Психоаналитик экстра-класса и рафинированный эстет Рубен Брандт эффективно врачует закоренелых преступников, но сам страдает от ночных кошмаров. Ему кажется, что единственный способ излечиться - выкрасть тринадцать художественных шедевров из самых охраняемых музеев мира. Собрав команду из четырёх своих пациентов, он грабит Лувр, галерею Тейт, Эрмитаж и Нью-Йоркский музей современного искусства, превращаясь в самого известного и преследуемого преступника в мире. За ним гоняются итальянские мафиози, русские гангстеры, полиция, а также охотники за головами, заинтересованные в 100 миллионах вознаграждения. Но самый грозный противник Брандта - Майк Ковальский, частный детектив, работающий на страховые компании…
«Ограбление по Фрейду» - полнометражный дебют Милорада Крстича. В этом фильме он выступил в качестве режиссёра, сценариста и продюсера. Милорад Крстич родился в Дорнберке (Словения) в 1952 году. Окончил юридический факультет университета в Нови-Саде (Сербия). С 1989 года живёт в Будапеште, работает как живописец и художник мультимедиа. Его профессиональные интересы - живопись, рисунок, скульптура, документальное кино, сценография, фотография и другие виды визуальных искусств. Его первый анимационный фильм «Моя малышка меня оставила» был отмечен на МКФ в Берлине в 1995 году призом «Золотой медведь» за лучший короткометражный фильм. Интерактивный CD ROM «Анатомический театр» награждён призом за лучший интерактивный проект на МКФ в Анси в 1999-м.
Ингмар Бергман, Луис Бунюэль, Чарли Чаплин, Сергей Эйзенштейн, Федерико Феллини, Альфред Хичкок, Джон Хьюстон, Стэнли Кубрик, Акира Куросава, братья Люмьер и Жорж Мельес - их произведения оказали огромное влияние на режиссёра Милорада Крстича, и он не скрывает этого в своем фильме «Ограбление по Фрейду».
В имени главного персонажа «Ограбления по Фрейду» - Рубен Брандт - «скрыты» имена двух великих художников, Рубенса и Рембрандта. А вот список картин, украденных героями фильма:
- Фредерик Базиль. Портрет Ренуара;
- Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры»;
- Ганс Гольбейн. Портрет Антуана II Доброго, герцога Лотарингского;
- Фрэнк Дювенек. «Свистящий мальчик»;
- Поль Гоген. «Женщина, держащая плод»;
- Винсент Ван Гог. Портрет почтальона Жозефа Рулена;
- Эдвард Хоппер. «Полуночники»;
- Рене Магритт. «Вероломство образов»;
- Эдуард Мане. «Олимпия»;
- Пабло Пикассо. «Женщина с книгой»;
- Тициан. «Венера Урбинская»;
- Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты Терезы в синем платье;
- Энди Уорхол. «Элвис I и II».
Фильм «Ограбление по Фрейду» участвовал в МКФ в Локарно и вошёл в лонг-лист премии «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм».
МИЛОРАД КРСТИЧ:
«Я художник, и однажды я сказал себе: давай сделаем художественный анимационный фильм о картинах. А чтобы зрителям было интереснее, пусть это будет криминальная история о картинах. Это может быть фильм о серийном грабителе знаменитых музеев мира. И грабитель крадёт картины не из-за их ценности, он не хочет денег – он вынужден красть картины, потому что они преследуют его, они нападают на него в его кошмарах. Ну и, конечно, вот детектив, который пытается поймать грабителя. Теперь у нас есть основа для сложной истории об искусстве, психологии и преступности».
«За много лет до того, как погрузиться с головой в атмосферу музеев и кинотеатров, я понял, что мир нарисованный или увиденный через объектив, может быть более выразительным, чем реальность. Живопись и кино - самые значимые для меня виды искусства. Это и является основой моего фильма. В нём два уровня. Первый - это экшен-криминальная история. Второй - скольжение по волнам искусства прошлых веков и современного: от Караваджо до Пикассо, от Эйзенштейна до Хичкока, от Элвиса до Рэмбо. Это цельная энциклопедия кино и искусства, где каждый кадр - отсылка к известному произведению. Что касается моего стиля рисования, я надеюсь, что зрители воспримут его, как оригинальный и образный. Годар сказал: фотография - это правда, а кино - правда 24 кадра в секунду. А я бы сказал так: для меня рисунок - это воображение, а анимационный фильм - воображение 24 кадра в секунду».
ПРЕССА:
«Гениальный анимационный фильм - это детектив, триллер, безумная комедия и многое другое» («Rolling Stone»).
«Крстичу прекрасно удалось создать атмосферу нуара (джаз, зловещие тени, отсылки к фильмам о Майке Хаммере), но ещё лучше - выстроить стремительное действие… Стильный, динамичный анимационный триллер, действие которого происходит в мире прекрасных произведений искусства» («Variety»).
«Поразительно динамичное зрелище для фильма, до краёв заполненного художественными, визуальными, историческими отсылками и идеями современной психологии» («Hollywood Reporter»).
«Один из лучших европейских анимационных фильмов с 2003 года, когда вышла картина «Трио из Бельвилля»… Это фильм для людей разных возрастов, для вундеркиндов, для поклонников искусств и тех, кто любит настоящее развлечение («Cineuropa»).
«Художественный стиль фильма - само совершенство… Первый полнометражный фильм художника Милорада Крстича искрит неординарностью. Это и отличный триллер, и игривое сюрреалистическое интеллектуальное упражнение одновременно» («Screen Daily»).
«Удивительный и смелый фильм «работает» на многих уровнях. Все ваши потребности - и интеллектуальные, и развлекательные - будут удовлетворены» («The Independent»).