КОРИДОР БЕССМЕРТИЯ (Россия, 2019)
Режиссёр: Фёдор Попов.
В ролях: Анастасия Цибизова, Артём Алексеев, Светлана Смирнова, Игорь Ясулович, Александр Яценко, Анатолий Горячев, Дарья Екамасова, Саара Кадак, Хавьер Кальво, Иван Шибанов, Тагир Рахимов, Михаил Хмуров, Артём Мельничук, Александр Обласов, Светлана Смирнова-Кацагаджиева, Татьяна Лялина, Лидия Копина.
Жанр: военная драма.
Вчерашняя ленинградская школьница Маша Яблочкина после лютой блокадной зимы 1941-1942 года приходит на железнодорожные курсы в надежде выжить и набраться сил. Оттуда девушку отправляют на строительство Шлиссельбургской магистрали, соединяющей город с Большой землей и находящейся в прямой видимости немецкой артиллерии. Так героиня попадает в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС, которой ценой смертельного риска предстоит доставлять в Ленинград необходимые для жизни города грузы…
В основе сценария фильма лежат реальные события. С сентября 1941 года советское военное командование предпринимало многочисленные попытки прорвать блокаду Ленинграда. Лишь 18 января 1943 года было прорвано кольцо блокады в районе Рабочего поселка и Шлиссельбурга. Вечером того же дня Государственный комитет обороны СССР принял решение о строительстве железнодорожной магистрали на отвоёванном участке. Она должна была соединить внутреннюю блокадную сеть железных дорог с внешней, ведущей на на восток страны. Строительство велось в тяжелейших условиях и под прицельным огнём врага, так как почти вся трасса просматривалась фашистами с близких Синявинских высот. Машинам там было не пройти. Грунт приходилось таскать в трофейных мешках с карьеров, возить на санках и кусках кровельного железа. Несмотря на нечеловеческие испытания, железная дорога длиной в 33 километра была построена всего за 17 дней. Она проходила вдоль левого берега Невы и южного побережья Ладожского озера между станциями Шлиссельбург и Поляны и имела 2 промежуточные станции. В нескольких местах дорога пересекала Неву, строителям пришлось возвести 3 деревянных моста. Эту трассу сами железнодорожники окрестили «коридором смерти». Работать на ней было опаснее, чем сражаться на фронте. Здесь людям негде было укрыться, не было возможности отстреливаться, а фашисты прямой наводкой стреляли по поездам и бомбили с воздуха. Судьба транспортного коридора определяла судьбу Ленинграда – внутри блокадного кольца почти два миллиона человек ждали помощи. К концу мая Шлиссельбургская трасса взяла на себя основную тяжесть перевозок: в Ленинград стало приходить до 35 поездов в сутки. За время работы по Шлиссельбургской магистрали в Ленинград было доставлено 75% всех грузов. Это позволило героическому городу выстоять, накопить силы и разбить у своих стен врага в январе 1944 года… Этой железнодорожной ветки не было на картах СССР. Её запрещалось фотографировать и снимать на киноплёнку, о её работе не упоминали в сводках Совинформбюро, молчали о ней фронтовые корреспонденты. Она родилась и умерла в секрете. Мало кто знает о ней и сейчас…
Первоначальный вариант сценария фильма написал Дмитрий Каралис, чьи родители пережили блокаду, а отец был политруком-начальником поезда на Шлиссельбургской магистрали «Коридор смерти».
Историческим и литературным консультантом фильма выступил писатель, фронтовик, и Почетный гражданин Петербурга Даниил Александрович Гранин. В декабре 2015 года Даниил Александрович посетил съёмочную площадку фильма в Санкт-Петербурге. Многие детали блокадного быта поправил в сценарии именно Даниил Гранин, его комментарии учтены в финальной версии сценария, участие в написании которой принял постановщик картины Фёдор Попов («Кавказская рулетка», две части «Четыре таксиста и собака», «Всё в порядке, мама», «Совсем не простая история»).
Прототипом главной героини фильма Маши Яблочкиной стала Мария Ивановна Яблонцева, работавшая кондуктором на Шлиссельбургской магистрали «Коридор смерти».
Фильм получил народную поддержку: на платформе «Boomstarter» в декабре 2015 года было собрано 601 200 рублей, которые частично покрыли затраты на сооружение масштабной декорации железнодорожного моста-переправы через Неву. Декорация была возведена на берегу озера Ильмень, недалеко от города Шимска Новгородской области. Кроме того съёмки проходили (с декабря 2015 года до июля 2017 года) в Санкт-Петербурге, на военном полигоне в городе Луге Ленинградской области, в Щербинке на экспериментальном кольце Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
Фильм был представлен на предпремьерном показе на киностудии «ЛенДок» 15 декабря 2018 года. Ленту первыми увидели ветераны Великой Отечественной войны, среди которых были и немногие оставшиеся в живых участники событий, которые лично прошли «коридором смерти», когда служили в паровозных колоннах особого резерва Народного комиссариата путей сообщения.
ФЁДОР ПОПОВ:
«Главная особенность фильма в том, что он основан на реальных событиях и документах. Конечно, фильм художественный, и потому в нём присутствует художественный вымысел, но прототипы наших героев – реальные, конкретные люди».
«Картина «Коридор бессмертия» - это мелодрама про двух девчонок, вчерашних школьниц, которые волей судьбы попали в этот смертельный котел… Это мелодрама с элементами трагедии, которая должна тронуть не только женскую, но и мужскую часть аудитории: здесь много энергичных сцен, много действия… Кроме того, фильм открывает неизвестные ранее факты. Сама дорога под названием «Коридор смерти» долгое время была засекречена».
«Даниил Гранин принимал участие во всех этапах создания картины, пока не ушёл из жизни. Он давал комментарии, которые мне очень дороги. О героинях фильма написал на полях сценария так: «Девчонки настоящие. Я знал таких». Когда он приехал на съёмки первого блока и сильно замёрз, я и Дмитрий Каралис отвезли его в ресторан, попить чаю. Он рассказывал много интересных вещей про блокаду. Например, что в блокаду Ленинград был тихим, повсюду была звенящая тишина. Что город был нечищенным, в сугробах и узеньких тропках. И даже эти несколько скупых замечаний дали картине очень много: ведь тишина - это не просто тишина по звуку, это некое состояние города... Благодаря Даниилу Гранину есть понимание образа города. Что там должно или не должно быть: не должно быть, к примеру, оживленного гула, суеты, живых современных голосов… Как вели себя люди, как одевались. Как закутывались кто во что горазд, как валенки были большой редкостью, и хорошо, если удавалось добыть их, пусть и большего размера. Помню, в последний раз - мы были у него в конце мая - я показал Даниилу Александровичу снятый материал, и он обратил внимание, что у нас в кадре пару раз прикуривали от спички. Он заметил, что спички были дефицитом, поэтому в ходу больше были зажигалки. После этого у нас были досъёмки в павильоне, и я реквизиторам дал задание найти зажигалки того времени».
«История создания фильма, действительно, очень непростая. Такой сложной картины у меня, пожалуй, ещё не было. Одним из тяжелейших испытаний стала экспедиция в феврале 2016 года под Лугу, на железнодорожном полигоне. Мы приезжали на площадку вечером, готовились к съёмкам, пока светло, снимали, и только к 8 утра уезжали спать. На протяжении всех двух недель экспедиции я работал без полноценного сна, выходных вообще не было. А на съёмках - дым, гарь, взрывы. Пыль от взрывов залепляла актёрам глаза... По сценарию герой Артёма Алексеева делал дымовую завесу. В результате артист чуть не задохнулся, обжёг себе лёгкие. Слава богу, всё закончилось без последствий... Люди болели, сходили с дистанции, менялись, и я не виню их в этом - не всем удаётся такое выдержать. По возвращению из экспедиции, приходил в себя очень долго. Я никогда не был на войне, но мне казалось, что некоторым образом мне удалось приблизиться к состоянию персонажей своего фильма. Днём ходил сонный, а ночью не мог спать, снились кошмары: паровозы и взрывы - всё, что окружало меня в последние месяцы. И я был не единственным, кто пережил подобное после экспедиции».