы тайно снять фильм об СССР. Среди прочих мест ему удалось проникнуть и на «Мосфильм», где Лелуш стал свидетелем съёмок «Летят журавли». Особенно его впечатлила съёмка сцены с винтовой лестницей. Вернувшись во Францию, Лелуш первым делом связался с Робером Фавром Ле Бре, директором Каннского МКФ, и рассказал ему о фильме «Летят журавли». Тот вскоре познакомился с картиной и добился её включения в основной конкурс Канн. В конкурсе же лента обошла работы таких мастеров, как Ингмар Бергман, Сатьяджит Рай и Жак Тати, и стала единственной отечественной картиной, удостоенной «Золотой пальмовой ветви». Добавим, что вспоминая в мемуарах посещение «Мосфильма», Лелуш пишет следующее: «Этот день, наверное, останется самым значительным во всей моей жизни. Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а кинорежиссёром». Интересно, что примерно те же слова о влиянии фильма на свою судьбу говорят Андрей Кончаловский, Глеб Панфилов, Сергей Соловьев и многие другие наши кинематографисты. А среди иностранных режиссёров-поклонников фильма - такие разные авторы, как Роман Полански, Стивен Спилберг и Ксавье Долан.